«Изгнанием» чаще интересуется интеллигенция… Так что неясно, кто народу ближе, хотя телевизионный проект по определению охватывает более широкую аудиторию.
Кстати, режиссер «Ликвидации» Сергей Урсуляк любит пошутить: дескать, те, кто снимается в его фильмах, потом обязательно берут призы на международных фестивалях. (Ксения Раппопорт, сыгравшая подругу Чекана Иду, вскоре получила в Венеции кубок Вольпи за лучшую женскую роль в фильме «Двойной час» итальянского режиссёра Джузеппе Капотонди. — Е. М.) А меня Сергей и на съемках все время подкалывал: мол, сейчас каннский лауреат вам, ребята, покажет, как надо играть! Урсуляк — вообще человек редкого чувства юмора. Он умеет шутить так же вкусно, как одесситы, — без улыбки. И так же тонко и изящно.
Вообще у меня о съемках «Ликвидации» самые теплые воспоминания. Одесса — это как отдельное государство. Команда подобралась уникальная, в массовке умудрилась сняться половина населения «жемчужины у моря». С ними тягаться в остроумии — как в пчелиный улей попасть. Едем в трамвае, говоришь одно предложение, намереваясь удачно пошутить, а тебе сразу сто ответов. Да таких, что жалеешь о том, что вообще рот открыл!
— А были ли какие-то кардинальные перемены в жизни после двух феерических побед?
— «И проснулись они знаменитыми» — точно не про нас. А что по сути могло измениться? Есть хорошие предложения в кино. Недавно закончил очень интересную работу с чехами. Получил большое удовольствие. Есть стабильные деньги.
Развоз молочных продуктов больше не маячит. Я по-прежнему живу в своей квартирке с Лидой и Ксенией. Есть идеи. Ну разве что конфеты, которыми теперь крутят перед носом, случается, завернуты в яркие голливудские обертки…
После Канн были предложения от Стивена Спилберга в очередную «Индиану Джонс» и от Тома Круза в фильм «Миссия невыполнима-3». Роли не эпохальные, хотя отказываться от Спилберга глупо в любом случае. Как правило, наших актеров за границу зовут на роли плохих русских. Вроде как для колорита. Звать-то зовут, но даже на плохих русских все равно берут своих «нерусских», потому что с ними, видимо, мороки меньше. Отношение к нашему брату на Западе такое: «Неплохой парень, но мы лучше». В моем случае все пробами и заканчивалось.
Одна из последних историй стала самой мутной и непонятной. Филлип Нойс, автор фильма «Игры патриотов», пригласил меня попробоваться в свою новую картину «Солт». Причем если его предшественники — Круз, Фридкин и остальные — выходили на меня через менеджеров-посредников или специалистов по подбору актеров, то Нойс обратился напрямую. Говорил, что именно меня видит в своем фильме и надо поскорее сделать пробы. Персонаж русский — сердечный друг самой красотки Джоли. Русской темы в сюжете вообще много, героиню растили как русскую, потом из детей делали спецагентов… Эдакая «Миссия невыполнима», написанная на женщину.
Сергей Жигунов, не просто мой давний друг, но и человек, который занимается моей творческой судьбой, просто завелся на этом предложении: «Это серьезно.
Все сработает! Костя, давай!» Поскольку данные голливудские пробы были пятыми по счету, лично у меня иллюзий родилось не много. «Да ну, — говорю, — сейчас надо будет английский учить, времени вагон потратить, а все равно не возьмут». «Я чувствую, предложение сто процентов реальное», — убеждал меня Сергей. Записали в его студии пробы. Послали. Ждем. В ответ приходит обещающее письмо от Нойса: сплошное «Вах! Это потрясающе! Давайте живенько снимите еще сцен»… Кроме того, в письме имелась очень лестная приписка, сделанная рукой Анджелины Джоли: мол, восхищена, как вы здорово справились с трудными местами, и так далее...
В то время мы активно сотрудничали со знакомой Нойса, которая живет в Москве. Она помогла мне с английским, через нее держим связь с режиссером… Сняли еще несколько сцен.
Отправили Нойсу. Снова приходят сплошные восторги и сообщение о том, что меня вызывают на генеральные пробы в Америку. Приглашение, виза… Осталось только выкупить билет и ехать. Я думал: «Вот приеду. Та-а-кое им покажу на этих пробах!» День, два — молчание. Через неделю тишины звоню знакомой Нойса. «Как? Вы разве не в Америке?» — удивляется она. «Как видите…» — «Это какое-то недоразумение. Я была уверена, что вы уехали! Попробую узнать», — и тоже пропала. А потом мне пришло письмо, в котором сухо сообщалось, что ведутся кастинги с другими актерами...
Дома спрашивают: «Почему?» А я сам ничего не понимаю. Такой напор был со стороны Голливуда — давай, быстрее, ждем… По Москве поползли слухи, что мы запросили несусветный гонорар, но финансовые вопросы и не обсуждались даже...