Общее название дебютов, в которых одна из сторон жертвует чем-то ради выгодной атаки, по-русски называется гамбит. Итальянцы же словом gambetto обозначают подножку. Трудно теперь сказать, какой из смыслов вкладывал в название фильма «Гамбит» режиссер Майкл Хоффман. Вполне вероятно, что оба. Как бы то ни было, спустя полгода после старта в мировом прокате, его картина, наконец, появилась на российских экранах.
И вот она, чистая правда — искусствовед и оценщик картин Гарри Дин (Колин Ферт) работает на неприятнейшего, взбалмошного самодура Лайонела Шахбандара (Алан Рикман).
Он, то есть Гарри, и рад бы работать на кого другого, а то и вовсе не работать, но дело в том, что Лайонел — миллионер, а с этим приходится считаться даже вольным художникам. Однако ничто не может помешать Гарри попробовать обмануть не слишком умного магната.
Сделать это совсем просто — взять ковбойшу из Техаса (Кэмерон Диаз), снабдить ее живой бабушкой и мертвым, но воевавшим в Европе дедушкой, придумать легенду, как дедуля добыл в боях подлинник «Стогов» Моне. И все, миллионер, помешанный на сельской тематике и великом импрессионисте, обязательно купится. А Дин получит не только моральное, но и материальное удовлетворение от своей аферы. Впрочем, оказывается, что у каждого из героев своя версия событий, и каждый может и хочет рассказать эту историю на свой лад.
На самом деле «Гамбит» — ремейк одноименного фильма 1966 года, снятого режиссером Роналдом Нимом.
Но ремейк условный. Так как за переработку сценария взялись братья Коэны, им удалось придумать одну из самых абсурдных комедий за всю историю кинематографа. В итоге от первоначального варианта в современной версии осталась лишь условная канва.
И «Гамбит» — тот самый случай, когда не знаешь, кого за этот подарок начинать хвалить первым. То ли режиссера Майкла Хоффмана, нашедшего идеальный баланс между сценарием, собственным видением, английским снобизмом и местным же юмором. То ли прекрасных братьев Коэнов, совершенно очевидно бесконечно развлекавшихся во время работы над сюжетом, но сумевших свое чувство комичности ситуации донести до зрителя.
И актерский ансамбль невозможно сбрасывать со счетов.
Трио чопорных британцев из Колина Ферта, Тома Кортни и Алана Рикмана разбавляет дуэт раскрепощенных американцев из Кэмерон Диаз и Стенли Туччи. Команда вышла на редкость провокативная, свободная духом, да и телом тоже.
Словом, удивительный сценарий в совокупности с неоспоримой игрой подарили смешной, захватывающий, а самое главное, интригующий «Гамбит». Ведь это редкая удача — посмотреть фильм, в котором до самого конца непонятно, «чем сердце успокоится». Больше того, в происходящее на экране действительно веришь. Веришь в то, что происходит, чувствуя, что это действительно было, есть или совсем скоро произойдет.
Ну а тех, кому обязательно нужна мораль, — «Гамбит» способен заставить задуматься, правильно ли они выбирают работу.
И стоит ли терпеть издевательства от начальства. Остальным же стоит просто смотреть фильм, способный сделать наш мир лучше. Хотя бы на время сеанса.