Дочь Никиты Хрущева: «После отставки отца элита от нас, мягко говоря, отвернулась»

Дочь Никиты Хрущева Рада Аджубей рассказывает о семейной жизни своих родителей и интригах в сталинском политбюро.
Беседовал Олег Никитин
|
03 Июня 2014
Леонид и Рада Хрущевы — дети Никиты Сергеевича Хрущева. 1942 год
Леонид и Рада Хрущевы — дети Никиты Сергеевича Хрущева. 1942 год
Фото: РИА Новости

— Москву 30-х годов помните?

— Где-то начиная с 33—34-го уже кое-что помню. Отца избрали секретарем райкома — сначала Бауманского, потом Краснопресненского. Из-за этого он недоучился в Промышленной академии и очень об этом жалел, поскольку всю жизнь мечтал стать инженером. Зато наконец получил квартиру. До этого мы жили в общежитии Промакадемии на Покровке. А квартиру дали в только что построенном доме, который сейчас с легкой руки Трифонова называют Домом на набережной. На Серафимовича, 2. Тогда он назывался Дом правительства. Когда появилась возможность, отец, что называется, выписал родителей, и они приехали с Донбасса — мои дедушка и бабушка.

Кажется, на 11-м этаже нашего подъезда был детский сад, куда меня водили, не выходя на улицу. Когда лифт не работал, дедушка Сергей Никанорович часто брал меня на руки.

Бабушка же, Ксения Ивановна, в хорошую погоду любила взять табуретку и посидеть у подъезда. Вокруг нее обязательно образовывался кружок. Как я узнала после от мамы, отец не очень-то одобрял эти посиделки. Вспомните, какие были годы! А потом мы переехали в другое место, в другой подъезд — в квартиру побольше.

— 37-й год остался в детской памяти?

— Очень даже остался. Тем, что из новой квартиры в детский садик меня нужно было провести через внутренние дворы, переходы. Я отчетливо помню, как в этом дворе задувал ветер, кружил обгоревшую бумагу, пепел какой-то. Я, конечно, абсолютно ничего не понимала. Но у нас был общий балкон с людьми по фамилии Кульковы. Я дружила с их дочкой Розой. А они были родственниками известного военачальника Якира, расстрелянного Сталиным.

То есть сестра Якира была замужем за этим Кульковым. И их арестовали. В один из дней исчезла и моя подружка Роза. Что думал о сталинском терроре Никита Сергеевич в то время? В семье это не обсуждалось. Да и что я могла понимать в свои 7 лет?

Что касается отношений в семье, то отец уходил на работу рано и приходил очень поздно. Но у него были выходные — точнее, у всех тогда был один выходной. И имелась возможность выехать в однодневный дом отдыха МГК в Огареве. Кстати, не туда, где живет Путин, а на другой территории. В прошлом это было имение, принадлежавшее царской фамилии — Романовым. Одним из последних его владельцев был великий князь Сергей Александрович, генерал-губернатор Москвы, убитый бомбистами.

А после революции там организовали сначала какой-то музей, а потом открыли дом отдыха, где у нас была комната. Я очень хорошо помню то время. Это была своеобразная коммуна, съезжавшаяся на один день. Все вместе обедали, завтракали, смотрели кино. На втором этаже вешали экран, ставили аппарат, который трещал, крутился, механик менял части. А ездила я на дачу главным образом с отцом — маму в то время как-то редко видела. Она очень много работала: заведовала парткабинетом на Московском электроламповом заводе. И у нее был скользящий выходной, чаще всего не совпадающий с выходным днем папы.

У Никиты Сергеевича уже в это время была машина, водитель, который с ним проработал всю жизнь, дядя Саша Журавлев, — очень хороший человек. Последнее время он жил в соседнем подъезде.

С моим отцом дядя Саша прошел всю войну, всю свою жизнь.

— У Никиты Сергеевича, когда он в работал в МК, была охрана?

— Нет, никакой охраны у него не было. Прикрепили кого-то, когда в 1939 году отца избрали в политбюро. У него был помощник по имени Павел Никитич Гапочка, который тоже проработал с ним долгие годы. С ним связан один анекдот, который рассказывал Никита Сергеевич. Гапочку послали как лектора в дальнюю московскую деревню. По тогдашнему телефону сельчане услышали: «К вам едет лектор в тапочках» (это вместо — «лектора Гапочки»). Решили, что совсем замерзнет бедный лектор, и встретили его на подъездах к селу с валенками и тулупом в руках.

Так вот, по воскресеньям я ездила с отцом в Огарево.

Мы садились в машину, по моим понятиям, «эмку». Зимой в салоне лежала медвежья шкура, мы ею закрывались и ехали.

Семьями дружили с Маленковыми и Булганиными. Булганин в это время работал председателем Моссовета, до этого — директором завода. Маленков — член ЦК ВКП(б). В Огареве было два маленьких домика, где у великого князя размещался свитский корпус. Двухэтажные, по четыре квартиры в каждом. Одну квартирку занимали мы, другую, под нами, получили Булганины. Маленковы жили немножко дальше, на даче в Ильинском. Встречались каждое воскресенье. А дочка Булганина Верочка, которая была чуть меня моложе, и дочь Маленкова Воля, которая старше года на 3, стали моими близкими подругами.

Помню, ходили с отцом и дядей Сашей на лыжах.

Когда возвращались в город, пели песни и декламировали стихи. Папа меня учил — он очень любил Некрасова. Дорога была длинная по тем временам, скорости небольшие. Когда мы въезжали на Каменный мост, я как-то сказала: «Вот наконец Москва». Отец потом долго шутил, что для меня Москва начинается с Каменного моста.

Маму я видела мало, за мной присматривала старшая сестра Юля. В 1935 году родился мой младший брат Сергей, а в 1937-м — сестричка Лена. Когда Сергей родился, мама еще работала, а после Леночки ушла — девочка была очень слабенькая. А я жила самостоятельной жизнью: сама ходила в школу, пересекая Каменный мост пешком, сама возвращалась. Школа была в арбатских переулках. Очень хорошая школа. Нас там кормили обедами. Младший сын Микояна учился со мной в одном классе.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог