«День за днем», реж. Всеволод Шиловский фото
«День за днем», реж. Всеволод Шиловский
Фото: Кадр из сериала

«Дню за днем» полвека: первый телесериал в истории СССР отмечает 50-летний юбилей

Принципиально устаревший на фоне современных телешоу, он и сейчас представляет скрытую ценность.
1972
драма
Режиссер Всеволод Шиловский
СССР
IMDb7.3
Кинопоиск6.9

Сегодня, когда многочисленные зарубежные и российские сериалы на равных конкурируют с кинопрокатом, а онлайн-платформы – с кинотеатрами, невольно начинаешь забывать о временах, когда с экранными развлечениями дела обстояли не столь радужно. И если в Соединенных Штатах телесериалы появились еще в первой половине XX века, то в Советском Союзе робкие шаги в сторону развития этого формата были сделаны лишь несколько десятилетий спустя.

В 1971 г. Центральное телевидение СССР начало показ первого отечественного сериала «День за днем», официально названного «телевизионной повестью». Его действие было современно дате выхода на экраны и происходило в Москве начала 70-х. Героями были жильцы большой коммунальной квартиры, представители нескольких столичных семей, прежде всего – Якушевых и Баныкиных. Несмотря на то, что их дом должен был быть снесен и соседям предстояло расселение по разным квартирам, по ходу повествования эти люди становились родственными душами не только друг другу, но и многочисленной телеаудитории. Актуальные и понятные проблемы героев зрители переживали, как свои собственные, а потому всенародная любовь была гарантирована.

«День за днем», реж. Всеволод Шиловский фото
«День за днем», реж. Всеволод Шиловский
Фото: Кадр из сериала

По словам режиссера Всеволода Шиловского, первоначально сериал должен был состоять лишь из 9 серий, но по чиновничьему требованию свыше «День за днем» продлили до 17 полноценных эпизодов. Итоговая структура постановки состоит из двух разновеликих частей-сезонов, включающих 9 и 8 глав-серий соответственно. Каждый эпизод озаглавлен днем недели, числом и месяцем, причем действие обоих сезонов завершается аккурат под Новый год. Сценаристом и создателем текстов песен сериала выступил поэт и драматург, один из основателей авторской песни Михаил Анчаров. По его воспоминаниям, никто из съемочной группы, включая самого режиссера, не знал заранее, что будет происходить в каждой следующей серии. Возможно, именно в этом и состоял секрет успеха. Во время съемок Анчаров перенес инфаркт, однако смог выкарабкаться и уже через несколько лет сделал с Шиловским еще один проект – телеспектакль «В одном микрорайоне», оставшийся, впрочем, в тени их первой совместной работы.

«День за днем», реж. Всеволод Шиловский фото
«День за днем», реж. Всеволод Шиловский
Фото: Кадр из сериала

Сейчас это кажется чем-то доисторическим, но сериал «День за днем» снимался на бобины, вмещавшие лишь по 40 минут экранного времени, а потому в случае любой актерской ошибки всю серию приходилось снимать заново. В силу экспериментальности формата на производство сериала был выделен крайне скромный бюджет, поэтому режиссеру пришлось добиваться достойных гонораров для членов съемочной группы напрямую у тогдашнего председателя Гостелерадио Сергея Лапина.

Став дебютным проектом телевидения СССР в своем формате, сериал «День за днем» снискал огромную популярность среди аудитории. Рассказывают, что создателям постановки в начале 70-х пришло около 300 тысяч писем от благодарной публики. Считается, что этот рекорд зрительской любви не побит до сих пор.

«День за днем», реж. Всеволод Шиловский фото
«День за днем», реж. Всеволод Шиловский
Фото: Кадр из сериала

«День за днем» – это плеяда прекрасных актерских работ. На экране не играли, а буквально жили Вячеслав Невинный, Алексей Грибов, Нина Сазонова и их многочисленные коллеги. Телепостановка стала одной из самых грандиозных по количеству актеров в истории советского ТВ: в ней приняли участие 144 артиста из 11 московских театров. Помимо них сериал принес популярность и Валентине Толкуновой – начинавшей тогда исполнительнице, только-только окончившей «Гнесинку». «Песня о России» и «Стою на полустаночке», прозвучавшие в постановке, в дальнейшем стали визитными карточками репертуара певицы.

Безусловно, «День за днем» трудно всерьез сравнивать с современными телесериалами. Камерная разговорная постановка без намека на экшн и визуальной динамики, целиком снятая в павильоне и напоминающая то ли бытовой док, то ли запечатленный на пленку спектакль, вряд ли смогла бы сегодня выдержать конкуренцию с сериалами нового типа. Да и нарочитая простота истории вкупе с наивными конфликтами между хорошим и очень хорошим едва ли способна тронуть искушённую публику наших дней. Тем не менее и у этого произведения есть неоспоримые преимущества. Детище Михаила Анчарова и Всеволода Шиловского – настоящий подарок как всех для ностальгирующих по советской эпохе, так и для тех, кто попросту устал от гнетущих атрибутов современного телеэкрана и соскучился по человечному изображению отношений между людьми.

«День за днем», реж. Всеволод Шиловский фото
«День за днем», реж. Всеволод Шиловский
Фото: Кадр из сериала

Наконец, «День за днем» – вещь в полном смысле слова историческая. Это не только уникальный взгляд в прошлое и важнейшее свидетельство канувшей в Лету страны с ее нравами, проблемами и чаяниями, но и документ отечественного телевидения. Бесценный в своем роде.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров