«Отступники», реж. Мартин Скорсезе фото
«Отступники», реж. Мартин Скорсезе
Фото: Кадр из фильма

«Отступники»: культовое шпионское кино в антураже бандитского Бостона

По случаю юбилея Мартина Скорсезе разбираем фильм, принесший ему единственный на данный момент режиссерский «Оскар» в карьере.
Святослав Бирючин
|
17 Ноября 2022
2006
драма, криминал, триллер
Режиссер Мартин Скорсезе
США
IMDb8.5
Кинопоиск8.5
8.5

Мартину Скорсезе – 80 лет. Как ни странно, живой классик американского кино, обласканный зрительской любовью и уважением критиков, снявший множество суперпопулярных и даже культовых лент от «Таксиста» (1976) до «Волка с Уолл-Стрит» (2013), за свою почти полувековую карьеру всего лишь один (!) раз был удостоен «Оскара». Долгожданную награду принесли «Отступники» (2006) – ремейк гонконгского криминального триллера «Двойная рокировка» (2002), переписанного под американские реалии. Картина получила пять номинаций и победила в четырех из них, включая «Лучший фильм» и «Лучший адаптированный сценарий» (Уильям Монахан), а сам Скорсезе взял заветную статуэтку как «Лучший режиссер». 

Как и в большинстве криминальных фильмов мэтра, в «Отступниках» речь вновь заходит об этнической преступности в Штатах, на сей раз концентрируясь вокруг бостонских ирландцев, – потомков иммигрантов времен Великого голода 1845-1849 гг. Два лучших молодых выпускника полицейской академии оказываются по разные стороны баррикад: Колин Салливан (Мэтт Деймон) – агент мафии в отделе спецрасследований, Билли Костиган (Леонардо ДиКаприо) – честный коп, внедренный в бандитские ряды. Чтобы выжить во враждебной среде и добиться поставленных целей, каждый из них должен ни в коем случае не раскрывать себя и как можно быстрее вычислить и уничтожить противника, но сделать это, как водится, не так-то просто.

«Отступники», реж. Мартин Скорсезе фото
«Отступники», реж. Мартин Скорсезе
Фото: Кадр из фильма

Два талантливых отличника, преуспевших не только в учебе, но и в умении казаться теми, кем не являются, Салливан и Костиган становятся идеальными «кротами» (если по-полицейски) или «крысами» (если по-бандитски), буквально – своими среди чужих. Их убедительная ложь и искусное притворство – одна из ключевых тем фильма, пронизывающая историю от начала до конца и держащая на себе сюжетную интригу. По сути, Деймон и ДиКаприо исполняют роли персонажей, которые внутри фильма сами играют на публику значительную часть экранного времени. Но куда важнее вынужденного вранья и одной на двоих подружки другая общая черта зеркальных соперников (вполне искренняя), движущая ими, – стремление вырваться из ненавистной среды, сделать имя и карьеру. И если для Костигана способы достижения этой цели исчерпываются диапазоном легальных возможностей, какими бы трудоемкими они ни были, то для Салливана, баловня судьбы, бережно воспитанного мафией, все средства хороши. Эта разница между оппонентами прекрасно заметна в той точке истории, когда Костиган отбывает тюремный срок, чтобы внедриться в банду на правах отсидевшего хулигана, а Салливан спокойно попивает кофе на балконе своей роскошной квартиры, поглядывая на позолоченную крышу Капитолия штата Массачусетс – визуальный лейтмотив фильма, отражающий скрытые амбиции героя Мэтта Деймона.

Фрэнк Костелло – местный криминальный босс, блестяще сыгранный Джеком Николсоном, –  с малых лет воспитывает Салливана одновременно как сына и как слугу, готовя его к преданной работе на себя, то есть – на хозяина. Прохладная дистанция между ними при декларируемой близости и едва ли не родстве (Салливан регулярно называет Фрэнка «папой») неизменно ощущается на экране: герой Деймона понимает, что в лучшем случае может считаться приемным сыном жестокого мафиози, обязанным отблагодарить влиятельного отчима за воспитание и помощь. Их отношения друг с другом и с женщинами, пожалуй, несколько сложнее, чем кажутся на первый взгляд, если учесть, что у Костелло к преклонным годам нет родных детей, а у Салливана проблемы с потенцией.

«Отступники», реж. Мартин Скорсезе фото
«Отступники», реж. Мартин Скорсезе
Фото: Кадр из фильма

С точки зрения режиссуры «Отступники» сделаны блестяще. Здесь на месте буквально каждый прием, включая документальный пролог с закадровым вступительным монологом Костелло, прилипчивые ирландские мелодии в саундтреке, регулярные флешбэки в прошлое персонажей, эстетские кадры с одинаково четким передним и задним планами (такой комбинированный эффект достигается благодаря диоптриям с разделенным фокусом или полулинзам) и прочие изобразительные красивости многолетнего оператора Скорсезе Михаэля Балльхауса. А также монтаж Тельмы Скунмейкер – временами чрезвычайно динамичный, что позволяет быстро ввести зрителя в курс дела и донести до него сюжетную информацию в предельно сжатой форме, экономя драгоценный хронометраж для более важных и сложных сцен. Скунмейкер, как и Балльхаус, несколько десятилетий работала со Скорсезе и за монтаж «Отступников» получила свой третий «Оскар» после наград за «Бешеного быка» (1980) и «Авиатора» (2004). Тем временем в скрипте Уильяма Монахана элементы гангстерского кино, неоднократно апробированные режиссером в предыдущих лентах (погружение в мир мафии с брутальными бандитами, нелегальными бизнес-сделками, большими деньгами, жестокими расправами над конкурентами и другими атрибутами жанра), успешно сочетаются как с приемами из фильмов о военных разведчиках и агентах спецслужб (конспиративные встречи, усиленные поиски «кротов», тайные слежки, страх разоблачения и прочий шпионский саспенс), так и с сальными диалогами в стиле неполиткорректных американских комедий 1980-1990-х гг.

«Отступники», реж. Мартин Скорсезе фото
«Отступники», реж. Мартин Скорсезе
Фото: Кадр из фильма

В завершение разговора о фильме важно упомянуть вот о чем. Официальное прокатное русскоязычное название «Отступники» (то есть – «Предатели», «Изменники») правдиво отражает сюжет, но не вполне адекватно оригинальному неймингу. Английское «departed», которое мы впервые встречаем на похоронной открытке, подписанной Костелло и обнаруженной Костиганом на могиле матери, в контексте приведенной фразы буквально означает «ушедшие», «усопшие», «покойные». При таком рассмотрении заглавный титр фильма недвусмысленно намекает зрителю, что в точке входа в эту гангстерско-шпионскую заваруху никто из действующих лиц не может гарантировать ни себе, ни окружающим, что надежно защищен от шальной пули и способен выбраться сухим из воды в точке выхода. В этом смысле мораль картины отсылает скорее к фатализму народной присказки «Все там будем» и – неожиданно – к «Барри Линдону» (1975) Стэнли Кубрика, послесловие которого, позаимствованное из одноименного романа Уильяма Теккерея, прекрасно подошло бы дерзкому фильму празднующего юбилей Скорсезе: 

«Хорошие и плохие, красивые и уродливые, богатые и бедные – теперь они все равны».

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров