АО «Издательство СЕМЬ ДНЕЙ» использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
Хорошо

Андрей Житинкин. Перемена участи

Я в театре ничего не боюсь. И даже когда предлагаю актерам рискованные ходы, всегда понимаю: если...
Марина Порк
|
03 Декабря 2020
Валентина Талызина  и Борис Щербаков
Когда в лихие девяностые наступили времена безденежья, Талызина родила гениальную бизнес-идею. Позвонила Борису Щербакову и сказала: «Боря, мы сделаем спектакль на двоих»
Фото: Persona Stars

Валентина Илларионовна буквально вцепилась в роль. Потом я понял почему. Оказалось, у нее самой очень непростая личная жизнь, сложно складывались отношения с мужчинами. В душе накопилось скрытое одиночество. Она одна поднимала дочь, а та доставляла ей немало хлопот и переживаний. Я когда-то их даже мирил.

Когда Ксюша окончила театральный и встал вопрос где работать, Валентина Илларионовна не просила посмотреть ее в родном театре. Она — человек гордый. И тогда Федя Чеханков привел Ксюшу в Театр Российской армии, в труппе которого Ксения Хаирова и служит по сей день. Узнав эту историю, я сказал Талызиной: «Представьте, что Ксюша мужского рода и от вас зависит ее судьба». И роль заиграла красками.

Многим кажется, что Валентина Илларионовна жесткая и императивная, но это с одной стороны. С другой — она бывает застенчивой, переживает, не «дала ли звезду», не слишком ли резко ответила. Действительно, у нее не задержится, если считает, что кто-то неправ, выскажет в лицо, но потом комплексует, извиняется. Сейчас у них с Ксюшей совершенно другие отношения, они замечательно ладят.

Тему матери, необычной, не очень здоровой, Талызина сыграла замечательно. Я предложил:

— Валентина Илларионовна, давайте, чтобы получился живой спектакль, репетировать необычном образом.

Она напряглась:

— Этюды, что ли, делать?

Актеры ненавидят этюды со времен театрального училища.

— Нет! Вы замечательно выстроили роль. Но для того чтобы возникал элемент неожиданности, каждый раз, когда я хлопну в ладоши, падайте в обморок.

— В каком смысле?

— Играйте потерю сознания, падайте на пол мягко, будто в рапиде.

Ей понравилось! Я-то думал, что у нее волосы дыбом встанут от странного предложения молодого режиссера. Вот что значит большая актриса. Сказала:

— Давайте!

И пока мы репетировали, даже не представляла, в какой момент раздастся хлопок. Чистая импровизация. И шок партнеров: ее же надо как-то привести в чувства, опять подавать реплики. Живая ткань оставалась в спектакле не только на премьере. Талызина часто потом рассказывала в компаниях: «Житинкин любил сделать вот так: хренак — и я должна падать!» Но я же не мог сидеть в зале на каждом спектакле и хлопать. Оставил все на усмотрение Валентины Илларионовны. Это ей понравилось еще больше! Когда партнеры, а играли Яцко и Валюшкина, не ждали от нее сюрпризов, она — раз! — и теряла сознание. Поскольку Яцко играл доктора, он и приводил ее в чувство.

Спектакль мы выпускали на сцене филиала на Фрунзенской набережной. У главного режиссера Юрия Александровича Завадского родилась когда-то завиральная идея — привести театр в рабочую слободку, двинуть искусство в массы. В этом странном месте жили две крысы. Мы звали их Машка и Мишка. Поразительно, но они стали нашими самыми преданными зрителями. Я понимал, что все идет как надо, когда на монологе Талызиной Мишка и Машка выходили из норы и слушали ее потрясающий голос.

Он у Вали неповторимый. Именно он, на мой взгляд, вытащил роль Брыльской в «Иронии судьбы». Для меня Брыльска красавица, но холодновата. Теплоту, женскую манкость ей придала Валина интонация. У Талызиной прекрасные низы, нашу мать-миллионершу она играла на них, чем завораживала Мишку и Машку. Валентина Илларионовна произносила длинный монолог на несколько страниц, и крысы дослушивали его до конца. Она закончила, фьють — и Машки с Мишкой нет! Я шутил: «Валя, успех! Вас слушали крысы».

Талызина первая из звезд Театра Моссовета протянула мне руку. Это потом я работал со Жженовым, Козаковым, Тереховой. А тогда сказать молодому режиссеру: «Я с тобой пойду до конца», да еще в таком сложнейшем материале — дорогого стоит. Мне все время советовали ее перевоспитывать. Ага, попробуйте! Нет уж, мне важнее ее индивидуальность, это достоинство.

Когда в лихие девяностые наступили времена безденежья и по коридорам «Мосфильма» и «Ленфильма» носились уже не Машка и Мишка, а другие, более хищные крысы, Валентина Илларионовна родила гениальную бизнес-идею. Позвонила Борису Щербакову и сказала: «Боря, мы сделаем спектакль на двоих. Поставит нам его Житинкин. Мы с тобой вкладываем деньги, Андрей согласился репетировать бесплатно, но как только спектакль выпустим, со всеми рассчитаемся».

И мы начали работать над постановкой «Двое с большой дороги» по пьесе Виктора Мережко. Тот предложил оформить договор через РАО, но Валя в Доме актера взяла его за грудки: «Деньги вкладываем мы с Борей, ты не даешь ничего! Никто ничем не рискует, если пьеса не пойдет, значит, ничего и не получилось». И знаете, она спасла и нас, и Щербакова — у Бори был период хандры, совпавший с уходом из Художественного театра. Боря страшно переживал, хотя никому ничего не показывал.

Читать далее »

1 2 3 4 5 6 7 8
Что сразу же нужно сделать с лесными грибами дома, чтобы не отравиться
В конце августа благодаря дождливой, но теплой погоде леса в средней полосе заполонили грибы, так что даже с непродолжительной прогулки можно принести корзину белых, подберезовиков, опят или лисичек. Однако важно помнить, что такой «улов» нужно сразу же переработать после сбора, чтобы обезопасить себя от возможных проблем. Не секрет, что в корзину попадают плесень, бактерии, личинки и насекомые, да и сами грибы требуют тщательной обработки.

Звезды в тренде

Никита Пресняков
актер, певец, режиссер
Полина Диброва
фотомодель
Ханде Эрчел (Hande Erchel)
актриса, модель
Филипп Киркоров
певец, музыкальный продюсер
Татьяна Буланова
актриса, певица