«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн, кино
{{ label }}

«Отряд самоубийц» выполняет миссию со второго раза

Фильм Джеймса Ганна, получивший в российском прокате подзаголовок «Миссия навылет», — редкий кинокомикс, в котором чувствуется авторская свобода.
Никита Лазаренко
|
06 Августа 2021
2021
комедия, фэнтези, фантастика, боевик
Режиссер Джеймс Ганн
Канада, Великобритания, США
IMDb7.1
Кинопоиск7.6

Режиссеру Дэвиду Эйру можно только посочувствовать. Каким бы ни было его изначальное видение «Отряда самоубийц» 2016 года, скорее всего мы его никогда не увидим, а оценивать его работу по версии, которую в итоге выпустила Warner Bros, нельзя. Точно известно, что ее смонтировала студия, производящая трейлеры, и результат был соответствующий: почти не замолкающая поп-музыка, стремительно сменяющие друг друга сцены, наплевательское отношение к ритму и повествовательной логике — все ради мнимых предпочтений молодежи. В итоге — финансовый успех, но полный творческий провал.

«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн, кино
«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн
Фото: Кадр из фильма

Перезапуск серии доверили Джеймсу Ганну — пожалуй, самому очевидному кандидату на роль режиссера подобного фильма. Решение вполне себе корпоративное — пригласить снимать кинокомикс о разношерстной команде противоречивых героев человека, который уже снял два успешных кинокомикса о разношерстной команде противоречивых героев. Как раз и случай удобный представился: конфликт Ганна и Disney из-за старых постов в Твиттере позволил Warner Bros. не только решить вопрос с режиссером, но и сделать красивый пиар-ход, воодушевив фанатов.

Было бы странно, если после этого студия не дала бы Ганну полную свободу. Зачем нанимать режиссера, чей авторский почерк виден даже в насквозь продюсерских фильмах Marvel, делать акцент на его имени и при этом не позволить ему разгуляться. Ганн эту возможность не упустил.

Задача 1: не давать пощады врагу 

«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн, кино
«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн
Фото: Кадр из фильма

Самая очевидная особенность нового «Отряда» — кровь. Много крови. Если подумать, историю об опасных преступниках, вынужденных работать на правительство под страхом лишиться головы от взрыва вживленной в шею бомбы, глупо ограничивать рамками подросткового рейтинга. Эйру с этим компромиссом пришлось смириться, а Ганн на компромиссы настроен не был. 

Новый «Отряд самоубийц» заявляет, что его намерения серьезны, с самого начала, принося ради этого в жертву серьезную часть своего впечатляющего каста. Можно ли считать личности убитых во вступлении персонажей спойлером — вопрос открытый, ведь финальный состав команды раскрывают даже многочисленные постеры. Но даже не вдаваясь в подробности, можно сказать, что общее настроение оно задает на ура. Будьте уверены — стыдливо скрывать кровавые смерти камера не будет. 

«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн, кино
«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн
Фото: Кадр из фильма

Впрочем, в чернуху фильм не превращается благодаря здравому смыслу авторов и фирменному юмору Ганна, который здесь пришелся как нельзя кстати. Саркастические перепалки и споры героев в развлекательном кино уже не новы — Marvel стабильно прибегает к ним с самого зарождения своей киновселенной, что уже начинает утомлять — но здесь они написаны действительно остроумно и весело. Особенно если вы сможете посмотреть фильм на английском. 

«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн, кино
«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн
Фото: Кадр из фильма

Но остроумие тут не только в словах. Многие шутки нового «Отряда» визуальны, поэтому перевод их не может испортить. Соревнование Миротворца и Бладспорта за звание самого крутого мужика в отряде, противопоставление безобидной внешности главного монстра его кровожадной сути, эпизод а-ля сказочная мелодрама — лишь небольшая часть местных визуальных гэгов. Тем же, кому не нравится черный юмор, лучше обойти фильм стороной — с материалом он связан неразрывно.

Задача 2: не ломать что не сломано 

«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн, кино
«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн
Фото: Кадр из фильма

Любые шутки, однако, были бы бессильны вытянуть посредственную историю. Рассказывать о целом ансамбле ярких персонажей непросто — достаточно вспомнить кинокомиксы, задыхающиеся от переизбытка злодеев. Особенно от этого пострадали первые инкарнации Человека-паука на большом экране.

Ганну было нужно аккуратно расставить приоритеты. Формат полнометражного фильма диктует свои условия — времени на экспозицию и знакомство с персонажами в обрез, а еще надо оставить место для масштабных экшн-сцен, на которые ушел впечатляющий бюджет для фильма с высоким возрастным рейтингом. «Отряд самоубийц» решает проблему, сконцентрировавшись на главных героях, намечая сюжет широкими мазками.

«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн, кино
«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн
Фото: Кадр из фильма

Оценивать историю сложно. Свою работу она выполняет, особо не отвлекая от химии между персонажами и дорогих сцен-аттракционов, и придает всему нужный контекст. Структурно сюжет стандартней некуда. Зрителям, знакомым хотя бы с десятком мейнстримовых фильмов последних лет, будет легко предугадать, какие планы отряда будут удачными, какие — пойдут наперекосяк, у кого из героев окажется доброе сердце, а кто так и останется мерзавцем до самого конца. Те немногие серьезные и не очень моменты, которым все-таки удается удивить или добавить истории несколько нюансов потоньше, с проверенной схемой не конфликтуют — скорее, чуть-чуть ее приукрашивают.

Взамен мы получаем четко очерченные образы членов отряда — достаточно сложные, чтобы быть интересными, и прямолинейные настолько, чтобы на раскрытие каждого не требовался отдельный фильм. Им удается вдоволь пошутить, поучаствовать в боях, поругаться друг с другом, а потом помириться. У всех — уникальный стиль, и каждому дают свои пять минут славы.

«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн, кино
«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн
Фото: Кадр из фильма

И все же схематичность истории бьет и по персонажам. Когда заканчивается финальное сражение, трудно отделаться от мысли, что в фильме нет эмоционального катарсиса, которого Ганну так мастерски удалось достичь во вторых «Стражах Галактики». Да, для этого из всех главных героев пришлось выделить того, кто главнее, и сделать историю камернее, но риск того стоил — кино трогало. 

В новом же «Отряде самоубийц» сентиментальная линия выглядит неловко и выбивается из общего настроения. Так и ждешь, что подозрительно длинный обмен детскими травмами между Бладспортом и Крысоловкой закончится очередной шуткой, но нет — Ганн подает его на полном серьезе, подразумевая, что в этот момент между ними возникли отношения, близкие к отношениям отца и дочери. Остается только пожать плечами и не обращать внимания, смирившись, что «Отряд самоубийц» Ганна и глубокие эмоции оказались несовместимы.

Задача 3: провести отвлекающий маневр 

«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн, кино
«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн
Фото: Кадр из фильма

Что разочаровывает в фильме больше всего — так это его визуальное решение. «Отряд самоубийц» 2016 года можно сколько угодно критиковать, но к работе оператора Романа Васьянова придраться вряд ли выйдет. Освещение, подчеркивающее контраст между темнотой и редкими насыщенными красками, придавало изображению узнаваемый мрачноватый стиль, выделяя персонажей на фоне окружения.

«Отряд самоубийц» Джеймса Ганна серый. Даже яркие краски здесь растворяются в серости, лишаясь выразительности. Стоит отвлечься от потока шуток и крови, как перед глазами предстает серое небо, блеклый красный цвет костюма Миротворца и голубовато-розовый Старро Завоеватель, мультяшный дизайн которого успешно теряется в бесцветном мареве. Даже интерьер клуба с традиционным неоновым освещением нам показывают будто сквозь серый фильтр.

«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн, кино
«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн
Фото: Кадр из фильма

Возможно, все дело в способе съемки. Эйр и Васьянов снимали свой «Отряд самоубийц» на 35-миллиметровую пленку — подход старомодный, но благотворно влияющий на изображение. Джеймс Ганн и оператор Генри Брэхам полностью перешли на цифру и RAW. 

RAW — файл, содержащий несжатое изображение, максимально гибкое в плане цветокоррекции. Форматы видео без сжатия дают беспрецедентную свободу в управлении цветом, но в своем «чистом» виде выглядят плоско и… серо.

«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн, кино
«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн
Фото: Кадр из фильма

Здесь, конечно, можно было бы обвинить колориста Стефана Сонненфельда и его команду в неважной работе, но кино — искусство коллективное и к тому же подверженное форс-мажорам. Неизвестно, сколько времени было у специалистов постпродакшна, которым порой приходится делать свою работу в максимально сжатые сроки. Оценивать можно только конечный результат, а из-за него фильм ощутимо теряет в выразительности, несмотря на красивые титры, «встроенные» прямо в локации (без шуток классное решение).

«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн, кино
«Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн
Фото: Кадр из фильма

«Отряд самоубийц» вряд ли перевернет киноиндустрию с ног на голову. В первую очередь это приличное развлекательное кино, которое почти никогда не воспринимает себя всерьез. Это не шедевр авторского кинематографа, но кинокомикс, в котором ощущается четкое режиссерское видение, и это его явное преимущество на фоне конкурентов. В конце концов, когда еще можно будет увидеть такую мясорубку в фильме с бюджетом в $185 миллионов. 

Жаль только, что он улетучивается из головы так же стремительно, как умирают неудачливые персонажи из вступления.

{{ label }}

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500