{{ label }}

«Фабельманы»: краткая история Стивена Спилберга

Рассказываем, почему полуавтобиографическую картину Стивена Спилберга называют одной из лучших в его карьере.
Анастасия Лабурец
|
18 Января 2023
2022
драма
Режиссер Стивен Спилберг
Индия, США
IMDb7.7
Кинопоиск7.7
7.7

«Фабельманы» стали лучшим драматическим фильмом по версии «Золотого глобуса», обогнав продолжение «Аватара» Джеймса Кэмерона и «Топ Ган: Мэверик» Джозефа Косински. Рассказываем, почему полуавтобиографическую картину Стивена Спилберга называют одной из лучших в его карьере.

Шестилетний Сэмми Фабельман напуган — сейчас он увидит свой первый фильм в кинотеатре — «Величайшее шоу мира» Сесила Б. ДеМилля. Мальчик слышал, что в зале будет темно, а на экране появятся гиганты. Рассказы отца о кино и 24 кадрах в секунду ребенку никак не помогают. И только слова матери о том, что фильмы — они как хороший сон (или мечты), — позволяют Сэмми успокоиться.

«Фабельманы», реж. Стивен Спилберг
Фото: Кадр из фильма

Путь в мир большого кино для героя начнется с кульминационной сцены крушения поезда. Одновременно страшась и желая увидеть ее вновь, мальчик вместе с мамой-затейницей воспроизводят показанное на игрушечной железной дороге и снимают на камеру. С этого момента ребенок начинает запечатлевать все: от обычной поездки в машине до самостоятельно придуманных идей, которые ему помогают воплощать сестры, друзья и родители.

В жизни практически каждого режиссера наступает момент, когда он решает рассказать свою собственную историю. Стивену Спилбергу потребовалось на это более пятидесяти лет и около сорока фильмов. О том, чтобы снять картину о себе и своей семье, он задумался еще во время работы над «Инопланетянином». Тогда, по словам режиссера, он даже написал несколько листов сценария, однако был вынужден их отложить. К этой идее Спилберг вернулся, когда снимал «Линкольна». Возможный проект он обсуждал со своим давним коллегой — драматургом Тони Кушниром, однако всерьез кинематографисты взялись за дело лишь во времена пандемии. 

«Если я собираюсь рассказать историю, которую я всегда хотел рассказать — о взрослении в этой уникальной семье, сейчас, вероятно, самое лучшее время. Это то, что я должен вытащить из себя», — признавался Спилберг.

Премьера «Фабельманов» состоялась в конце ноября 2022-го. В российских кинотеатрах фильм, по понятным причинам, не крутили. Лента не могла похвастаться грандиозными кассовыми успехами, как было когда-то со спилберговскими «Челюстями», «Близкими контактами третьей степени» или «Инопланетянином». И все же в профильных изданиях «Фабельманов» назвали одним из лучших фильмов Стивена Спилберга. И дело вовсе не в том, что здесь режиссер применяет какие-то неожиданные для себя визуальные решения. Наоборот, в фильме есть все те отличительные черты постановщика, которые сделали ему имя. Это и знаменитое «спилберговское лицо» — крупный план Сэмми, который сталкивается с нечто одновременно шокирующим, пугающим и безумно привлекательным. И съемка через объект — например, в сцене беседы героя с сестрой. И длинные кадры — когда Сэмми монтирует видео с семейной вылазкой на природу и видит то, чего увидеть не должен был.

«Фабельманы», реж. Стивен Спилберг
Фото: Кадр из фильма

Будучи подростком, Спилберг тяжело пережил развод родителей. Фильмы стали для режиссера возможностью переосмыслить болезненный опыт. В «Фабельманах» распад семьи становится одной из центральных тем и позволяет понять, насколько сильное влияние он оказал на становление постановщика. Пока отец главного героя (Пол Дано) называет увлечение сына хобби, мать (Мишель Уильямс) понимает, почему Сэмми взял в руки камеру. «Это то, что он может контролировать», — говорит Митци. Фильмы становятся для мальчика не только возможностью преодолеть страх, но и способом управлять хаосом, царящим в жизни. Спилберг предстает здесь трогательным, уязвимым и впервые так откровенно говорит о том, что беспокоило его долгие годы. Кино для него — волшебство, обладающее одновременно целительной и разрушительной силой. Ведь через камеру можно раскрыть неудобную правду, создавать мифы и влиять на чувства и эмоции зрителей. 

«Фабельманы», реж. Стивен Спилберг
Фото: Кадр из фильма

Подкупают «Фабельманы» сильными актерскими выступлениями. Габриель ЛаБелль отлично подошел на роль подростка, разрывающегося между семьей и искусством. Пол Дано и Мишель Уильямс хорошо дополняют друг друга в роли женатой пары, противопоставляющей логику и рацинализм романтизму и причудливому оптимизму. Сет Роген вызывает симпатию, играя друга семьи Бенни — доброго весельчака и балагура, симпатизирующего Митци. Дополняют эту четверку Джадд Хирш в роли эксцентричного дяди Бориса, посвятившего себя цирковому искусству, и короткое, но не менее значимое выступление Дэвида Линча. Последний играет классика вестерна — ворчливого Джона Форда, который дает мальчику ценный совет, а Спилберг его в финале игриво использует.

«Фабельманы» — это не только история мальчика, который в 1975 году поставит весь Голливуд на уши, но и размышление об искусстве и о том, чем ради него приходится жертвовать. И, как и все хорошие фильмы, «Фабельманы» — это сон, прекрасная мечта. А великий сказочник Стивен Спилберг верит, что мечтам суждено сбываться.

{{ label }}






популярные комментарии
Начни обсуждение! Оставь первый комментарий к этому материалу.