Александра Киселева: «Я не могла так просто сдаться»

«Вернувшись домой из экспедиции в Индию, не представляла, как существовать дальше».
Марина Порк
|
11 Марта 2025
Александра Киселева. Фото
Александра Киселева
Фото: Д. Орлова/из архива А. Киселевой

«Вернувшись домой из экспедиции в Индию, не представляла, как существовать дальше. Произошла серьезная переоценка ценностей. Когда я смотрела на детей, живущих в трущобах, на людей, которые ходят босиком по улице, потому что у них нет средств и возможностей приобрести обувь, всякий раз поражалась тому, как при этом им удается чувствовать себя счастливыми».

— Александра, в новом фильме Романа Михайлова «Жар-птица» вы сыграли главную роль. Как вам работалось?

— Это один из уникальнейших периодов моей жизни. Фильм «Жар-птица» мы снимали в Индии. Ездили в экспедицию в «город мертвых» Варанаси, одно из священных мест. Индусы приезжают туда умирать. Считается, если там кремируют тело, душа отправится в рай. Для индуистской культуры, для местных жителей Варанаси — это точка, где можно прикоснуться к чему-то в духовном смысле высокому. Приехав туда и проведя там какое-то время, мы были поражены, что где-то рядом существует не то что другая культура, а вообще иная цивилизация, то есть люди живут совершенно по-иному.

Индия по сравнению, к примеру, с европейскими государствами выглядит очень бедно. Отсутствует комфорт, и достаточно грязно на улицах. Но счастье, которое видишь в лицах людей, поражает. Искренне удивляет, что им так мало нужно для этого. Вернувшись домой из экспедиции, вообще не представляла, как существовать дальше, произошла серьезная переоценка ценностей. Когда я смотрела на детей, живущих в трущобах, на людей, которые ходят босиком по улице, потому что у них нет средств и возможностей приобрести обувь, всякий раз поражалась тому, как при этом им удается чувствовать себя счастливыми.

В таких условиях мы умудрялись еще и работать. Наш фильм — про девушку, приехавшую в Индию в поисках матери, которая живет где-то в ашраме, то есть кино достаточно серьезное. Это новое авторское высказывание прекрасного и уникального режиссера Романа Михайлова. Его картины оригинальны в исполнении и по содержанию, а также кардинально отличаются от того, к чему мы привыкли. Фильмы Михайлова сняты вопреки общепринятым правилам, идут против системы. Он снимает независимое кино. Сценарии к своим работам всегда пишет сам, метод работы с актерами также уникальный. Не актеры подстраиваются под написанный автором сценарий, а история картины выстраивается под актера. Зачастую события фильма создаются под героя прямо во время съемок. Метод Романа сам по себе уникален, благодаря чему получается какая-то необыкновенная правда в кадре.

— То есть сценария у «Жар-птицы» не было?

— Был, без сценария фильмы снимать невозможно. Но не в привычном понимании. Изначально была прописана некая литературная канва, но не диалоги, которые рождались в процессе съемок. Главную героиню зовут так же, как меня, — Саша, что совсем не случайность. Она обладает не только моим именем, но и навыками — она еще и танцовщица. Известный факт: я десять лет профессионально танцевала, участвовала в международных конкурсах, становилась победительницей... Танец вообще важная часть моей жизни.

Таким образом, в сценарии были прописаны базовые вещи, отождествляющие меня настоящую с моей героиней. Как происходили съемки — это отдельная тема. Рома — математик, философ, большой ученый, многого добившийся на поприще науки. Несколько лет назад он оставил эту деятельность и сосредоточил свои усилия на творчестве, кинодраматургии, режиссуре. До этого на протяжении долгого времени писал про сны, которые изучал, пытаясь разгадать их природу и сущность. Во всех его фильмах сновидения играют важную роль, задают ритм в пространстве и кадре.

В Варанаси мы остановились в отеле. Утром встречались за завтраком, и Рома говорил: «Так, ребята, сегодня мне приснился сон. Мне кажется, такой эпизод необходимо снять. Такая сцена обязательно должна быть в нашем фильме». То есть то, что ему приснилось ночью, режиссер дорабатывал и встраивал в съемочный процесс, по ходу дописывая какие-то вещи в сценарий. Этот процесс строился на этюдном методе. Перед актерами ставится задача, а какие слова ты будешь произносить в кадре, куда конкретно пойдешь, решается прямо на съемочной площадке. И это было прекрасно, потому что ощущение свободы дало возможность творить, делать что-то очень стоящее, что можно, как мне кажется, в полной мере назвать искусством.

Александра Киселева и Мигел
Александра Киселева и Мигель, 3-й сезон шоу «Танцы» на ТНТ
Фото: Пресса PROТанцы

— Роман Михайлов, соглашусь, уникальный художник. Но его произведения рождают два полярных, прямо противоположных мнения. Есть люди, которые в него влюблены, это и кинематографисты, и его любимые актеры Федор Лавров, Евгений Ткачук, Кирилл Полухин, и журналисты, которые просто обожают погружаться в его киномир. Есть люди, которые совсем не приемлют то, что он делает. Как вам кажется, почему так?

— Думаю, так исторически сложилось, что все необычное, сильно воздействующее всегда вызывает полярные эмоции и не может оставить никого равнодушным. Кино Михайлова — концентрация чего-то сильного, на уровне волшебства. Мой опыт съемок в «Жар-птице» лишь это подтверждает. Это чистая магия, работа с энергиями. Такие вещи не могут не затрагивать. Но у каждого человека совершенно разный уровень насмотренности, понимания кино, культуры в целом. К серьезным фильмам нужно быть подготовленным, в том числе морально, выделить на них время, должен совпасть какой-то определенный период в твоей жизни, чтобы в тебя это попало.

Но это искусство, глубокое, тонкое высказывание, и оно должно прийти в твою жизнь вовремя. Все самые серьезные, сильные вещи, тем более которые делаются вопреки правилам системы, вызывают полярные суждения. А Рома снимает не так, как принято, у него нет «восьмерок», нет «правильного» монтажа. Он от этого сознательно отказался, все сцены в его картинах практически однокадровые. Такие вещи всегда будут вызывать у зрителя противоречивые эмоции.

И те, кто хотят в этой жизни узнавать для себя абсолютно новое или создавать что-то интересное, понимают особую ценность киноработ Михайлова, говорящих о важном посредством особого киноязыка.

— Пожелаю удачи «Жар-птице». До этого у фильмов Михайлова был ограниченный прокат, они пользовались успехом в основном у кинофестивальной публики, находили ценителей среди членов жюри. Как вам работалось с Марком Эйдельштейном, который снялся в картине — победительнице Каннского кинофестиваля «Анора» и так неожиданно прославился? Как складывалось ваше партнерство?

— В «Жар-птице» и картине «Надо снимать фильмы о любви», над которой мы параллельно работали в Индии, собралась замечательная компания молодых и востребованных актеров. Я счастлива, что мои партнеры Марк, Маша Мацель, Чингиз Гараев, Илларион Маров, сыгравший в «Жар-птице» вторую главную роль, — это большие профессионалы, несмотря на сравнительно юный возраст. Так вышло, что я, Марк и Маша — все мы пришли в кино в подростковом возрасте. Конечно, время, проведенное до этого на площадках различных проектов, полученный опыт, периодически пополняемая фильмография сильно помогают в работе. Съемочный процесс складывается легче.

Это к вопросу, как работалось вместе. Мы все сошлись как люди, мы все подружились и сейчас продолжаем общаться. У нас есть общий чат в мессенджере, который кипит каждый день. Рома в нем делится новостями, ребята постоянно пишут, что-то обсуждаем. У Маши Мацель и Иллариона Марова вообще своя музыкальная группа. Стремимся поддерживать друг друга, потому что у нас правда сложилась киносемья. Рома, как известно, всегда приглашает в новый проект актеров, которые уже у него снимались. Считаю, это очень правильный подход режиссера — привлекать людей, с которыми ему нравится работать. Прекрасно, когда ты находишь своих. Это создает комфортную атмосферу. Поэтому мы все искренне подружились.

В моей жизни было много проектов, экспедиций и приятных актерских компаний. Но обычно происходило так: вы чувствуете, что близки, у вас общие интересы, возможно, даже совпадают вкусы и взгляды, обещаете после съемок видеться чаще. Но проходит время, и все растворяется. Проект и встреченные на нем люди остаются лишь приятным воспоминанием. А здесь мы продолжаем общение, и это прекрасно.

— Что для вас в Индии оказалось самым сложным? Это ведь не Казахстан, где вы родились, и не Россия, где живете. К чему пришлось адаптироваться?

Александра Киселева
Меня позвали в шоу «Танцы». Подготовила номер, с которым буду выступать. А дальше зрители увидели мой путь в шоу на экране
Фото: Д. Дмитриев/из архива А. Киселевой

— В первую очередь ко всему, что связано с комфортом и едой. Из интересных фактов: я приехала туда со своей гречкой, которую заваривала в термосе, потому что там вся еда острая. Я тот человек, который следит за питанием, веду здоровый образ жизни, для меня важно, что, как и когда я ем. В Индии вообще не оказалось никаких привычных для меня продуктов, там не было адекватных магазинов. В какой-то момент гречка закончилась, и я перешла на рис, который найти было можно. Практически всю экспедицию продержалась на крупах, что было для меня достаточно сложно.

Ну и в целом я человек комфорта, я этого не скрываю, люблю жить красиво, а там условия были, мягко говоря, не очень. Но любовь к съемочному процессу, желание получить на экране крутой результат отодвинуло дискомфорт на второй план и не оставило никакого неприятного отпечатка. Да, потребовался небольшой период привыкания, адаптации, после чего быстро влились в процесс и чудесно существовали в нем месяц.

Еще и Новый год там успели отпраздновать. Ночью на берегу Ганга зажглись тысячи ярких огней, мы включили речь нашего президента на видео, чтобы почувствовать родину. И не поверите, ровно в тот момент, когда она зазвучала, услышали русскую речь. В Варанаси наших практически нет, за весь месяц пребывания мы не встретили ни одного русского человека. Но в новогоднюю ночь к нам подошла русская супружеская пара. Я удивилась: ничего себе, что вы тут делаете? Супруги поделились, что в жизни их настолько все задолбало, что они решили рвануть в другую цивилизацию, приобрести новый опыт и вот оказались с нами на берегу реки Ганг.

— То есть это такое место перезагрузки?

— Сто процентов. Это место силы: приезжаешь и тебе там хорошо.

— Вы переехали в Москву из Казахстана. Чем занимаются ваши родители и что вас сюда привело?

— В Казахстане я прожила до трех лет. До сих пор там живут мои родственники, моя бабушка, к которой периодически приезжаем в гости, это по-прежнему родное место. Но в первый класс пошла уже здесь, поэтому Москва — моя вторая родина, город взросления.

Как мы переехали в Москву? Родители хотели развития. Папа никак не связан с творчеством. Сначала он работал в пожарной охране. Потом плавно перешел в нефтяной бизнес, получив соответствующее образование, сегодня трудится в нефтяной компании. У мамы интересная судьба. Может быть, когда-нибудь, если стану режиссером, сниму о ее жизни фильм. Она пропустила через себя весь спектр непростых событий девяностых, раннее рождение ребенка — у меня есть еще старший брат, но он не связан с кино. Маме приходилось менять места работы... Она у меня удивительный, сильный, прекрасный человек, так же, как и мой папа.

Родители меня всегда во всем поддерживали, решили, что образование я должна получить здесь, и перебрались в Москву, где потихонечку стали строить карьеру.

Александра Киселева
Хореографы посоветовали маме настоять, чтобы я все-таки продолжила заниматься танцами. После этого она мягко меня убедила
Фото: Д. Дмитриев/из архива А. Киселевой

— Кто привел вас в детскую группу танцевальной студии «Тодес», чья это была идея?

— Мамина. Мы переехали в район Химок, где совсем рядом, буквально в пяти минутах, располагалась школа-студия «Тодес» Аллы Духовой. Мама решила, что ее дочка должна заниматься чем-то творческим, и отвела меня туда. Мне тогда было пять с половиной лет. Поначалу в «Тодесе» совершенно не нравилось, я заявила: ходить туда не буду. Но мама и хореографы увидели, что у меня есть талант, серьезные задатки. Хореографы посоветовали маме настоять, чтобы я все-таки продолжила заниматься танцами. После этого она мягко меня убедила, за что ей большое спасибо, потому что потом я так втянулась, что стала солисткой, меня перевели в рабочую группу, я выступала в «Тодесе» достаточно долго, участвовала во всех концертах.

Алла Духова в тот период времени стала важным для меня человеком. Появились первые мечты, я тоже хотела стать хореографом, известным танцовщиком, и в целом это удалось. В какой-то момент в «Тодесе» мне стало тесно. Мы танцевали примерно одни и те же постановки в похожей стилистике. Решила: если хочу стать профессиональным танцором, нужно идти дальше и изучать разные стили. В 12 лет я ощущала себя крайне самостоятельной.

Таким образом, я покинула «Тодес». Моей рабочей группе пришлось искать новую солистку, но ничего, как-то они с этим разобрались. И так судьбоносно совпало, что в тот момент случилось первое крупное танцевальное шоу на телеканале «Россия 1», оно называлось «Большие танцы». В кастинге участвовало порядка 15 тысяч танцовщиков. Об этом мы узнали из рекламы. Мама позвонила туда, спросила: можно ли детям? Сказали: в целом у нас такой практики не было, но пусть девочка приезжает, попробуем.

Приехала на кастинг, и так все закрутилось-завертелось, что меня взяли в шоу, я познакомилась с хореографом команды. Стала единственным ребенком, прошедшим на шоу. Но когда нам начали шить костюмы, когда мы уже плотно готовились к эфиру, к родителям подошли продюсеры и сказали, что, к сожалению, им не удалось решить юридические вопросы о моем участии. Для меня как для подростка это стало большим ударом, потому что я на что-то рассчитывала, со мной уже отрепетировали большую часть сценического номера.

Но нет худа без добра, у меня случилась хорошая дружба с хореографом команды Москвы, специализирующейся на стиле вог. Впоследствии это направление стало моим основным танцевальным стилем. Я влюбилась в него и в результате стала трехкратной чемпионкой мира по вогу, выиграв кубки на крупнейшем международном фестивале в Швеции. Позже с вогом я пришла в шоу «Танцы» и оказалась самым ярким представителем этого стиля.

— Читать нас будут разные люди. Можно понятно объяснить, что такое стиль вог? Это много пластики?

— Как и любой танец, конечно, это много пластики. Но, наверное, вог характеризуют три слова: престиж, стиль и грация. Это стиль танца, который, когда на него смотришь, именно так и ощущаешь. Это что-то про моду, про красоту. Существует легенда, что название стиля заимствовано из журнала «Вог» обитателями нью-йоркского афроамериканского квартала Гарлем. Молодежь, любящая танцевать, но не имевшая средств на дорогую одежду, листая страницы модных журналов, вдохновлялась позами изображенных на фото моделей. Они повторяли эти позы в заданном ритме, а позже придумали к ним танцевальные связки. Так зародилась оригинальная субкультура, атрибутом которой стал необычный танец, зачастую достаточно грациозный и эпатажный. Помимо техники, в воге важной составляющей является образ танцора, и это не только про оригинальный костюм, но и про внутреннее состояние, вживание в сценический образ.

Ответвления стиля кардинально отличаются друг от друга, это простор как для моды, так и для танца. Например, категория Bizarre — это когда ты самостоятельно придумываешь и создаешь костюм под определенную тему, а затем красиво презентуешь его на подиуме. В воге нет привычной танцевальной площадки, как в любых других стилях, все происходит на подиуме. Есть такое понятие, как вог-балы, аналог танцевальных батлов, это вообще отдельная большая культура, про которую снято множество документальных фильмов.

Александра Киселева
Рома писал про сны, которые изучал, пытаясь разгадать их природу и сущность. Во всех его фильмах сновидения играют важную роль
Фото: Фед/из архива А. Киселевой

— Вы упомянули о презентации костюма, помимо танца. Какой костюм стал для вас судьбоносным, помог выиграть чемпионат мира по вогу в Стокгольме? Что это были за поездки, что давалось там трудно, что пришлось преодолевать?

— По поводу Швеции — трудно было все. Во-первых, в воге нет возрастных категорий, подразделения на тинейджеров, детей и взрослых, все выходят наравне со всеми, соревнуются друг с другом, не принимая во внимание возраст. И это правда крупнейший фестиваль в Европе — фестиваль уличных танцев Street Star, он проходит до сих пор, туда съезжаются крутые танцовщики из разных стран.

Я выигрывала разные номинации три года подряд. Тема одной из них — «Исторические костюмы». Презентовала костюм в стиле Марии-Антуанетты. На мне был головной убор в виде яйца Фаберже, кроме этого, невероятный трехметровый шлейф красного цвета. Костюм был весь в золоте, пайетках, шипах, сиял — получилось стильное, необычное сочетание. В моих соцсетях есть фотография в этом образе. Это правда выглядит очень стильно и эпатажно. И костюм, конечно, помог мне победить.

Его создавала мама, она очень творческий человек. Понятно, что основную работу проделала прекрасная швея Наталья, я ей благодарна, она воплощала все наши бешеные задумки, но в какой-то момент подключилась и мама. Она замечательный стилист, прекрасно чувствует образы. Головной убор на Street Star она сделала мне сама. Какое счастье знать, что мама так меня поддерживает, умеет профессионально делать то, что меня восхищает!

— Костюмы профессиональных танцоров стоят большие деньги, это дорогое удовольствие.

— Несомненно.

— Так благодаря в том числе маме Александра Киселева стала Сашей Кул, то есть Крутой Сашей, которая, несмотря на юный возраст, в порядке исключения участвовала в «Танцах» на ТНТ. Правда, что в вашей судьбе принял участие популярный хореограф Мигель?

— Эту историю я рассказываю достаточно часто, она тоже судьбоносная в моей жизни. Тернистый путь я преодолела благодаря целеустремленности и упорному труду. Перед тем, что зритель увидит на экране, всегда состоится предкастинг. Танцовщик непременно проходит ряд испытаний. На первом предкастинге, куда я пришла, к нам вышел администратор и сказал: «Дорогие ребята, те, кому нет 16 лет, не тратьте, пожалуйста, наше время, разворачивайтесь и уходите».

Естественно, не в моем характере было так просто сдаться, я не развернулась и не ушла, а отстояла очередь. Но перед тем, как заходить в зал к хореографам, где должна была уже станцевать, меня все же тормознули: мы же вас предупредили, что отсматриваем только 16-летних! Я попросила: дайте мне шанс, пусть на меня посмотрят, а потом будем разговаривать. Нет! Представляете, меня даже не пустили в зал. Я пришла на второй день, подумала, может быть, там будут сидеть другие люди. Но снова столкнулась с той же командой.

Мария Мацель, Александра Киселева, Алексей Родионов, Данил Бельтюков, Елена Метла и  Евгений Козлов
Мария Мацель, Александра Киселева, оператор Алексей Родионов, звукорежиссер Данил Бельтюков, оператор Елена Метла и художник по свету Евгений Козлов на съемках фильма «Жар-птица»
Фото: из архива А. Киселевой

Продюсерским мышлением я отличалась уже тогда, понимала, что третий сезон будет активно смотреть зрительская аудитория первых двух. А значит, зрители захотят увидеть новые лица, иначе шоу им быстро наскучит, рейтинги упадут. Мне повезло: путь танцовщиков в России не такой долгий, ты очень быстро достигаешь потолка. Сильные танцовщики уезжают и пробиваются на Западе. Значит, во что бы то ни стало мне нужно попасть именно в этот сезон.

Параллельно в моей жизни уже случилось кино, я стала сниматься, у меня появился агент. В общем, отвлеклась от неудачи, продолжала выходить где-то на балах. И вдруг услышала, что телеканал ТНТ организовал танцевальный лагерь. Попасть туда можно, отправив видео на конкурс, его посмотрит Мигель и позовет в лагерь лучшего танцовщика. А после этого у счастливчика появится возможность попасть на шоу «Танцы».

Я отправила свое видео и забыла об этом. Месяца через два мне прилетело поздравление, что я выиграла поездку, Мигель отобрал мое видео. Конечно, мне было приятно. Поехала в лагерь, после чего меня позвали в шоу «Танцы». Подготовила номер, с которым буду выступать. А дальше зрители увидели мой путь в шоу на экране. Станцевала, и Мигель принял решение, что берет меня в свою команду.

В третьем сезоне мы соревновались с командой Егора Дружинина. Мигель больше чувствует современную хореографию, тем более стиль вог, он сказал тогда: хочу нарушить правила и взять Сашу к себе.

— Как принимали решение идти в ГИТИС на актерский факультет?

— На самом деле танцы для меня — уже какие-то отголоски из прошлого, потому что все, чем я занимаюсь последние года четыре, это кино.

— Замечу, успели сняться в 26 фильмах.

— Все мои ближайшие цели связаны именно с этим. Знакомство с кино и понимание, что хочу стать актрисой, случилось с моего первого короткого метра. Режиссер Евгений Кравченко искал в свой проект девочку, которая умеет танцевать и работать в кадре. Я пришла на пробы, мы познакомились, роль была серьезная, драматическая, потому что героиня картины «Танец тишины» — глухонемая танцовщица. Очень сложно делать роль, когда ты не можешь ничего произнести, то есть максимально трудно точно донести режиссерскую мысль. Но, как мне кажется, у нас получилось сказать что-то важное, по сей день получаю обратную связь. После этого Евгений посоветовал моей маме: «Лена, не останавливайтесь, пусть Саша занимается кино». Так началась моя большая любовь. И на проекте «Танцы» в своих выступлениях я рассказывала истории. Хореографы отмечали, что, даже если где-то не вывозила технически (я не универсальный танцовщик, и это нормально, очень мало танцоров-универсалов), компенсировала это эмоциями, проживала свои истории.

И решила продолжать работать в этом направлении. Стала собирать портфолио, снимать материалы, вести соцсети, искать киноагента. Когда он нашелся, начала ходить на пробы, кастинги. Все складывалось, конечно, не гладко и сладко. Несмотря на мой юный возраст, у меня, безусловно, есть какие-то серьезные достижения, но за этим стоит миллион отказов, миллион трудностей, сложностей, рефлексий. Но я понимала, что могу и хочу стать актрисой. На пути попадались люди, которые верили в мои возможности и давали мне шанс. В конце концов у меня случилась первая главная роль в сериале на СТС «Погнали». Там собрался замечательный актерский состав — Ольга Медынич, Михаил Трухин. Это был мой первый серьезный успех в актерской карьере.

Александра Киселева
Александра Киселева на фестивале «Короче», 2024 год
Фото: А. Чер/из Архива А. Киселевой
Александра Киселева и Дарья Екамасова
Александра Киселева и Дарья Екамасова, съемка к выходу сериала «Путешествие на солнце и обратно» Романа Михайлова
Фото: Е. Ижохина/из архива А. Киселевой

Потом случились еще более интересные работы. Я начала сниматься где-то лет в четырнадцать и, так как уже была связана с кино, решила: буду поступать в театральный. Как принято у всех абитуриентов, показывалась в нескольких творческих вузах. Но с Сергеем Анатольевичем Голомазовым, у которого я сейчас учусь, сразу произошел человеческий коннект, он принял меня в свою мастерскую.

— Когда он возглавлял Театр на Малой Бронной, я видела его роскошный спектакль «Салемские ведьмы», который меня сразил. Не так давно в сериале «Хор» он, ученик Андрея Александровича Гончарова, потрясающе сыграл художественного руководителя детского коллектива. В каких ролях вас видит Сергей Анатольевич, чему учит?

— Он на самом деле большой театральный человек. Он за ремесло, за базу. Первые три курса мы занимались простыми вещами, его самые главные слова — «ребята, сначала мы должны научиться заниматься ремеслом, простыми базовыми вещами, а потом можете делать в профессии что угодно — постмодернизм, экспериментальный театр — все что хотите». Покреативничать или предложить нечто эдакое в нашей мастерской не особо приветствуется, так как Сергей Анатольевич за то, чтобы качественно выстраивать драматургию роли, работать по общепринятой системе. В этом плане я с ним согласна, потому что, пока ты не научишься органично молчать, наблюдать за животными, людьми, то есть этюдному методу, у тебя не получится серьезная работа над отрывками.

В каких ролях он меня видит? Мой типаж просто диктует роли, в театре и кино трудно уйти от своей фактуры. Очень многим хочется играть что-то противоположное ей, но все равно ты будешь от нее отталкиваться. У меня типаж достаточно волевой, прямой, местами грубой, дерзкой, сильной женщины. То есть я не Нина Заречная из «Чайки».

Хотя и такое могу, и хочу, и пыталась сделать в рамках нашего обучения, но, как говорит Сергей Анатольевич, есть какие-то вещи, от которых ты не можешь уйти. И нет ничего плохого в том, чтобы держаться за свою фактуру, обыгрывать ее и дополнять.

— В фильме «Хороший мальчик», победителе «Кинотавра», вы снимались с Константином Хабенским, Татьяной Догилевой, Михаилом Ефремовым. Как вспоминается эта картина?

— Я была там достаточно юная, это действительно мое начало, мой первый полный метр. Благодарю режиссера Оксану Карас за такую возможность. Она смотрела «Танцы» и взяла меня на роль одноклассницы главного героя. Там есть сцены, где я танцую, и так как тогда у меня было еще мало опыта, во все глаза смотрела, как работают большие, признанные профессионалы, мне было дико интересно. Школьного учителя в фильме играл Александр Паль, с ним мы тоже много работали, он на площадке уникальный, прекрасный, смешной, все время шутил и даже во время дубля мог отколоть что-то неожиданное, чтобы выбить партнера из колеи, вызвать необычную, живую реакцию. Интересно было за этим наблюдать.

— Вы снимались у моего любимого режиссера Марии Агранович в картине «Люби их всех».

— Есть ряд проектов, которые остаются в сердце надолго, несмотря на то что сыграл в них не главную роль. С Машей мы приятельствуем, на связи, я снималась у нее в «Блеске», когда повзрослела. Она дала мне возможность по-актерски высказаться в «Люби их всех». Если честно, не помню, как мы познакомились. По-моему, Маша хотела снимать проект про «Танцы», но он не сложился. Мы так хорошо почувствовали друг друга, что она пообещала: «Саша, будет возможность — мы обязательно еще увидимся на площадке». И это были не просто слова. Действительно, через некоторое время она утвердила меня на роль Наташи в «Люби их всех». Это подруга главной героини, прекрасной актрисы Алены Михайловой, которая идет по ее стопам. Персонаж Алены передает, если так можно выразиться, свое мошенническое ремесло моей героине. С нами снимался замечательный Сергей Гармаш, это было прекрасно.

Александра Киселева
Александра Киселева в фильме «Танец тишины», 2015 год
Фото: из архива А. Киселевой

— Сериал «Склифосовский» — проект громкий и долгоиграющий. Как было не потеряться среди созвездия артистов, которые в нем снимались?

— В нем мне досталась интересная роль в серии, где я пересекаюсь со всеми главными героями. Я сыграла студентку, которая случайным образом попадает в серьезный пожар, и ей нужно выбираться оттуда. Как мы это снимали — тоже удивительно интересно, потому что огонь был настоящий. Естественно, заранее все прошли с каскадерами — как бежать, куда. Но пожар полыхал реально, его не дорисовывали. Мне приходилось в кадре бежать через реальный огонь. Понятно, нас берегли, мы соблюдали всевозможные меры безопасности, но впечатление от проекта осталось именно таким.

— Страшненькая получилась серия. Не менее страшная история рассказана в триллере «Хрустальный», где взрослую героиню играла Дарья Екамасова, а юную — вы.

— «Хрустальный» — один из лучших сериалов, которые выходили у нас за последнее время. Замечательная работа нашего режиссера Душана Глигорова, изумительная работа актеров. Там все делают свои роли поразительно точно. Какой там Сергей Гилев, как уникально он сыграл!

По поводу роли. Девочку, которая похожа на Дашу, искали довольно долго, у Дарьи интересный, сложный типаж. Девочка должна была быть похожа на нее не только внешне, но и по энергетике, потому что роль у Дарьи серьезная, она играет девушку со сложной судьбой, ей приходится стоять на трассе, продавать себя. С моей героиней в детстве случается серьезная сцена насилия. Очень круто, что мы показали ее аккуратно, без лишних деталей, раздеваний, все и так было понятно. У каждого зрителя отложилось жуткое впечатление от страшного события в жизни героини.

Пробы я проходила не с режиссером, а с коучем Ириной Сердечной, которая работала на проекте, она сотрудничает с Душаном достаточно долго и плотно, много ему помогает. Это вообще интересная практика — присутствие на проекте коуча, откуда-то из американской системы. Поработав с коучем, я поняла, что такое даже должно войти в практику, потому что режиссер диктует свое видение роли, а коуч направляет тебя в правильное состояние. Мы снимали в Ростовской области, в городе Шахты. Он действительно нагонял реальной жути. Однажды я не смогла вылететь оттуда, потому что поднялся песчаный ураган. Помню, задержали самолет.

С Дарьей Екамасовой мы подружились, она сейчас тоже во вселенной Романа Михайлова, снялась в его новом проекте, сериале «Путешествие на солнце и обратно», я тоже там участвую. Даша смотрела «Жар-птицу» и очень хвалила. Кстати, когда я поступала в ГИТИС, она меня очень поддерживала.

— В «Чиновнике» вы снимались с Андреем Бурковским, Павлом Майковым, Любовью Толкалиной.

— В «Чиновнике» я сыграла одну из любимых моих ролей. Помимо замечательных актеров, которых вы назвали, там снималась Тереза Диуро, моя подруга, актриса, мы с ней тоже приятельствуем, даже пишем вместе проект. В общем, «Чиновник» — это большая, важная часть моей жизни. Я там играю журналистку-стриптизершу. Все это адаптация на русский лад итальянского фильма «Министр», такая социальная комедия с хорошей драматургией. К моему большому сожалению, судьба этого фильма сложилась не так, как хотелось бы, как могла бы. Сейчас такое время, что успех проекта зависит не только от его художественного качества, но во многом от рекламы. Важна не суть, а то, как ты презентуешь историю, это влияет на то, сколько людей посмотрят проект. Тем не менее я очень его люблю и рекомендую смотреть. Мы долго работали над ролью. Когда режиссер сам актер, как Владимир Моташнев, служивший в свое время в Театре Пушкина, это помогает выложиться на экране по полной. Мы сделали, на мой взгляд, большую, интересную, хорошую работу.

Александра Киселева
Я сыграла студентку, которая попадает в серьезный пожар, и ей нужно выбираться оттуда. Как мы это снимали — тоже интересно
Фото: А. Кожуховская/из архива А. Киселевой

— В «Разрешите обратиться» у вас тоже главная роль.

— «Разрешите обратиться» — крутой проект с элементами фантастики. Это история про то, как полицейский превращается в оборотня. Конечно, пришлось отыгрывать моменты, когда у нашего главного героя в исполнении Андрея Гальченко вырастали клыки или он на нас нападал, это совершенно иной съемочный процесс. Вспоминаю его с большим удовольствием, потому что делала роль на сопротивление. Это как раз тот случай, когда работала, не отталкиваясь от своего типажа, потому что моя героиня Варя — нежная девушка, которая любит героя и делает все, чтобы оставаться рядом с ним. Она готовит ему салатики, борщи, оливье, всю себя отдает, заботится, ждет. Мне было приятно, что режиссер Илья Ермолов увидел меня в роли, в которой даже я сама себя не видела. Это был его сериальный дебют, впоследствии Илья снял множество хитов, в том числе «Золотое дно». У нас получилось показать такую русскую бабу, которая любит своего мужчину. Но бедная Варя осталась без внимания любимого, он предал мою героиню. У нас там есть прекрасная сцена, где он жестко ее бросает, этот момент очень трогает.

— Не могу не спросить про «Содержанок», которых начинал снимать Константин Богомолов, потом подхватил Юрий Мороз, но вы работали уже с другим режиссером, Ламарой Согомонян, и снова с целым созвездием актеров.

— Не потеряться в таких историях — сложная задача. Моя героиня — брошенная дочь персонажа Марины Зудиной. Она появляется в последнем сезоне, то есть спустя много времени зритель узнает, что у нее есть дочь. Это такой яркий момент для всех тех, кто смотрел сериал «Содержанки» с самого начала. Мы сняли заявочную сцену появления дочери, которая обижена, что мать отсутствовала в ее жизни. У меня было не так много съемочных дней, потому что эту линию мы только заявили, ее развитие предполагается в дальнейших сезонах. Ну посмотрим, как сложится судьба проекта, пока не могу говорить ничего конкретного, это производственный секрет.

— Сына героини Зудиной сыграл Григорий Верник, с которым вы еще снимались в «Играх» у Евгения Стычкина.

— «Игры» — не мой праздник, просто повезло участвовать в очень сильной работе. Она получилась серьезной и с художественной точки зрения, и с режиссерской. А какая там роль у Гриши Верника! Он раскрывается в этом проекте серьезно, заявляет свой внутренний масштаб. Важный момент: наш режиссер Евгений Стычкин тоже большой актер. Повторюсь, когда режиссер — актер, идет совершенно другая работа на площадке, он очень точно чувствует, что сказать, как правильно направить нас, чтобы все сложилось и получилось. Я там играла девушку легкого поведения, моими партнерами были Александра Бортич и Слава Чепурченко, у него заметная прекрасная роль, а моя героиня по сюжету завязывает с ним отношения. Так как снимались мои хорошие приятели, коллеги, мы очень позитивно проводили время на площадке. Это было по-хорошему, по-творчески интересно.

Александра Киселева с мамой и сестрой
Александра Киселева с мамой Еленой и сестрой Славой
Фото: А. Юрьева/из архива А. Киселевой

— Какой проект оказался для вас самым трудным физически и какой — психологически?

— Что тут говорить, конечно же, «Жар-птица». Это очень серьезная работа, я много там себя оставила. Мы показывали фильм на фестивале «Короче» в Калининграде, потом у нас был закрытый показ в рамках ММКФ, и еще мы показывали картину для коллег. Я смотрела этот фильм четыре раза, и каждый раз плакала, потому что очень глубинно все это прожила. Там затрагиваются аспекты и моей жизни, они переплетаются с судьбой моей героини. Все, что могла сделать для этой роли, я сделала. Отношусь к картине с большим теплом и любовью.

— А что нравится вашим родителям? Наверняка они смотрят ваши фильмы и гордятся дочерью?

— Папа, мама и все мои близкие с большим удовольствием смотрели «Разрешите обратиться». И я вместе с ними. Вообще, довольно трудно смотреть свои работы, но я стараюсь это делать, считаю, что это важно. Многие актеры не любят смотреть на себя на экране, но это необходимо, чтобы анализировать проделанную работу и понимать, куда двигаться дальше. С большим удовольствием и папа, и мама, и моя сестра Слава, которая, кстати, тоже актриса, довольно-таки успешно снимается для своего юного возраста, смотрели «Чиновника».

И «Жар-птица» произвела на них большое впечатление. Приятно видеть, что родители гордятся не просто потому, что я их дочь, а потому, что им нравится моя работа. Это, мне кажется, самое ценное.

— Я прочитала, что вы даете рекомендации по ЗОЖ, учите заинтересованных людей, как правильно питаться.

— Я вела колонку в подростковом журнале Kids Russia про образ жизни, тренировки, танцы, питание. Сама по этому поводу заморачиваюсь, хожу в спортзал, слежу за питанием, за своей физической формой. И так как делаю это давно, накопились ряд лайфхаков и информация, которой могу делиться со своей аудиторией. Читатели очень откликались на это, писали разные комментарии, благодарности, кто-то иногда добавлял свой совет. Позже сложилось некое сообщество людей, которые стали постоянно делиться советами по ЗОЖ. Я же еще поступила на заочку на журфак и окончила его. Очень возможно, мне это тоже когда-нибудь пригодится, я бы хотела работать на телевидении и вести там свою программу.

— Вы девушка яркая, камера вас любит, поэтому дай бог, чтобы все сбылось. Поскольку ведете активнейший образ жизни, как вы восстанавливаетесь после работы, после психологических затрат, экспедиций, которые не всегда бывают легкими?

Александра Киселева
Мама пропустила через себя весь спектр непростых событий 90-х, раннее рождение ребенка — у меня есть еще старший брат
Фото: А. Слуцкая/из архива А. Киселевой
Александра Киселева
Быть счастливой. Звучит просто, но прийти к этому по-настоящему, поверить в то, что ты счастлив в любых обстоятельствах, трудно
Фото: А. Юрьева/из архива А. Киселевой

— Кино — вещь нестабильная, актерство — это проектная деятельность, сегодня проект есть, завтра его нет. Еще актерская профессия — зависимая, либо ты это принимаешь и работаешь с тем, что предлагается, либо, как большинство молодых актеров, начинаешь погружаться в страдания, думать о том, что делать, как быть. Это такая распространенная история. Поэтому важно выстроить свою внутреннюю дисциплину. У тебя все равно должен быть режим. В первую очередь — режим сна, а я вообще человек, который любит поспать, понимаю, что это важная часть моей жизни, чтобы восстановиться. Режим питания. Потом, по моей философии, а я человек верующий, мне помогает медитация, люблю в какие-то моменты находиться наедине с собой, это важно. Важно говорить с собой. Кому это откликается, можно медитировать. А вообще восстанавливаюсь так: сон, вкусная еда и мои друзья. Мне повезло с друзьями, люблю проводить с ними время, ходить в кино, смотреть хорошие фильмы. В простых бытовых вещах находить счастливые моменты, и тогда не возникает ощущения, что ты не можешь восстановиться, отдохнуть. Потому что, даже отдыхая, можно не отдыхать, все зависит от того, как себя внутри настроишь, какие мысли будут у тебя в голове. Если у меня есть время просто отдохнуть, я поступаю так — спокойно, гармонично провожу время со своими друзьями, со своей семьей.

— Чего бы вы сами себе пожелали из того, что еще в жизни не сбылось?

— Пожелала бы всегда оставаться честной с собой и получать максимальное удовольствие и счастье от происходящего. Долгое время у меня была проблема — я была дикой карьеристкой. Считала, что моя жизнь заключается только в карьере. Но так нельзя, рано или поздно ты перегоришь, устанешь и вообще потеряешься. У меня получается потихонечку с этим работать, я пожелала бы себе быть счастливой в любых обстоятельствах, независимо от результатов, которые получаются или не получаются. Быть счастливой. Звучит просто, но прийти к этому по-настоящему, искренне поверить в то, что ты счастлив всегда, в любых обстоятельствах, трудно. Это внутренняя дисциплина мысли, над которой надо работать. Вот этого я бы пожелала не только себе, а всем.

Подпишись на наш канал в Telegram
43-летняя Татьяна Арно раскрыла имя мужчины, от которого тайно родила первенца
Телеведущая Татьяна Арно огорошила публику сенсационной новостью. Она сообщила, что в апреле этого года впервые стала мамой и рассекретила имя своего избранника, от которого родила ребенка. Никто из поклонников журналистки и не подозревал, что она была беременна, а вот слухи о ее возможном романе с главным врачом больницы в Коммунарке Денисом Проценко начали ходить еще в прошлом году. Однако официальных подтверждений от возможной пары так и не появилось.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Клава Кока
автор песен, певица, видеоблогер
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель