Ирина Основина: «Не терплю, когда называют артисткой»

Узнавать на улицах ее стали после выхода на экраны фильма Александра Рогожкина «Особенности...
Ирина Майорова
|
01 Июня 2020
Алиса Фрейндлих
На благоговейное «В этом платье Фрейндлих выходила на сцену!» пожала плечами: «Ну и что?» Видели бы вы лица костюмерш — они едва не падали в обморок
Фото: И. Гневашев/East News

В театре начали готовиться к постановке пьесы Александра Галина «Группа», но моего имени в «разблюдовке» ролей не оказалось. Подошла к режиссеру: «Разрешите попробоваться на главную роль — думаю, лучше других с ней справлюсь». Возражений не последовало, был назначен день читки. На ней мне предложили в партнерши Наталью Попову, известную зрителю сыгранной в начале семидесятых ролью Падчерицы в фильме «Двенадцать месяцев». Я чувствовала себя комфортнее в паре с другой актрисой — Людой Крячун, о чем не преминула заявить. Режиссер не возражал, а Попова, пытаясь замаскировать презрением злую обиду, процедила сквозь зубы: «Ира, ясно вижу ваше будущее — в подворотне, вся в крови». И я, такая языкастая, не нашлась, что ответить.

Работа над спектаклем «Группа» все не начиналась, а «пни» и «гномы» так достали, что вообще перестала выходить на сцену в детских спектаклях. Выговоры сыпались один за другим, но апогея ситуация достигла после распределения ролей в спектакле про приключения солдата Ивана Чонкина. Мне, понятное дело, хотелось играть почтальоншу Нюру Беляшову, сожительницу и боевую подругу главного героя, а досталась эпизодическая роль — то ли Капа, то ли Циля. Я ужасно расстроилась, и в гневе с моего несдержанного языка сорвалось: «Почему я должна играть третьестепенного персонажа, да еще и еврейской национальности? Я их вообще не люблю!»

Что тут началось! Меня обвинили в оголтелом антисемитизме, несовместимом с обликом советской актрисы, в подрыве идеологии, основанной на братстве народов. Припомнили все вплоть до цвета лака: «Что это за дань буржуазной моде?! Советская актриса не может ходить с зелеными ногтями!» Парадоксально, что клеймили меня представители разных национальностей и только евреи встали на защиту — писали письма с заверениями, что никогда не чувствовали плохого отношения к себе, а фраза вырвалась случайно. Однако из театра меня попросили, оставив правда несколько спектаклей, где не было замены, а на ввод другой актрисы требовалось время.

Информация о том, что Основину уволили за антисемитизм, мгновенно облетела Питер. Набирая номер приемной худрука Театра Ленсовета, была почти уверена, что моя просьба встретиться с Игорем Петровичем и пройти прослушивание нарвется на жесткий отказ, — в театральной тусовке поговаривали, что Владимиров наполовину еврей. Но совершенно неожиданно он через секретаря пригласил к себе на утро следующего дня. В ту пору я была стройной блондинкой с пышной шевелюрой, на встречу надела платье леопардовой расцветки, которое было мне очень к лицу. Явившись на служебный вход в назначенное время, попросила вахтершу доложить Владимирову. Она набрала внутренний номер: «Игорь Петрович, к вам тут дамочка».

В кабинете, выслушав мой сбивчивый рассказ, как хочу работать под его началом, Владимиров ответил: «Ну что ж, давай попробуем. Или так — для начала посмотрю тебя на сцене. Какой там ближайший спектакль в «Ленкоме» с твоим участием? «Замарашка»? Постараюсь прийти». Когда я была уже у двери, вслед донеслось: «Только к Игорехе (Игорю Горбачеву. — Прим. ред.) в Александринку не ходи — не твой это режиссер и не твой театр».

После окончания спектакля, где присутствовал Владимиров, меня догнала Лариса Луппиан. В начале семидесятых она училась у Игоря Петровича в ЛГИТМиКе, начинала карьеру под его руководством в Театре Ленсовета, но потом они из-за чего-то крепко поругались и жена «мушкетера» Михаила Боярского ушла в «Ленком». На новом месте не была обижена ролями, среди прочих играла Эльзу в «Драконе» по пьесе Шварца — об этом персонаже мечтали романтические героини всех театров страны.

В тот вечер на основной сцене давали спектакль с участием Луппиан. И вот она, запыхавшаяся от бега, останавливает меня и переведя дух, спрашивает:

— Ира, а правда, что Игорь Петрович сегодня был у нас?

— Да, приходил меня в «Замарашке» смотреть.

— Прошу, передай ему, что я хочу обратно! Очень хочу домой!

На другой день встречаемся в кабинете Владимирова, и я первым делом передаю просьбу Луппиан. Игорь Петрович пожимает плечами: «Конечно, пусть возвращается». Вот так при моем посредничестве Лариса вернулась в родной театр, которым с недавнего времени руководит...

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Подпишись на наш канал в Telegram
Хочу похудеть, но еда соблазняет
Как сдержаться за праздничным столом и в ресторанах.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог