Салли Ландау и Михаил Таль: эндшпиль любви

Миша сказал: «Если ты не сделаешь, как я прошу, — выпью все таблетки. А не подействуют — выброшусь из окна».
Юлия Козлова
|
23 Сентября 2011

Пыталась обрести счастье, когда жизнь нас раскидала… А ведь если бы не все эти семейные испытания, стычки, борьба, нервы, слезы и сражения, кто знает, может, я могла бы сделать большую карьеру, стать великой певицей — многие мне такое предрекали.

— Ходили слухи, что Таль принимал наркотики.

— Снимать частые почечные колики, которыми страдал Миша, было возможно лишь регулярными уколами пантопона. Я категорически отметаю все слухи на эту тему и утверждаю — мой муж погибал, таял, умирал от изматывающих болей. И в такие страшные мгновения у него попросту не оставалось иного выбора, кроме как спасительный укол. Он активно сопротивлялся привыканию, зависимости…

пытался заменить таблетки круглосуточным курением, алкоголем… — но боль отпускала лишь на краткие часы. Замкнутый круг. Капкан. Как в подобном состоянии он умудрялся мыслить, играть в шахматы, постоянно выигрывать, да и вообще — жить? Теперь я уже начинаю думать, что и все его влюбленности были, возможно, следствием этой изматывающей боли — очередным «наркотиком», помогавшим хотя бы на время забыться.

Последние два года, например, он жил с постоянной температурой 38 градусов из-за стафилококковой инфекции в крови… Получается, без круглосуточного преодоления страданий, без этого существования «вопреки», «на краю пропасти», на постоянном пределе он, видимо, не был бы собой, не был бы Михаилом Талем…

Как-то раз Гера приехал навестить меня, и я предложила ему провести несколько дней в чудном курортном местечке Кнокке на бельгийском побережье, которым восхищалась Агата Кристи в своих романах о Пуаро.

Сели в машину, поехали. И тут я его спрашиваю: «Геруш, а что с папой будем делать? Не нравится мне он — плохо выглядит… Да и сон мне снился дурной». Сын тогда промолчал, не признался, что и его в последнее время терзает этот вопрос, и ему снятся тревожные сны. Накануне нашего путешествия Гера, оказывается, видел сон, будто отец плавает в бассейне, наполненном кровью.

Приехали мы на место, зашли в отель, Гера включил телевизор, я пошла в спальню, прилегла, но заснуть не смогла. Меня охватила гнетущая тревога.

Я встала и приказала сыну: «Так, Гера, собираем сумки и возвращаемся в Антверпен. Быстро».

— Мам, что случилось? Мы же только приехали.

— Не знаю, что случилось, но у меня дурное предчувствие.

Вернувшись, мы услышали на автоответчике сообщение от друзей: Миша при смерти.

Гера полетел в Москву, но опоздал. Приехав в больницу, он узнал, что отец умер три часа назад. И до последнего спрашивал у докторов, где же сын…

— Муж продолжает вам сниться?

— Постоянно. В моих снах он молодой, прекрасно выглядит, красиво одет. Иногда и сюжета-то во сне нет никакого.

Миша просто стоит, смотрит на меня, улыбается, а потом разворачивается и уходит. Прошло столько лет, как он умер… а я ловлю себя на ощущении, что нахожусь в постоянном ожидании его звонка. О факте смерти я словно забыла. Убеждаю себя: не звонит потому, что из того места, где он сейчас на очередном турнире трудно дозвониться. Но он позвонит, может быть, завтра, послезавтра… Тем более что Миша сказал мне не все слова…

Антверпен (Бельгия)

1 2 3 4 5 6 7 8
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог