Алексей Баталов: «Я очень виноват перед женой»

Актер Алексей Баталов рассказывает о крушении своего первого брака, работе в кино, болезни дочери и внебрачных детях.
7days.ru
|
27 Октября 2014
Гитана и Маша
Гитана и Маша
Фото: из личного архива А. Баталова

Это одна из причин, по которой уже давно не снимаюсь в кино. Не хочу подводить коллег.

Так получалось, что каждая важная роль наносила мне физический урон. На съемках «Дамы с собачкой» лопнул софит, на «Летят журавли» я упал в воду, напоролся на ветку, и она проткнула мне нос. Шрам остался на всю жизнь. В фильме «Звезда пленительного счастья», где я играл князя Трубецкого, на моей голове сломали саблю — еще одна отметина. На картине «Москва слезам не верит» каскадер не рассчитал силу и я получил мощный удар по гортани.

После спорного Гурова из «Дамы с собачкой» моя карьера висела на волоске... Как раз в это время Даниил Храбровицкий закончил сценарий «Девять дней одного года».

Роль молодого ученого Дмитрия Гусева он писал на меня, был впечатлен моими работами в «Деле Румянцева» и «Летят журавли». Говорил: «Я писал и видел перед собой именно твои глаза...»

Снимать картину взялся Михаил Ромм, а он представлял себе Гусева совсем другим — горячим, с чертом внутри. Во мне он не чувствовал этого потенциала. Но сценарий в Крым, где я еще лечил глаза, все-таки послали.

С первой страницы я понял, что должен это играть. Еще больше хотел сниматься у Ромма. Не думая ни минуты, прыгнул в верную «Аннушку» — москвичонок, купленный на деньги, подаренные Анной Ахматовой, и рванул из Симферополя в Москву. По дороге попал в аварию — не разъехался с одной машиной и погнул крыло.

Прямиком на «Мосфильм», забегаю в кабинет Ромма со словами: «Я хочу сниматься! Здравствуйте, Михаил Ильич!»

Ромм был замечательным человеком, совершенно не подходящим советской власти, и она была бессильна что-то ему запретить. Знаю один его секрет. Когда Михаил Ильич умер, в ящичке его секретера нашли записку: «Я решил начать свою жизнь сначала, что в моем возрасте не так-то просто!» Он написал ее для себя самого, принимаясь за съемки «Девяти дней одного года». И не прогадал. Эта работа стала лучшим фильмом 1962 года, а меня назвали лучшим актером СССР.

Да, за мою долгую творческую жизнь меня немало хвалили и награждали, и все это приятно, но вот особенный трепет вызывает одна вещица, которая хранится в нашем доме много лет.

Учусь держать равновесие для роли канатоходца Тибула в «Трех толстяках»
Учусь держать равновесие для роли канатоходца Тибула в «Трех толстяках»
Фото: из личного архива А. Баталова

Это подарок самого Станиславского. Кольцо с дарственной надписью Константин Сергеевич вручил, разумеется, не мне, а моему дяде, актеру Николаю Баталову. Его жена, тетя Леля Андровская, хранила этот подарок как зеницу ока и передала мне, когда я учился в Школе-студии МХАТ. Это больше, чем семейная реликвия, это духовная память!

Жизнь сводила меня с такими людьми, для которых главным счастьем было — умереть на сцене. Мой дядя Николай Баталов, известный по классике — фильмам «Мать» и «Путевка в жизнь», умирая от туберкулеза, играл на сцене МХТ неунывающего Фигаро. В какой-то картине ему нужно было в одном эпизоде выходить из воды, и он торчал по полдня в холодной реке, несмотря на свою болезнь...

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Брокколи и цветная капуста: с сыром, в крем-супе и в запеканке
Брокколи и цветная капуста редко бывают желанными продуктами на тарелке, особенно у детей.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая