— Кристина категорически отказалась стричься! Она же девочка, хотела быть красивой. Слышала, что из-за этого даже вышел конфликт с режиссером Роланом Быковым, который возмущался: как же так, Кристина? Еще до начала съемок я предупреждал тебя, что придется постричься под ноль, и ты дала слово, что сделаешь это. Но она уперлась: нет и все. И Быкову пришлось уступить — на «Мосфильме» сшили специальный парик. Кристина была девочка тихая, спокойная, но характер — ого-го. Твердый. Всегда имела собственное мнение и никому не поддакивала. Убедилась в этом на собственном опыте, когда мне предложили стать их классным руководителем. Ребят было много, около сорока человек, но «классная» для всех них должна стать второй мамой: и научит, и накормит, и выслушает, и нос подотрет. Пять лет была рядом с этими детьми и каждого знала как облупленного.
В школу Кристину провожала бабушка Зинаида Архиповна Одегова. Женщина была строгая, несла себя с достоинством. Всегда прибранная, с красивой прической. Конечно, в силу возраста макияжем не злоупотребляла, но было видно, что за собой следит. Однако на фоне остальных родителей одеждой или украшениями не выделялась. Семья Пугачевых тогда жила просто: в обычной многоподъездной девятиэтажке без балконов, выходящей окнами на Кузьминское кладбище.
Меня никогда не интересовали подношения от родителей — на праздники учителям, как правило, просто дарили цветы. А Зинаида Архиповна как-то на Восьмое марта преподнесла коробку шоколадных конфет — страшный по советским временам дефицит. Да еще размером с прямоугольный журнальный столик, который стоял у меня дома.
Конфет было так много, что мы их несколько месяцев сами ели и гостей потчевали.
Доброжелательная и общительная, Зинаида Архиповна была в хороших отношениях с родителями одноклассников Кристины, живших с ней по соседству. Бабушкой она была ответственной — не пропускала ни одного родительского собрания. В то время родственников учеников привлекали к внеклассной работе, и в канун 23 Февраля или Дня Победы Зинаида Архиповна рассказывала детям, как во время войны защищала по ночам город: дежурила на крышах, гасила зажигательные бомбы.
Бабушка держала Кристину в строгости, на первом месте всегда была учеба. В книжке про Пугачеву я прочитала, что так же сурово она воспитывала и Аллу Борисовну, заставляла заниматься музыкой.
Зинаида Архиповна была против того, чтобы Кристина играла в кино. Рассказывала, что не отпустила внучку сниматься в картине «Вам и не снилось», а режиссеру Ролану Быкову пришлось попотеть, чтобы добиться ее разрешения на съемки Кристины в фильме «Чучело». Он никак не мог найти девочку волевую, но без двойного дна: чтобы не было в лице ни тени хитрости, только чистота, доброта и самоотверженность. Помощник режиссера порекомендовала ему посмотреть Кристину. Быков замахал руками: «Не хочу иметь дело с Пугачевой!» Но когда все-таки согласился пригласить ее на пробы, понял: нашел!
Об этом мне рассказывала сама Зинаида Архиповна. Она же познакомила меня с Быковым. Орбакайте как-то упомянула, что собирается с бабушкой пойти на просмотр «Чучела».
Уже не вспомню: то ли она меня пригласила, то ли сама напросилась, но на «Мосфильм» мы поехали втроем.
Ролан Антонович был очень взвинчен. Фильм снял честный, новаторский, его долго не выпускали, обвиняли в излишней жестокости. Знаю, что резко против высказывался первый секретарь Московского горкома партии Гришин. Быков переживал, что картину искромсают, вырежут ключевую сцену, где поджигают чучело, олицетворяющее главную героиню. Перед началом сеанса спросил мое учительское мнение о современных детях. Фильма я еще не видела, но книжку Владимира Железникова мы с ребятами читали и даже устраивали по ней диспут. Ответила, что подростки, и особенно девочки, могут в этом возрасте совершать жестокие поступки. Мальчики что скажут, то и сделают. А девочки часто бывают изворотливыми, хитрющими, трудно понять, что у них на уме.
В зале я обратила внимание на эффектную женщину.