Дядя Миша от этой травли совсем ослабел и пролежал в больнице полтора месяца с воспалением легких. Целиковская бегала к нему по два раза в день.
А вот что она написала своему отцу: «Здесь, в Алма-Ате, я очень сильно полюбила одного человека. Я очень долго боролась с этим, не желая обманывать Б.И. (Борис Ильич Войтехов, второй муж актрисы. — Прим. ред.) Я поехала в Москву, желая как-нибудь закрепить свою семью с ним. И эта поездка решила все. Когда я вернулась, поняла, насколько тщетно все это, когда мне нет жизни без М.И. Жарова. И я решила наконец написать письмо Б.И., где без резкости, по-товарищески все объяснила. Но Войтехов — я не знаю, чем это объяснить, уж ни в коем случае не громадной любовью ко мне — стал вести себя ужасно оскорбительно, нечестно и недостойно. Он присылал мне телеграммы (и не только мне, а и своим друзьям здешним) приблизительно такого содержания: «Роман алма-атинский Сильвы с всемирно известным котлом (!) меня не удивил», «Возмущен вероломством и бесстыдством», «Берегитесь», «Ждите беспощадности». И это мужчина, который был моим мужем...»
В начале декабря 1942-го Полянская уехала с мамой из Алма-Аты. В письмах дяди Саши с фронта есть фраза, которая характеризует отношение «Жаровни» к Полянской: «Получил телеграмму, что Люся выехала в Москву... видя со стороны всю эту гидрятину, обвинять Мишу никак не могу».
Наконец страсти улеглись. Дядя очень любил Целиковскую, пара продолжала сниматься в кино. Он добивался для нее голливудских условий. На свет всегда ставили дублершу, а макияж делали американский, максфакторский. Премьера «Воздушного извозчика» состоялась на фронте. Дядя Миша и тетя Люся выступали перед бойцами полка Марины Расковой. Актеров перевозили на аэродромы на самолетах У-2. Однажды на киносеансе немцы совершили налет на ложный аэродром. Так появился сюжет «Беспокойного хозяйства».
На роль царицы Анастасии в «Иване Грозном», который тоже снимался в Алма-Ате, было много претенденток. Однако, наверное, страстная влюбленность Жарова в Людмилу Васильевну сыграла роль в выборе, который сделал Эйзенштейн. Из-за сильного света софитов у Целиковской начались проблемы с сетчаткой глаз. Поэтому когда режиссер захотел снять меня в роли маленького Ивана, дядя Миша встал грудью на защиту здоровья племянницы.
Надо сказать, появление в нашей семье тети Люси (именно так я ее называла) очень помогло «Жаровне». Денег катастрофически не хватало, приходилось как-то выкручиваться, продавать вещи. Тетя Люся отправлялась в цековский санаторий и сбывала наши антикварные вещички номенклатурным женам. Вырученные деньги были большим подспорьем.