Историю создания знаменитых картин великих русских живописцев Ивана Шишкина, Василия Перова, Михаила Врубеля и Виктора Борисов-Мусатова расскажут в киноальманахе «Арт и Факт», показ которого начнется в воскресенье на Первом канале. Как сложилась судьба мальчика Васятки из «Тройки» Перова? В действительно ли Шишкин никогда не писал медведей? На все эти вопросы ответит исторический фильм с участием звезд российского кино. Каждая из четырех серий раскрывает удивительное переплетение судеб художников и героев их полотен.
Первый выпуск посвящен картине «Призраки» Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. В фильме участвовали: Владислав Комаров, Карина Разумовская, Евгений Филатов, Олеся Соколова, Соня Присс, Екатерина Ильина. Художник после операции на позвоночнике приезжает в знаменитое имение Голицыных на этюды. Усадьба покинута, и старый дворецкий рассказывает Борисову-Мусатову и его сестре о том, что здесь таинственным образом погибла юная княжна. И во сне, и наяву Мусатов сталкивается с необъяснимыми явлениями. Он видит призрак девушки и вступает с ним в контакт...
А судьба Михаила Врубеля будет раскрыта через его полотно «Демон поверженный. «Уверен, не артист выбирает роль, а роль находит его сама, — рассказывает исполнитель роли Врубеля Владимир Кошевой. — Редкое актерское счастье, когда все сходится: и режиссер, и сценарий, и роль. В проекте «Арт и факт» все сошлось».
«Русские художники конца XIX — начала ХХ века являлись двигателем культуры страны, — рассказывает Олег Гусев, режиссер сотен клипов для ведущих российских артистов и телепроектов. — Истории, связанные с написанием этих работ, интересные и порой трагические. Проект уникален тем, что это новое прочтение историй, о которых люди, может быть где-то что-то и читали, но не знали точно. Впрочем, это не документальный фильм, а художественный вымысел, созданный на основе фактов».
«Когда мне предложили сыграть художника Шишкина, я сказал, конечно, да, — признается Артур Ваха. — К живописи меня еще матушка приучала. Помню, у нас было очень много альбомов по живописи дома. Готовясь к роли, изучил все картины Шишкина, и, конечно, «Утро в сосновом бору». Наша новелла снята в жанре комедии, мы пытались немножко облегчить восприятие, отойти от сухих фактов биографии. Ситуация была достаточно комедийная и нелепая с тем, как мы ходили по лесу искали медведя. Так решил режиссер, мы подхватили эту ситуацию».
Для каждой новеллы была создана копия картины в натуральную величину. Самая масштабная, более трех метров в длину — «Демон поверженный».
«Мы снимали в лесу, в Доме ученых, в роскошных интерьерах Юсуповского дворца, Дома Архитекторов, особняка Кельха, мастерской Куинджи в Петербурге, — уточняет художник проекта Елена Жукова. — В Петропавловской крепости сделали рынок. Это не так просто. Там и прилавки, и навесы, и тенты, и кукольный театр — балаганчик, нарисованный по историческим мотивам. Всё нужно было оживить. И самое главное, выбрать ракурсы, чтобы в кадр не попали современные элементы».
Тяжело было готовить площадку «дом Третьякова». Одних картин нужно было развесить более 150. Всё, что можно, взяли со склада «Ленфильма». И всё равно режиссёру казалось, что этого мало. Ему хотелось, чтобы картины висели от пола до потолка, как это и было у Третьяковых. К тому же нужно было избежать вопиющих несовпадений картин и эпохи. Справиться помог Союз художников и вся съемочная группа.
«Сегодня в сценариях совсем нет истории взаимоотношений брата и сестры, любви и внимания друг к другу, — признается Карина Разумовская, сыгравшая сестру Виктора Борисова-Мусатова. — А здесь мне, как актрисе, есть, что играть. Интересная роль, с историей. Отдельно хочется отметить и костюмы, и уникальные особняки-музеи. Всё настоящее, живое, пронизанное историей и любовью».