Анатолий Васильев. «Ия шутила: «Я такая великая!»

«Прожили вместе 30 лет, а кто мы, что мы? Насколько я ее знаю? Где-то там — легенда Ия Саввина, а здесь — моя Иечка».
Мария Черницына
|
Мария Черницына
|
22 Декабря 2011

Я соорудил из ящиков стол и табурет, и каждый год они ждали нас целехоньки. И вот там я тоже усиленно развлекал Ию перебором струн. Только потом случайно открываю ее записную книжку, а там заметка: «Сидит на пне, сочиняет какую-то х…ню на гитаре». Видать, вырвалось, а внешне и виду не подавала, что до печенок ее достал. При всех своих нервных срывах она была очень деликатным человеком. Наши споры, как правило, происходили из области высоких материй: «Не понимаю стихов, я люблю прозу — неприбранный текст прекрасен». — «Ну и дурак!» А в быту оба были рукодельники. Она оставляла образ барышни, взяв в руки тяпку, говорила: «Я крестьянка» — и давай огород полоть. Я же шил нам одежду, с которой в Союзе был дефицит, чинил машину и водопровод… Чем не идиллия?

Много снимал нас на видео.

Зимними вечерами порой сядем за стол, нальем по рюмочке и прокручиваем нашу жизнь на пленке... А когда я смотрю на Ию в кино — будь то «Ася Клячина» или «Гараж» — не могу понять, как она это делает. Актерская технология ее коллег ясна и сногсшибательна одновременно, а здесь — какая-то загадочная партитура. Она же кокетничала: «Я везде одинаковая. У Рязанова — та же Ася, только с министерскими замашками». В общем, она очень симпатично про себя все понимала. Иногда грохотала у нас на кухне кулаком по столу: «Я народная СССР!» «Тсс… Нам-то об этом не говори», — успокаивали ее друзья.

При этом у Ии была потрясающая интуиция. На «Ленфильме» мне передали сценарий «Пиковой дамы», от которого из каких-то своих суеверий отказался Миша Козаков.

Захожу к Ие на кухню посоветоваться: «Мне предложили «Пико…» — «Не надо!» — кричит, даже не дослушав. И оказалась стопроцентно права: я сделал по-своему, взялся за фильм, и меня ждала катастрофа. Откуда Ия знала? Такая же история вышла и с продолжением «Аси Клячиной» — «Курочкой Рябой», в которой она отказалась сниматься у Андрона Кончаловского. Я прочитал сценарий — смешной. А когда сходил на премьеру, до меня дошел смысл фразы, брошенной Ией в ответ режиссеру: «Ася такой быть не может». Она заранее видела, что получится из его задумки.

Наша свадьба стала для Ии долгожданным событием. Это я все по упрямству от очередного штампа отбрыкивался. Живем и живем год за годом, все хорошо. Пригласили женщин из загса.

Пригодились и бокалы из венецианского стекла, что я на Новый год купил. Правда, пить Ия уже не могла — коньяк ей сильно разбавили водой. Она порадовалась, подружкам хвасталась… (Когда грянула вся эта болячка, Ия разгребла своих друзей. Мне были даны четкие указания: «Чтобы тот и этот близко к кровати не подходили».) А где-то за неделю до смерти она впервые мне сказала то, что все 30 лет носила в себе… Она сказала: «Я очень тебя люблю». Я лишь руками развел: «Да ладно тебе, Ий», — мол, прощаться, что ли, надумала? И я ведь не мистик, не верил в судьбу… А тут как не поверить? Вон она что с людьми-то делает.

Курила как паровоз. Перед смертью перешла на тонкие. А толку? Ей знакомый пульмонолог давно сказал: «У тебя легких нет…» Гены же были потрясающие — маме в сентябре исполнилось 100 лет, она дочку пережила.

А Ия на свое здоровье всегда плевала. Все театр, театр… И 5 мая перед спектаклем — инсульт. Она сидит в комнате, обхватив руками голову: «В больницу не поеду — буду играть». Впервые не попала на сцену и так из-за этого переживала, а ведь ей было нельзя!

К июлю немного оклемалась. Довел ее до машины — поехали в Дорофеево. В Гагаринском переулке дорогу перебегают два голубка — один успевает взлететь прямо из-под капота, а вторая… В зеркале вижу — разлетелись белые перья. Я раздавил ее. И так тяжело на душе… На 261-м километре нас разбивает «Газель» — и все стекла у Ии на коленях (собрала их в мешочек на память — опять авария, опять пронесло). Кое-как добрались до деревни. Утром выхожу на двор: по участку туда-сюда бродит белая голубка…

«Как бомба замедленного действия — неизвестно, когда рванет», — говорили врачи про меланому.

И эта зараза молчала с 2008 года, когда Ие сделали операцию. А тут одно за другим... Инсульт, авария… У нас и голубятен-то в Дорофееве нет… В деревне ей стало плохо, пульмонолог ставил ей капельницы. В какой-то момент наклоняюсь поправить подушку под белой головой, а Ия на меня глянула — глаз голубой, глубокий... И в своем стиле: «Мне п…ц». До середины августа еще проходила. А в Москве — резко, будто кран сорвало… Слегла. И все — в три дня.

Произошло — тут же звонок. Подруга Кира:

— Что у вас случилось?

— Ия умерла.

— Быть не может!

Она уже знала: к ней на балкон только что влетела и забила крыльями голубка с белой головой.

1 2 3 4 5 6 7
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог