Я люблю Достоевского, в его произведениях такой пласт, который надо раскапывать, поднимать. И я сыграла свою Настеньку настолько искренне, насколько тогда мне позволяли способности. Там были заняты потрясающие артисты — Алексей Николаевич Грибов, Ольга Николаевна Андровская, Слава Невинный, Сева Шиловский, Татьяна Ленникова... Звездный состав, но и я была молоденькая, хорошенькая, все было при мне. Однажды на спектакль пришли тогда еще молодые Леонид Хейфец и Сережа Шакуров. Позже мы встретились с Леонидом Ефимовичем в другой работе, «Колее». Как же мне было приятно слышать от него: «Я помню тебя в «Селе Степанчикове...». А Сережа Шакуров похвалил: «Ты была прекрасна, не «кухарка», а утонченная личность».
Алексей Николаевич Грибов в роли Фомы Опискина появлялся на сцене в «Селе Степанчикове...» много позже. Но я замечала, как он подходил к занавесу перед началом спектакля и прислушивался. Однажды спросила, зачем он это делает. Грибов ответил: «Понимаешь, я слушаю, какой сегодня зритель, он ведь тоже мой партнер. От того, какие люди пришли на спектакль, зависит и мое самочувствие». Чувствовать зрителя, брать его себе в партнеры, разговаривать с ним — высший пилотаж, старики умели это делать.
В спектакле «Нахлебник» с Михаилом Михайловичем Яншиным мне пришлось заменить актрису, которая вышла замуж за дипломата и уезжала во Францию. Школа общения с Михаилом Михайловичем оказалась потрясающей. Он был таким трогательным в сцене, где мы — отец и дочь, которая не хочет признавать его отцом, — объясняемся, мне было так его жалко, что еле сдерживала слезы.
— Позволяли ли себе звезды мхатовской сцены сделать резкое замечание, если им не нравилось, как играет молодой артист?
— Актеры старшего поколения были очень терпеливы, они понимали, что молодые, зеленые тоже стремятся играть первые роли, и очень нам помогали. Времена изменились, сейчас артисты отыграли спектакль и разошлись. А раньше было так: я первый раз сыграла роль в «Нахлебнике», принесла из дома угощение, и все мои коллеги остались, сели пить чай и обсуждать, как это у меня получилось. Я ни в коем случае не в претензии к молодому поколению, сейчас такая жизнь, что все бегут, торопятся, все нужно успеть. Их можно понять — у них съемки, репетиции, спектакли. А если ты еще и медийное лицо, то не должен игнорировать светские события. Но помню, как один артист в интервью на вопрос «Что для вас театр?» ответил: «А что театр? Я пришел, отработал, сказал спасибо и ушел». А Олег Павлович Табаков, давая интервью, сказал: «Театр — это мой дом». Такие принципы старается внедрить сейчас и наш художественный руководитель Константин Юрьевич Хабенский, он стремится сделать МХТ домом, где тепло, где чтят традиции, большое ему за это спасибо.
Вспоминаю прежний МХАТ с великими стариками. Рядом с большой сценой был буфет, где они любили собираться. Даже если в тот день у них не было репетиции, приходили в театр, располагались за столиками, пили чай, обязательно с лимоном и пушистой булочкой, и обсуждали насущные проблемы.