Кадр из фильма «Форрест Гамп». Фото
{{ label }}

«Форрест Гамп»: образец идеально сделанного голливудского кино

Почему американская версия Ивана-Дурака так полюбилась зрителям по всему миру.
Святослав Бирючин
|
21 Декабря 2021
1994
комедия, драма, мелодрама, история
Режиссер Роберт Земекис
США
IMDb8.8
Кинопоиск8.9
8.9

«Форрест Гамп» (1994) Роберта Земекиса – один из наиболее известных и знаковых американских фильмов девяностых годов, обласканный кинокритиками, киноакадемиками и рядовыми зрителями. Главный герой картины Форрест Гамп (gump с англ. – болван) – слабоумный мужчина, в подробностях излагающий обстоятельства своей причудливой и крайне неправдоподобной биографии случайным слушателям на автобусной остановке. Из сюжета ленты довольно скоро становится ясно, что у Форреста, лишенного быстроты ума и житейской хитрости, за плечами крайне насыщенная событиями и богатая на достижения жизнь.

По сути, фильм Роберта Земекиса – это история о том, как добродушного и наивного идиота заприметила и поцеловала госпожа Удача, только сделала это не сразу. Будучи сказочным по существу персонажем – немного Иваном-Дураком, немного князем Мышкиным, немного Кандидом, Форрест, похоже, ничуть не стареет на протяжении нескольких десятилетий, а потому неудивительно, что его экранную биографию всюду сопровождают чудеса. Чудо помогает Гампу не просто излечить больные ноги, но стать фантастически одаренным бегуном и попасть на заметку скаутам из колледжа. (Кадры с ломающимся и разлетающимся в разные стороны ортезом – идеальная иллюстрация того, как человек вырывается из оков ограниченных возможностей и обретает долгожданную свободу.) Именно чудо помогает герою превратиться в звезду американского футбола и настольного тенниса, выжить во Вьетнаме и урагане «Кармен», стать монополистом по отлову креветок и вложиться в «какую-то фруктовую компанию» под названием «Apple» на заре ее становления. За что бы ни брался Форрест, он всюду преуспевает, все у него получается как бы само собой – что-то сразу, что-то спустя время, и иначе как чудом объяснить такое сложно. При этом Фортуна в фильме располагает ограниченным запасом щедрости, и чудеса не распространяются на близких героя, чьи жизненные пути далеки от идеальных.

«Форрест Гамп» фото
«Форрест Гамп»
Фото: Кадр из фильма

Своим очарованием «Форрест Гамп» во многом обязан специфическому юмору. Комические ситуации по преимуществу выстраиваются на том, как не обремененный излишним интеллектом герой, воспринимающий все вокруг за чистую монету, сталкивается с агрессивным внешним миром, ожиданиям которого не соответствует, но не только. Когда выясняется, что Форрест назван в честь далекого предка, основавшего Ку-клукс-клан, Бабба (bubba с англ. – братишка) помешан на креветках и готов говорить о них дни напролет, а Джон Леннон и Элвис Пресли вдохновлялись фигурой Форреста в своем творчестве, зрителю становится трудно сдержать улыбку.

Светлый юмор картины отлично оттеняет жанровую и даже родовую принадлежность фильма: «Форрест Гамп» самый что ни на есть настоящий эпос, повествующий о героической судьбе человека на фоне движения большой истории. Подобная концентрация комического не слишком характерна для эпических произведений, но здесь оно является неотъемлемой частью художественного замысла, придающего известным событиям неожиданное альтернативное прочтение. Форрест сам того не понимая из раза в раз становится то ближайшим свидетелем, то непосредственным участником знаковых событий американской истории и поп-культуры второй половины XX века, не предпринимая для этого никаких намеренных усилий. В демонстрации этого сценарного хода на помощь Земекису приходит компьютерная графика, благодаря которой Том Хэнкс регулярно помещается на монтаже внутрь подлинной кино- или телехроники, переполненной реальными историческими деятелями. Неслучайно болтливые телевизоры, без конца транслирующие актуальные новости недавнего прошлого, в том числе – с участием Форреста Гампа, совершенно не осознающего подлинный масштаб происходящих вокруг событий и своего невольного влияния на историю и поп-культуру страны, постоянно сопровождают действие фильма. Такой ироничный трюк позволяет Земекису убить сразу двух зайцев, работая одновременно на эпический размах повествования, то и дело переносящего зрителя во времени и пространстве, и на комедийное начало ленты, снижающее и гармонично дополняющее ее пафос. Эту же задачу, кстати, успешно выполняют смонтированные встык кадры-«двойники», живописующие идею цикличности истории и предопределённости жизненного пути целых поколений на примере предков-женщин Баббы и предков-мужчин лейтенанта Дэна.

«Форрест Гамп» фото
«Форрест Гамп»
Фото: Кадр из фильма

Повтор вообще одно из главных орудий сценариста Эрика Рота. Так, он вкладывает в уста персонажей ряд повторяемых выражений, отдельные из которых (вроде «Беги, Форрест, беги!» или «Жизнь как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая тебе попадется») давно и прочно вошли в западную поп-культуру. Повторы используются здесь не только в диалогах, но и на уровне сцен. Авторы несколько раз демонстрируют поистине архетипические сюжетные ситуации: знакомство героя с новым другом в чуждой агрессивной обстановке, официальный прием у главы государства, встречу с матерью после долгой разлуки и скоростное улепетывание от врагов, где герой предстает в роли одинокой жертвы стаи кровожадных охотников. Последнее, кстати, кристальной чистоты отсылка к одному из предыдущих проектов Земекиса – культовой трилогии «Назад в будущее» (1985, 1989, 1990), где одиозные Таннены на протяжении нескольких поколений аналогичным образом терроризировали робких Макфлаев. К слову, немало отсылок содержит и вьетнамская линия «Форреста Гампа», где прослеживается заметное визуальное влияние как минимум «Апокалипсиса сегодня» (1979), «Взвода» (1986) и «Цельнометаллической оболочки» (1987).

«Форрест Гамп» фото
«Форрест Гамп»
Фото: Кадр из фильма

Отдельного внимания заслуживает то, как авторы выстраивают историю. Основная часть хронометража – один большой флэшбэк, сколь увлекательная, столь и внушительная ретроспекция, изложенная не вполне надёжным рассказчиком при помощи закадрового комментария и изредка разбавляемая его «прямыми включениями» из настоящего. В этом настоящем случайные слушатели Форреста сменяют один другого так же часто и хаотично, как исторические события – в прошлом героя. Вместе с тем определяющая часть сюжета дожидается зрителя в экранном будущем фильма так же терпеливо, как Форрест – своего автобуса на остановке.

Пытливые зрители до сих пор гадают, в чем именно состоит секрет Форреста Гампа помимо расположения удачи и череды чудес, хотя и этого объяснения было бы достаточно. Возможно, дело в том, что герой по совету Дженни научился избегать ударов судьбы так же лихо, как районных гопников в родной Алабаме и вьетконговцев в чужих азиатских джунглях. Или – в том, что он остается ребенком в душе даже во взрослом возрасте. Или – в том, что он свободно летит по жизни подобно перышку на ветру – главному визуальному символу фильма, изящно закольцовывающему композицию.

«Форрест Гамп» фото
«Форрест Гамп»
Фото: Кадр из фильма

Отношение к судьбе и предназначению, пожалуй, важнейшая тема картины, которую по-разному исследуют ключевые действующие лица фильма. Форрест смиренно плывет по течению жизни, и та оказывается благосклонна к нему в одном и жестока в другом. Сюжет не позволяет сказать определенно, насколько счастливую жизнь прожил герой, в биографии которого хватало ярких знакомств и болезненных разлук, впечатляющих открытий и горьких утрат. И если Форрест то и дело пытается убежать от неприятностей, то Дженни раз за разом убегает от самого Форреста в суетливом поиске одной ей ведомого (а точнее – неведомого) призвания и в погоне за счастьем, которое – чем ни занимайся и что ни пробуй – все никак не приходит. В отличие от спокойного консерватора Форреста и импульсивной бунтарки Дженни, Бабба и лейтенант Дэн точно знают чего хотят, но первый не успевает реализовать нехитрый жизненный план, а второму приходится вынужденно, под давлением обстоятельств, поменять сложившееся представление о персональном предназначении, приняв новую судьбу и нового себя.

«Форрест Гамп» фото
«Форрест Гамп»
Фото: Кадр из фильма

С другой стороны, размышляя о философском наполнении картины, не стоит игнорировать авторскую иронию, пронизывающую повествование. Достаточно вспомнить забавную сцену на антивоенном митинге (внутри фильма мы так и не узнаем, какие именно слова произнес Форрест с трибуны) или сколь странный, столь и смешной эпизод с бездумным, лишенным внятной цели затяжным забегом Форреста через всю Америку, в котором окружающие героя репортеры и последователи тщетно ищут завуалированный смысл – то ли политический, то ли религиозный. В конце концов, сюжет прозрачно намекает, что стать героем Соединенных Штатов и реализовать пресловутую «американскую мечту» способен даже законченный идиот, если он хотя бы в чем-то достаточно талантлив и везуч, а еще – добр сердцем и чист душой. Возможно, именно этой светлой надеждой, которую дарит зрителю земекисовская вариация Ивана-Дурака, «Форрест Гамп» и подкупает публику по всему миру вот уже более четверти века.

{{ label }}

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
Фильм великолепный! Никакой он не дурак, а пахарь
#
#comment#
0 / 1500
Сохранить
0 / 1500