— Вы о скабрезных шутках?
— Скажем так, материал мы играли довольно специфический, и нужно было проходить по очень тонкой грани или быть очень характерной актрисой. Я характерность делаю на раз, но осваивать ее и существовать в ней долго не могу.
Уйдя от Петросяна, решила показаться во МХАТ. У его руководителя Олега Ефремова тогда был не лучший период, театр сотрясали скандалы. После показа Олег Николаевич сказал: «Вы знаете, я сейчас буду смотреть свой курс. Давайте мы с вами осенью вернемся к этому вопросу и встретимся снова». То есть ничего определенного не пообещал. Но зато ко мне в гримерку пришли Андрей Мягков и Иннокентий Смоктуновский и сказали очень добрые слова. Ради одного этого стоило сходить во МХАТ.
Осени я не дождалась. Летом поступила в новый театр — «Малая драматическая труппа» (МДТ) — и проработала там несколько лет.
— А когда состоялся ваш дебют в кино?
— В 1985-м, в фильме-спектакле «Сорочинская ярмарка». Режиссером был Вениамин Смехов, и он занял в своей постановке несколько актеров Театра на Таганке — Ивана Бортника, Марину Полицеймако, Олега Казанчеева. Олег играл Грицько, я — его невесту Параску.
Через год я снялась в историческом фильме «Таинственный узник» по роману Ольги Форш «Одеты камнем». Сыграла крепостную крестьянку Марфу, которую насиловал барин. В этой картине был сильный актерский состав, а главные роли сыграли очень популярные тогда Дмитрий Харатьян и молдавский актер Георге Грыу.
— На излете советского кинематографа у вас был еще один любопытный фильм — «За день до...».
— Его затеяли два актера МДТ — Олег Борецкий (он был и нашим директором) и Александр Негреба. Сашу многие помнят по роли Виктора в «Маленькой Вере» — старшего брата главной героини. Это был не фильм, а сплошная авантюра. Где ребята нашли деньги, я не знаю, но, слава богу, все остались живы, никого не убили. Мы даже съездили на съемки в Голландию, на три дня.
В августе 1991 года грянул путч. Фантазии сценаристов на тему крушения старой жизни сбылись...
— В девяностые кино кончилось, театры стояли полупустые. Как вам жилось?
— Достаточно сложно. Муж мой не занимался коммерцией, работал инженером. Хорошо хоть у нас была своя квартира. Мы вроде не голодали, но купить самые простые продукты было проблематично. Помню, отправляла Эдика в магазин, и он как уходил с пустой сумкой, так с ней и возвращался. Тогда я сама отправлялась за пропитанием. Носилась сайгаком по району и что-то добывала.
— Педагогикой вы решили заняться не от хорошей жизни?
— Понимаете, я работала в молодежном театре. Все там было хорошо, я играла главные роли, но в какой-то момент почувствовала, что мне не хватает другого поколения, ведь у нас не было «стариков». А в театре должны быть разные поколения, они должны взаимодействовать и учиться друг у друга. В МДТ было некуда расти, я прошла уже все, что могла, перестала развиваться и поняла, что надо куда-то уходить.
Однажды позвонила моя подруга, работавшая в Щукинском, — Галина Михайловна Пасс:
— Галя, ты не хочешь пойти преподавать?
— Да можно попробовать.
— Приходи.
В Щукинском меня помнили и хорошо ко мне относились — и Альберт Григорьевич Буров, завкафедрой мастерства актера, и Людмила Владимировна Ставская, которая была худруком моего курса. Они меня поддержали. Ставская еще сказала, попыхивая папиросой (она курила только «Беломор»): «Галь, ты ведь любишь людей, у тебя получится». И я поступила на ассистентуру-стажировку. Это такая форма послевузовской подготовки, похожая на аспирантуру. Но если аспирантура ориентирована на научную работу, подготовку диссертации и получение степени, то ассистентура-стажировка — исключительно на получение педагогических навыков и совершенствование творческой квалификации.