«Догма 95»: как родилась и умерла идея вернуть искренность в кино

Движение, основанное в 1995 году Ларсом фон Триером и Томасом Винтербергом, ушло в прошлое, но его влияние на кино чувствуется до сих пор. Вспоминаем «Обет целомудрия», цели, фильмы и конец «Догмы-95».
Никита Лазаренко
|
20 Августа 2021
“Открытые сердца”, реж. Сюзанна Бир, кино
“Открытые сердца”, реж. Сюзанна Бир
Фото: Кадр из фильма

Состояние кинематографа к 1995 году было чем-то похоже на современное. В прокате — засилье блокбастеров с раздутыми бюджетами, стремящихся привлечь как можно большую аудиторию. Кино сосредотачивается на новых технологиях и зрелище, «простые» истории не в ходу, независимые режиссеры и их соавторы чувствуют себя чужими на этом празднике жизни. 

Примерно то же самое происходило в середине XX века — бесконечные и невероятно дорогие вестерны и пеплумы в Голливуде, а также коммерческое кино в Европе потеряли свою привлекательность, и кинематограф нашел, что им противопоставить. 

«Идиоты», реж. Ларс фон Триер, кино
«Идиоты», реж. Ларс фон Триер
Фото: Кадр из фильма

Французская новая волна вывела на первый план таких режиссеров, как Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо, и дала основу для термина «авторское кино». Режиссеры Нового Голливуда, среди которых были Стэнли Кубрик, Майк Николс, Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола, приносили в американское кино новый, бунтарский подход. 

И вот Ларс фон Триер и Томас Винтерберг тоже решили встряхнуть застоявшуюся, по их мнению, индустрию. Так в марте 1995 года на парижской конференции, посвященной столетию кинематографа, официально появилась «Догма 95». 

Суть направления 

«Осленок Джулиэн», реж. Хармони Корин, кино
«Осленок Джулиэн», реж. Хармони Корин
Фото: Кадр из фильма

Наверняка гости конференции «Кино на пороге второго века», собираясь послушать выступление датского режиссера, не ожидали, что лично увидят начало нового движения. У них в руках оказались красные памфлеты с «Обетом целомудрия», написанным по образу и подобию статьи Франсуа Трюффо в журнале Cahiers du cinema, с которой началась Новая французская волна.

Манифест, помимо прочего, содержал 10 строгих правил, которых должны были придерживаться режиссеры, если хотели вступить в ряды «Догмы 95».

«Обет целомудрия»
Фото: Документ
  1. Снимать нужно исключительно на локациях, без реквизита и декораций, которых там нет в реальной жизни (если какой-то предмет и реквизит важен для сцены, нужно выбрать другую локацию, где он присутствует). 
  2. Весь звук нужно записывать на съемочной площадке. Никакой перезаписи и искусственно добавленных эффектов, в том числе и музыки, если только ее нет внутри самой сцены.
  3. Камера должна быть ручной. Любые статичные и динамичные кадры можно снимать только с рук.
  4. Фильмы должны быть цветными и сниматься без дополнительного освещения. Если света не хватает, разрешается установить на камеру одну лампу.
  5. Никаких оптических манипуляций и светофильтров.
  6. В фильме не должно быть надуманного действия (к примеру убийств, сложных трюков и прочего).
  7. Временные и географические условности запрещены (фильм должен происходить здесь и сейчас).
  8. Жанровые фильмы запрещены.
  9. Формат — классические 35 мм.
  10. Имени режиссера не должно быть в титрах.

Эти правила должны были отделить режиссера от фильма, оставив его личность и художественный вкус на втором плане. Сами фильмы при этом должны были стать более органичными и жизненными. В конечном счете «Догма 95» должна была освободить кинематографистов от давно устоявшихся и надоевших аксиом, в которых «не было души».

Подтверждение участия фильма
Фото: Сертификат "Догмы 95"

Правила, которые закреплены в «Обете целомудрия», сами по себе сильно ограничивали съемочную команду, отнимая у нее привычные инструменты повествования. Съемки становились серьезным художественным испытанием, поэтому присоединиться отваживались немногие, но именно в этом и была цель «Догмы 95».

Движение начало распространяться. Всего в его рамках вышло 35 фильмов, но не всем удавалось выполнить каждое из указаний манифеста. Казалось бы, главный идеолог должен был подавать пример последователям, но даже Ларс фон Триер не смог до конца остаться в рамках заданных ограничений в одном из самых известных фильмов «Догмы 95» — «Идиотах». Например, Триеру все-таки пришлось задействовать дублера и кое-где подправить естественное освещение.

«Осленок Джулиэн», реж. Хармони Корин, кино
«Осленок Джулиэн», реж. Хармони Корин
Фото: Кадр из фильма

Поблажки позволяли себе и другие. Например, Хармони Корин, желая официально войти в движение, отмечал несколько случаев, когда он нарушил правила на съемках фильма «Осленок Джулиэн». Ему все-таки пришлось сделать Хлое Севиньи накладной живот, чтобы сымитировать беременность, и купить свежую клюкву. Корин рассказывал, что, вступив в «Догму 95», он ощутил практически религиозный пыл, но его при этом не отпускало желание «согрешить».

Главные фильмы 

«Идиоты», реж. Ларс фон Триер, кино
«Идиоты», реж. Ларс фон Триер
Фото: Кадр из фильма

Среди 35 фильмов, официально входящих в канон «Догмы 95», не все получились удачными. Вот несколько картин, которые точно стоят внимания, хотя бы из академического интереса.

«Торжество», реж. Томас Винтерберг 

«Торжество», реж. Томас Винтерберг, кино
«Торжество», реж. Томас Винтерберг
Фото: Кадр из фильма

Основоположник «Догмы 95» Томас Винтерберг снял первый и один из самых знаковых фильмов движения, получивший Приз жюри Каннского кинофестиваля. «Торжество» может показаться слишком гипертрофированной драмой, но точно дает понять — внешние атрибуты, вроде «качественной» картинки и дорогих декораций, на самом деле не так важны для истории. При условии, конечно, что звук на площадке записан разборчиво.

В центре сюжета — торжественное празднование 60-летнего юбилея главы богатой семьи, где из шкафов вылезают наружу скелеты, которых у ее членов в достатке. На фильм Винтерберг вдохновился историей, которую услышал по радио. Хотя та оказалась чистой выдумкой, он сделал ее частью важного культурного явления.

«Идиоты», реж. Ларс фон Триер 

«Идиоты», реж. Ларс фон Триер, кино
«Идиоты», реж. Ларс фон Триер
Фото: Кадр из фильма

Провокационное кино, в котором при желании можно увидеть образ самой «Догмы». Его герои — люди, которые по сути устраивают художественный перформанс, изображая ментальные расстройства. Они идут против общественных норм, раздражая и смущая окружающих. 

В отличие от «Торжества», «Идиоты» вышли куда более вызывающими, в том числе и благодаря сцене, граничащей с порнографией (к этому приему Триер еще вернется в «Антихристе» и «Нимфоманке» с куда менее скандальными результатами — возможно, сказалось как раз влияние «Идиотов»). 

Фильм, несмотря на отсутствие имени режиссера в кадре по заветам «Догмы 95», остался в умах зрителей именно как картина фон Триера, причем одна из самых известных. Ее, например адаптировал для театральной сцены Кирилл Серебренников.

«Последняя песнь Мифуне», реж. Сёрен Краг-Якобсен 

«Последняя песнь Мифуне», реж. Сёрен Краг-Якобсен, кино
«Последняя песнь Мифуне», реж. Сёрен Краг-Якобсен
Фото: Кадр из фильма

Лауреат Серебряного медведя Берлинского кинофестиваля, высокооцененный фильм Сёрена Крага-Якобсена, одного из первых подписавшихся под манифестом «Догмы 95». Это грустная трагикомедия о мужчине, вынужденном вернуться на семейную ферму после смерти отца. Пикантность ситуации придает то, что герою приходится заботиться о своем брате с расстройством психики, для чего он нанимает элитную секс-работницу. К сожалению, после этого Краг-Якобсен не снял ни одного фильма, получившего такое же широкое признание.

«Итальянский для начинающих», реж. Лоне Шерфиг 

«Итальянский для начинающих», реж. Лоне Шерфиг
«Итальянский для начинающих», реж. Лоне Шерфиг
Фото: Кадр из фильма

Режиссерка Лоне Шерфиг, позже снявшая такие популярные фильмы, как «Воспитание чувств» и «Один день», со своей картиной в рамках «Догмы 95» собрала четыре приза на Берлинском кинофестивале, в том числе Серебряного медведя. Формально «Итальянский для начинающих» можно отнести к романтическим комедиям, но, как мы помним, манифест жанровое кино запрещал, так что это наверняка вышло случайно. Главные герои истории — ученики курсов итальянского языка, каждый из которых приходит туда со своей целью. Фильм интересен как минимум тем, что показывает гибкость «Догмы 95» — здесь не обязательно быть чрезмерно мрачным.

«Открытые сердца», реж. Сюзанна Бир 

«Открытые сердца», реж. Сюзанна Бир, кино
«Открытые сердца», реж. Сюзанна Бир
Фото: Кадр из фильма

Мадс Миккельсен в фильме о романе жены мужчины, парализованного после автокатастрофы, и мужа женщины, которая была за рулем рокового автомобиля. Как и Миккельсена, Сюзанну Бир, снявшую эту ленту, в будущем ждала успешная карьера и много интересных проектов, в том числе «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

Наследие 

«Торжество», реж. Томас Винтерберг, кино
«Торжество», реж. Томас Винтерберг
Фото: Кадр из фильма

В 2002 году стало понятно, что «Догма 95» подходит к концу. Идеологи движения уже оставили его позади. По словам Винтерберга, повода грустить не было — «Догма 95» задумывалась как временное явление, а к тому моменту ее уже массово приняли и «испортили». Сам он сделал все, что хотел, в «Торжестве» и двинулся дальше, предлагая остальным тоже найти новые вызовы.

«Открытые сердца», реж. Сюзанна Бир, кино
«Открытые сердца», реж. Сюзанна Бир
Фото: Кадр из фильма

Но и в качестве временного явления детище фон Триера и Винтерберга оставило заметный след. Влияние «Догмы 95» видно не только в творчестве режиссеров, которые прошли непосредственно через нее, но и в индустрии вообще. Возможно, без этого не появилась бы «Ведьма из Блэр» и не случился бы бум мокьюментари. Отмечается и значение движения для женщин в режиссерской профессии. В конце концов, «Догма 95» показала, что снимать может каждый, вне зависимости от доступного оборудования и средств. 

Как ни странно, сейчас, когда появились относительно дешевые и качественные цифровые камеры, этот опыт стал еще важнее. Теперь, собираясь снимать полнометражный фильм, скажем, на смартфон, как это сделал Шон Бэйкер с «Мандарином», можно вспомнить «Догму 95» и почувствовать себя гораздо увереннее.

«Итальянский для начинающих», реж. Лоне Шерфиг
«Итальянский для начинающих», реж. Лоне Шерфиг
Фото: Кадр из фильма

Тем временем крупные студии рискуют все меньше, выпускают безумно дорогие фильмы, которые должны собирать деньги на всех международных прокатных рынках, в том числе и в Китае. А значит, нужно нравиться абсолютно всем. В итоге кинематограф становится все более беззубым. В прошлом такие периоды порождали новые и интересные художественные направления. Так что ждем с нетерпением.

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500