— Как к вам отнеслись коллеги, когда вы пришли работать в театр? Что за атмосфера царила в труппе?
— В театр я пришла из нашей альма-матер, где нас опекали, поэтому ко мне отнеслись как к своей. Меня привел во МХАТ Виктор Яковлевич Станицын, уже на четвертом курсе он ставил со мной отрывки. Помню, в отрывке из Оскара Уайльда я была одета в платье, оголявшее плечо. Виктор Яковлевич как-то погладил меня по нему и пошутил: «Заверните это мне с собой». Старики тогда не были стариками, сохраняли мужскую стать, не утратили интереса к женщинам, но проявляли его достойно, красиво. Станицын говорил:
— Галка, ты пойдешь во МХАТ.
— Виктор Яковлевич, я решила показываться и в другие театры. Боюсь, во МХАТе не будет востребованности. В труппе и так множество молодых актеров.
— Это не имеет значения, ты будешь служить во МХАТе.
Действительно, я показывалась Олегу Ефремову в «Современник», и он сказал: «Галя, не могу сейчас тебя взять, приходи через год». В итоге мы с моим уже мужем Женей оказались во МХАТе. Встретили нас потрясающе. Старики отнеслись к нам доброжелательно. На мхатовскую сцену мы уже выходили в массовке спектаклей «Братья Карамазовы», «Три толстяка». Борис Николаевич Ливанов, игравший Митю Карамазова, был уже глубоко пожилым человеком. Но в нем чувствовалась такая мужская порода, которая никуда не исчезает, что о его возрасте начисто забывалось, он преображался на сцене. А как мощно он играл умирающего Егора Булычова!
В Кторове тоже ощущалась особая стать. Помню, как в первые годы в театре мне приходилось выполнять общественную нагрузку, приглашать коллег в ЦДРИ, раздавать билеты. Подошла к Анатолию Петровичу:
— Не хотите ли пойти на вечер в ЦДРИ?
Он элегантно взял меня под локоток:
— Вы наша новая актриса?
Это было сказано так, что я всеми фибрами ощутила: рядом не старый человек, а настоящий мужчина. В его поведении не было ничего фривольного, никакого «второго плана», намека на флирт, в нем просматривалось настоящее уважительное отношение к женщине.
Мастерством преображения поразила Алла Константиновна Тарасова. Видела ее в «Кремлевских курантах», где она играла жену ученого и выглядела как очень взрослая женщина. И вот вечер Художественного театра в Доме ученых. Тарасова и Кторов играют сцену из спектакля «Враги». Алла Константиновна вдруг появилась на сцене в платье изумрудного цвета, затянутая в корсет, ослепительно привлекательная, с пластикой молодой змеи. Я ахнула и чуть не задохнулась от такой метаморфозы. Перед нами была молодая женщина, прекрасная и удивительная.
Старики не воспринимали нас как конкурентов, которые пришли их сместить, они присматривались к нам, решали, где можно занять молодых. Первую большую роль — Молоко — я сыграла в спектакле «Синяя птица». Все молодые артисты через него проходили, все юные москвичи его видели. Жаль, что сегодня его нет в репертуаре, потрясающий был спектакль! А позже Владимир Николаевич Богомолов занял меня в постановке «Село Степанчиково и его обитатели». Все молодые артисты, приходя в труппу, считают себя талантливыми, непревзойденными, достойными главных ролей, это заслуга педагогов, которые окрыляют своих учеников, вселяют в них большие надежды. А в театре молодые артисты по-настоящему встречаются с профессией, и начинается настоящая работа.