«Лебединая песня» (2021) фото
{{ label }}

«Лебединая песня»: интеллектуальная фантастика с обладателями «Оскара»

Неспешный, но красивый фильм о смерти и жизни после нее – в другом варианте.
Иван Афанасьев
|
16 Декабря 2021

Кэмерон – интеллектуал, художник, любящий муж и заботливый отец. Однажды он узнает, что неизлечимо болен, но не сообщает об этом родным. В поисках решения он выходит на доктора Скотта, главу клиники, где занимаются клонированием людей. Ему предлагают создать свою полную копию: воспоминания, манеры, привычки, даже музыкальные предпочтения – все будет перенесено в тело идентичной модели с единственным минимальным изменением, которое не заметит никто, кроме «оригинала» и сотрудников клиники. Желая оградить свою семью от горя, герой соглашается – новоявленная копия отправляется в его дом, чтобы жить его жизнью. Наблюдая за жизнью семьи глазами клона, Кэмерон многое понимает о себе и отношении к собственной семье.

«Лебединая песня» (2021) фото
«Лебединая песня» (2021)
Фото: Кадр из фильма

Обладатель «Оскара» за лучший короткометражный фильм («Заика»), британский режиссер Бенджамин Клири уже в первой работе показал себя тонким психологом, многое понимающим в человеческой натуре. «Лебединая песнь», его полнометражный дебют, интересен еще и тем, что Махершала Али, тоже, кстати, обладатель аж двух «Оскаров», сыгравший роль Кэмерона, впервые выступил в качестве продюсера. Окей, не считая докфильма «Мы мечта: Дети на фестивале Мартина Лютера Кинга», где он был исполнительным продюсером; в этот раз все серьезно – Али сам увидел что-то в этой картине и внес свой финансовый вклад. Не гадкого ли лебедя подкинул ему многообещающий сценарий про оглушительно тихое и запредельно далекое настоящее, которое язык не поворачивается назвать даже «недалеким» будущим?

Пожалуй, что нет: «Лебединая песня» – кино, скажем так, на любителя, но сделано оно с огромным старанием и чувством стиля. Лаконичные интерьеры софт-сай-фай а-ля «Из машины», тоже философской фантастики с этическими дилеммами, подчеркивают заторможенность медитативной, крайне неторопливой картины. Порой кажется, что действие увязло или стоит на месте, а камера парит в невесомости, будто в разреженном вакууме. Это нужно, чтобы оттенить невероятные старания Али и других актеров – помимо Наоми Харрис в роли жены, есть еще Гленн Клоуз, служащая памятником элегантности и сдержанности. Но особенно хочется отметить Аквафину – диву даешься, как она умудряется быть такой разной во всех фильмах, и в этот раз она вновь другая: отрешенная, экзальтированная дама, оказавшаяся в той же ситуации, что и Кэмерон, своего рода зеркало для героя.

«Лебединая песня» (2021) фото
«Лебединая песня» (2021)
Фото: Кадр из фильма

Эти неспешность, чувство достоинства и собственного скромного величия, с одной стороны, существенно отрезают часть аудитории от фильма – недовольные пойдут на Netflix, где для них припасены удовольствия без излишеств. Те же, кто останется, обнаружат умное кино на актуальную тему. Человечество уже давно живет между двумя мирами – реальным и виртуальным. Технологии позволяют плодить двойников, пока не настоящих и зависимых от носителя – но что, если наши аватары из соцсетей однажды решат объявить нам… пусть не войну, но сепаратистский ультиматум? Нам следует почаще думать, что мы впускаем в этот мир. И речь порой идет не только о роботах и клонах.

{{ label }}