«Корсаж» (2022) фото
{{ label }}

«Корсаж»: история шальной императрицы в духе «Фаворитки» Лантимоса

Принцесса Сисси преодолевает кризис среднего возраста с помощью физических упражнений, новой стрижки и большого количества сигарет.
Ольга Маршева
|
13 Октября 2022
2022
драма, биография, история
Режиссер Мари Кройцер
Австрия, Франция, Германия, Люксембург
IMDb7.2
7.2

Австрийская императрица Елизавета (1837-1898) стала «королевой сердец» за столетие до принцессы Дианы. В Вене до сих пор в каждой сувенирной лавке можно купить открытки, стопки для шнапса, шелковые платки с ее изображением – иногда это репродукция знаменитого портрета работы Винтерхальтера, но часто просто фото молоденькой Роми Шнайдер. Роми сыграла Сисси сразу в трех фильмах в середине 50-х, и с тех пор мы считаем, что именно такой Сисси и была: очаровательной, наивной, розовощекой. О, какой конфуз.

«Корсаж» (2022) фото
«Корсаж» (2022)
Фото: Кадр из фильма

Мари Кройцер рассказывает в «Корсаже» (2022) совсем другую историю. Елизавете (Вики Крисп) уже сорок, она избавилась как от детского прозвища «Сисси», так и от последних иллюзий. Она тяжело переживает свой возраст, цепляется за каждый комплимент в свой адрес и расцветает счастливой улыбкой, когда кто-то говорит, что она красива (без приставки «все еще»). Наряды ее уже не привлекают: гораздо больше удовольствия Елизавета находит в прогулках верхом и регулярных визитах в психушку (ее любимое отделение, разумеется, женское – где в каждой буйной пациентке, страдающей от «меланхолии», Ее Величество видит себя). Муж, Франц-Иосиф, которого Сисси называет исключительно «Ф-И», не то чтобы охладел к своей жене – но выполняет свой супружеский долг бесстрастно, словно разбирает деловые бумаги. А королеве хочется страстей, свободы – но когда это в принципе было позволено монархам?

«Корсаж» (2022) фото
«Корсаж» (2022)
Фото: Кадр из фильма

«Корсаж» (2022) – фантазийная биография принцессы Сисси, реальные факты в ней перемешаны с художественным вымыслом. Вот императрица профессионально падает в обморок на скучном приеме, показывает средний палец осточертевшим придворным и преследует на рынке юную любовницу мужа. Она истерит, отказывается отпускать от себя преданную фрейлину, ужинает тремя ломтиками апельсина, пытается соблазнить сначала учителя верховой езды, а потом собственного кузена. Детей любит, но как-то избирательно – эгоистично пытается перетянуть их на свою сторону. В конце концов, становится жаль не столько ее, сколько ее застегнутого на все пуговицы мужа (как в похожей ситуации было жаль принца Чарльза) – он-то как раз пытается думать о других: и о жене, и о детях, и о судьбе всей империи.

«Корсаж» (2022) фото
«Корсаж» (2022)
Фото: Кадр из фильма

Проблема в том, что на феминистку Елизавета совсем не похожа, как бы того ни хотелось авторам фильма: пытаясь, образно, выбраться из тугого корсажа, она в действительности затягивает его все туже. Ей хочется женской власти и преданности, а отдавать что-то взамен она не готова. Впрочем, и на себя этой Елизавете плевать: не получив желаемого, она запросто может начать заниматься членовредительством.

«Корсаж» (2022) фото
«Корсаж» (2022)
Фото: Кадр из фильма

Несмотря на то, что к сюжету «Корсажа» есть вопросы (особенно к альтернативному, с точки зрения истории, финалу), это очень стильный фильм, настоящее пиршество для эстетов. Мари Кройцер явно ориентировалась на «Фаворитку» Йоргоса Лантимоса (похожи даже афиши): и там, и там одиночество монаршей особы подчеркивается лаконичностью и, скажем так, обшарпанностью дворцовых интерьеров, четкой геометрией комнат, подстриженных кустарников, тяжелых балдахинов и бассейнов под открытым небом. Саундтрек Камилль из группы Nouvelle Vague – тоже неотъемлемая часть «Корсажа»: заглавный трек She was долго не выйдет из вашей головы. В песне, кстати, поется ровно о том же: любая женщина может быть одновременно и лебедем, и тигрицей, героиней портрета Винтерхальтера – и потенциальной пациенткой психушки, в которой кто-то видит страдалицу, а кто-то – развратницу.  

{{ label }}






популярные комментарии
Начни обсуждение! Оставь первый комментарий к этому материалу.