Когда перешла на третий курс, меня пригласили на тот самый первый кастинг в кино, с которым помогла подруга Маша, показав мои фото продюсерам. Приехала в Москву. При встрече режиссер, мило улыбаясь, вдруг сообщил, что пробы на роль будут проходить в номере отеля. Я была в этом мире абсолютно несведущей, подумала: «Может, у них так принято?»
Никаких громких скандалов вроде того, что возник недавно вокруг продюсера Харви Вайнштейна, тогда и в помине не было — ни в Голливуде, ни у нас. Для меня, совсем молодой, далекой от кино, к тому же приехавшей из провинции, человек, снимающий фильм, априори был достойным, заслуживающим доверия и уважения. Но мгновенно внутренне напряглась, почувствовав какой-то подвох. Видимо, сработала природная интуиция.
Стала врать:
— Простите, но я не знала, что пробы займут много времени, у меня куплен обратный билет на самолет. Сдать не могу, завтра экзамен в институте. Обязательно запишу монолог на видео и пришлю.
Режиссер упрекнул меня в легкомыслии:
— Вам роль предлагают, а вы про экзамен рассказываете!
Но я решительно отказалась и оттуда даже не ушла, а убежала.
Теперь, находясь внутри мира кино, понимаю, что поступила правильно. Такой путь в профессию не для меня, больше скажу: он, как правило, тупиковый. Надо развивать свои способности, не сдаваться, ходить на кастинги и уметь ждать, а роль, полученная после «проб» в номере отеля, звездой тебя точно не сделает.
Дома, в Калининграде, я честно записала и отправила режиссеру обещанный монолог. Конечно, ответа не последовало. Но судьба все-таки мне улыбнулась. В Москве я успела познакомиться с Кирой Саксаганской, которая была продюсером фильмов известных режиссеров Алексея Учителя и Юрия Быкова. Увидев меня, она воскликнула: «Какая фактура! Тебе нужно поступать на актерский!» И я решилась. Досрочно сдала экзамены и отправилась в Москву.
Родители пожелали удачи. К счастью, они никогда мне ничего не запрещали, сказали только, что если не поступлю, смогу вернуться и продолжить обучение юриспруденции. В принципе, я была послушной, внимала советам старших, но если упрусь, никто не мог мне противостоять. Да наверное, в этом и нет смысла, человек должен познавать мир методом собственных проб и ошибок. Есть, конечно, люди, которые умеют на чужом опыте учиться, но это не я.
Мама с папой видели горящие глаза дочери и понимали, что у нее появилась мечта. Сейчас признаются: «Сначала мы не особо верили, что со ВГИКом получится, — конкурс-то двести человек на место! Думали, попробуешь и быстро вернешься домой». Они прекрасно знают свою Настю: я человек увлекающийся, если дело нравится, начинаю с фанатизмом им заниматься, но проходит время и у меня появляется новый интерес.
Когда сообщила, что стала студенткой, они были одновременно шокированы, рады и горды. Помню, как прилетели на один из моих первых больших спектаклей. Играла в «Трех сестрах» Наталью Ивановну. Кстати, дико расстроилась, когда узнала, что за роль мне досталась: «Ну почему она — меркантильная, приземленная, с совершенно понятными целями Наташа?! Почему не страстная Маша, которая мучается и страдает от любви?» Потом поняла: роль была на сопротивление, а это для актера очень ценно, ведь она дает возможность преодолеть свою естественную органику. У нас получился прекрасный спектакль, родителям понравилось. Но это произошло гораздо позже.