— У вас некрасивый переломчик. Оставайтесь, завтра мы вас починим.
Но она сказала:
— Нет.
Легла на стул, закрыла глаза и стала слушать. Доктор сказал:
— Вы тяните руку к себе, а я буду тянуть к себе. Если кости не влезут на свои места, мы сделаем кровавую операцию.
Она сказала, помолчав:
— Что это такое — кровавая операция?
Доктора сказали:
— Это пустяки, вы не переживайте.
— Хорошо, — сказала она и уехала из больницы в «Асторию».
Когда Саша все узнал, он раскрыл рот и два раза укусил себя за руку. Потом стал водить ее по Ленинграду, по Пушкину, Комарову, всего по восемь с половиной часов в день. Он ей мыл правую руку, резал мясо, икру и пломбир. Они стали пить коньяк. Саша сказал, что это помогает. Потом полетели на Ту-104 в Москву. Саша довез ее до квартиры, донес тяжелые вещи и только тогда откланялся. Очень красиво. Вот такой хороший мальчик Саша. Он не похож ни на какого другого мальчика ни в Москве, ни в Ленинграде. Все, сказке конец».
В Москве рассказы Елены Сергеевны про Булгакова продолжились. Меня интересовало буквально все, что было связано с поразившим мое воображение романом. Как в нем отражались события жизни писателя? Какие реальные прототипы были у героев?
Я так часто задавал ей подобные вопросы, что однажды она написала мне что-то вроде письма. Вот что там было сказано о полете героини: «В Лаврушинском переулке есть дом писателей. Он описан верно, но перенесен в другое место по ходу полета Маргариты. Маргарита вылетает из Малого Власьевского переулка, летит до Арбата, а там на улицу Вахтангова...»
О публикации «Мастера и Маргариты» Елена Сергеевна мечтала более четверти века. Это стало главным делом ее жизни. Она сохранила рукопись и сделала все, чтобы роман увидел свет.
Эта потрясающая женщина — лучший пример того, что настоящая, верная и вечная любовь случается не только в книгах.
Как память о Елене Сергеевне у меня сохранился ее автограф: «Будем дружить. Елена Булгакова». Я счастлив, что так и вышло.