«Армия мертвецов», реж. Зак Снайдер, кино
{{ label }}

«Армия мертвецов»: кровавая песочница для Зака Снайдера

На Netflix вышел новый фильм режиссера «300 спартанцев» и «Лиги справедливости». Его подают как веселый боевик в декорациях Лас-Вегаса, но постеры и трейлеры обманчивы.

Зомби захватили Лас-Вегас. Вокруг города построили сцену из грузовых контейнеров, чтобы монстры не могли выбраться на свободу. Спасшиеся люди обитают неподалеку, в поселениях, напоминающих концентрационные лагеря. За их передвижением и здоровьем следят суровые военные, но они выполняют свою работу не слишком ревностно, а скорее для вида.

Как на инцидент отреагировал остальной мир, мы не знаем. Сам зомби-апокалипсис в масштабах одного города мы видим лишь мельком, в бодрых начальных титрах, тогда как основное действие разворачивается сильно после. Скотт, бывший наемник, ныне работающий в кафе, собирает команду людей, которые готовы пойти с ним на непростое дело — ограбление казино, организованное самим его владельцем.

«Армия мертвецов», реж. Зак Снайдер, кино
«Армия мертвецов», реж. Зак Снайдер
Фото: Кадр из фильма

Гибрид фильма про ограбление с зомби-боевиком кажется многообещающим. По отдельности мы это видели не раз, но идея соединить эти концепции в одной истории — отличный способ удовлетворить легендарный продюсерский запрос: «Дайте мне то же самое, но по-другому». Осталось выпустить режиссера Зака Снайдера в песочницу, дать приличный, но не заоблачный бюджет и любоваться, как он делает новую классику боевика, используя свои коронные приемы, вроде слоу-мо и гиперстилизации. Идеальный рецепт успеха, не правда ли?

Человек-оркестр 

«Армия мертвецов», реж. Зак Снайдер, кино
«Армия мертвецов», реж. Зак Снайдер
Фото: Кадр из фильма

«Армия мертвецов» — это дитя воображения Снайдера. Здесь он не только режиссер, автор идеи, сценарист и продюсер, но еще и оператор-постановщик. Над ним не стоит большая студия, переживающая за прокат и хронометраж, как это было с «Запрещенным приемом». Проект не могли у него отнять и переснять, как «Лигу справедливости». Фильм не надо было подгонять под подростковый возрастной рейтинг. По сути перед нами настоящее авторское кино. 

Получив абсолютную свободу, Снайдер решил не напирать на свои сильные стороны — атмосферу и визуальную подачу, — вместо этого выведя на первый план личные отношения персонажей. Казалось бы, неплохая идея, ведь в фильме об ограблении важна динамика внутри команды. 

«Армия мертвецов», реж. Зак Снайдер, кино
«Армия мертвецов», реж. Зак Снайдер
Фото: Кадр из фильма

К сожалению, написана «Армия мертвецов» из рук вон плохо. Многословность некоторых сцен убивает всю динамику. Попытки углубить личную драму главного героя и его дочери заставляют зевать: Дэйв Батиста и Элла Пернелл изо всех сил стараются выжать из своих реплик хоть какую-то искренность, но в итоге все равно натужно перебрасываются стандартными фразами. Дружба между Вандероэ, давним товарищем Скотта, и неловким взломщиком Дитером появляется из ниоткуда и там же исчезает. Предатель в команде настолько очевиден, что даже сами персонажи не могут это игнорировать.

Когда каждый диалог навевает смертельную скуку, внимание само собой переключается на логику происходящего, которая периодически пропадает. Скорость перемещения героев меняется в угоду сценарию, двадцать минут в мире фильма тянутся бесконечно, позволяя персонажам лишний раз поговорить по душам. Кое-кому чудесным образом удается выжить в, казалось бы, безвыходной ситуации. Таких деталей множество, и они бы не имели большого значения, если бы фильм захватывал. 

«Армия мертвецов», реж. Зак Снайдер, кино
«Армия мертвецов», реж. Зак Снайдер
Фото: Кадр из фильма

Но, кроме плоских героев, этому мешает и сам сюжет. Все главные поворотные моменты он «заимствует» у «Чужих», практически слово в слово повторяя некоторые фразы из классики. Смерти героев не трогают. Часть истории, посвященная непосредственно ограблению, невероятно прямолинейна.

Снайдера то и дело подводит вкус. Редкие объективы, которыми он хвалится в получасовом фильме о производстве, снимают с настолько малой глубиной резкости, что большая часть изображения часто уходит в расфокус — это больше отвлекает, чем работает как художественное решение. У Снайдера уже не выходит так точно и динамично сочетать действие с музыкой, как раньше — то и дело чувствуется рассинхрон. А главный музыкальный просчет поджидает зрителя в эпилоге, когда вдруг начинает играть акустическая версия песни «Zombie» группы The Cranberries — знаменитая композиция, посвященная терроризму, а вовсе не зомби. Быть может, Снайдер таким образом пытался тематически связать сброшенную на Лас-Вегас ядерную бомбу и террористические атаки, вот только сравнение это почти не читается и подобный выбор не вызывает ничего, кроме испанского стыда.

«Армия мертвецов», реж. Зак Снайдер, кино
«Армия мертвецов», реж. Зак Снайдер
Фото: Кадр из фильма

Сокровище в сейфе 

«Армия мертвецов», реж. Зак Снайдер, кино
«Армия мертвецов», реж. Зак Снайдер
Фото: Кадр из фильма

Где-то глубоко под затянутыми диалогами, клишированным сюжетом из 80-х и расфокусированной картинкой, как будто обработанной портретным режимом айфона, скрывается любопытный боевик о необычных зомби. Местные мертвецы образовали целую иерархию, их много и они разных видов: тут и классические медленные, и более современные быстрые, и альфы, наделенные интеллектом и до боли напоминающие урук-хаев из джексоновского «Властелина колец». Зомби в фильме гораздо интереснее людей, так что иногда задумываешься, что было бы гораздо интереснее посмотреть на события «Армии мертвецов» с их точки зрения. Так можно было бы избавиться от нудных диалогов и показать людей как вторженцев, не уважающих чужую культуру. 

«Армия мертвецов», реж. Зак Снайдер, кино
«Армия мертвецов», реж. Зак Снайдер
Фото: Кадр из фильма

А еще в фильме есть один удачный персонаж — вертолетчица Питерс, которую сыграла Тиг Нотаро, больше известная своими стендапами. Ее не было на площадке во время основного производства, и она даже ни разу не встречалась с Дэйвом Батистой, а все потому, что ей выдалась непростая задача — заменить в уже практически готовом фильме актера Криса Д’Елию, недавно обвиненного в харассменте. В результате получилась неожиданно классная героиня. Ей веришь, когда она говорит, что ненавидит свою жизнь, а нарочито отстраненное, ироничное исполнение отлично ложится на общее безумие фильма. Именно этой самоиронии так не хватает «Армии мертвецов». 

Снайдер хорошо себя чувствует в экшне. Сцены перестрелок и боев можно вырезать из фильма и показывать как отдельные короткометражки — связаны между собой они слабо, но способны развлечь. Вот только этого развлечения на два с половиной часа экранного времени выходит слишком мало. 

«Армия мертвецов», реж. Зак Снайдер, кино
«Армия мертвецов», реж. Зак Снайдер
Фото: Кадр из фильма

«Армия мертвецов» — неповоротливая махина из наскоро смешанных между собой идей, которую сложно кому-то порекомендовать. Она слишком скучна, чтобы понравиться любителям боевиков, и слишком проста для поклонников фильмов-ограблений. Если вы все-таки соберетесь ее смотреть, сделайте себе одолжение — каждый раз, когда фильм начнет вас утомлять, проматывайте занудный кусок. Ничего важного вы не потеряете, но, возможно, хорошо проведете время. Благо, фильм вышел сразу на Netflix.

{{ label }}

Новости партнеров