Анатолий Васильев. «Ия шутила: «Я такая великая!»

«Прожили вместе 30 лет, а кто мы, что мы? Насколько я ее знаю? Где-то там — легенда Ия Саввина, а здесь — моя Иечка».
Мария Черницына
|
Мария Черницына
|
22 Декабря 2011
Ия Саввина
Ия Саввина
Фото: РИА Новости

Позже, когда я сидел на берегу, часа три глядя на неподвижный поплавок, она вдруг подходит: «Кто же так ловит? Во как надо!» — рванула удочку — на крючке болтается рыбешка. После всех этих событий у меня началось смещение крыши: каким разным может быть один и тот же человек!

Это общение складывалось так естественно и непринужденно, что вскоре по возвращении в Москву квартира на Большой Грузинской стала нашим общим домом. И виновата была даже не влюбленность — все-таки обоим уже за 40. Тут куда важнее соответствие друг другу. И в быту, и по характеру.

В актерской среде Ия не афишировала, что у нее ребенок с синдромом Дауна. У меня мелькнула мысль, что там все непросто, когда примерно через месяц она мне сказала: «Если у нас все сложится, я тебя познакомлю со своим сыном».

И мы впервые поехали в Опалиху, куда Ия перевезла всю свою родню из-под Воронежа. Машина подрулила к воротам, нам навстречу выбежали жители дома: мама с отчимом, родная сестра и полноватый паренек с добродушной улыбкой. Сереже было уже 24 года, но он выглядел моложе своих лет. Невероятно доверчивый человечек: «Здравствуй, дядя Толетька», — радостно пожал он мне руку.

Ия листала семейный альбом: «Смотри, какой хорошенький, вот только ушки выдают — чуть больше оттопырены и загнуты, чем у всех нас». Ни испуга, ни замкнутости, послушный — в этом плане с ним оказалось даже проще, чем с обычными детьми. А в моем сознании болезнь Сережи преломлялась через его мать: дома такая нагрузка, а она играла в театре, снималась и при этом еще умудрилась стать Ией Саввиной.

Расспрашивать о наболевшем...

Зачем? О своей жизни она говорила иногда, как бы между делом. Не то чтобы скрытничала. Просто боялась быть скучной. И меня ругала, если долго на одну тему про себя-любимого долдоню. У Ии глаза начинали пропадать внутрь, а потом вырывалось шуточное: «Как ты мне надоел!»

«Сколько раз мне предлагали отказаться от сына эти врачи, учителя, доброжелатели…» — признавалась Ия. А у нее даже мысли такой не возникло. Ведь Ия сама отчасти была сиротой — росла без отца, с отчимом были прохладные отношения. Ее папаша ушел на фронт, а вернулся оттуда… к другой женщине. Матери Вере Ивановне пришло долгожданное письмо с полей битвы: «Не ждите. У меня есть другая семья». Про свое нелегкое детство Ия тоже редко поминала всуе, но отца так и не простила.

Когда она уже стала Ией Саввиной, он однажды позвонил, представился, а она довольно сдержанно ему сказала: «Отцом считается тот, кто воспитывает». Однако своего сына все же назвала в его честь... Это еще один из закоулков ее загадочной души.

Ия с детства водила сына на приемы к известному профессору Сперанскому. Кроме упражнений на общее развитие он прописывал мальчику специфический рацион питания. «Кормите только печенкой?» — строго спрашивал врач. Эта его вера в чудодейственную силу говяжьей печени подвигала Ию с ног сбиваться в поисках деликатеса. В советских магазинах, как правило, ее можно было получить только по блату, из-под полы или на складе. Благо, что актеры обычно дружили с директорами гастрономов.

Кадр из фильма «Служили два товарища»
Кадр из фильма «Служили два товарища»
Фото: kinopoisk.ru

И, похоже, Сперанский не ошибся: все-таки 54-летнего Сережу не затронули многие болезни, сопутствующие синдрому Дауна.

Свекровь Янина Адольфовна оставила работу в школе, чтобы обучать внука на дому. И Сережа пишет, читает, помнит все даты и дни рождения, в его голове легко укладываются стихи… А недавно я вдруг заметил, что Сережа начал вести дневник, где записывает все свои действия и чувства, почти по Фолкнеру: «Я покушал чесночку с хлебцем. Очень вкусно. Спасибо». И рисовать его никто не учил — тоже сам начал, еще в юности. Все цветы, которые видел на даче, переносил на бумагу. И в нем даже признали настоящего художника: лет 10 назад устроили персональную выставку в одном салоне. Сережа ходил среди своих работ такой важный, в костюме, улыбался во весь рот. И каждый посетитель пожимал ему руку.

1 2 3 4 5 6 7
Семь мест на даче, куда нельзя сажать озимый чеснок — большая ошибка
Многие кажется, что озимый чеснок — неприхотливая культура, требующая минимум ухода, но это не совсем так. Для начала очень важен выбор правильного места для посадки. Эксперты объясняют, что чеснок не переносит кислую почву, не любит тень или застой воды, а еще капризен к своим предшественникам.

Звезды в тренде

Никита Пресняков
актер, певец, режиссер
Полина Диброва
фотомодель
Ханде Эрчел (Hande Erchel)
актриса, модель
Филипп Киркоров
певец, музыкальный продюсер
Татьяна Буланова
актриса, певица