Случаются, конечно, и ссоры. Соня разговаривает с подружкой по телефону или делает уроки, а Саре хочется внимания. Тут и начинается:
— Сара, ты мне мешаешь!
— Нет, не мешаю! Я помогаю! Я помощница!
Приходится пускаться в уговоры, уводить младшую в ее комнату, занимать игрой или чтением книжки.
Ах если бы с Соней было так же просто! У старшей дочки переходный возраст со всеми вытекающими последствиями и «прелестями». Как правило, стараюсь найти нужные слова, убедить: «Подожди, доченька. Ты чувствуешь себя взрослой, но это не так. Вот когда исполнится восемнадцать, сможешь сама решать, что делать, как поступать.
А пока я ответственна за тебя и я принимаю решения».
Но иногда просто молчу. Бывает, Соня выплескивает все, что клокочет у нее внутри, нисколько не заботясь о том, приятно ли мне слышать эти резкие, несправедливые упреки. Уговариваю себя: «Только держись. Не сорвись на крик и не наговори такого, о чем будешь жалеть...» Выслушав дочь, если совсем невмоготу, молча поворачиваюсь и ухожу в свою комнату. Только там, за закрытой дверью, даю волю слезам. А ведь еще совсем недавно мне было так легко находить с ней общий язык! Соня была такой послушной...
Года полтора назад дочка выложила в социальные сети фотографии с отдыха. На них Соня с подружками дурачились, строили рожицы, на некоторых девятилетние дети были сняты у бассейна в плавках.
Казалось бы, что тут такого? Но сколько грязи полилось в комментариях! На меня, на дочку. Я посадила Соню рядом с собой и спокойно объяснила: «В этих снимках нет ничего дурного. И если бы я не была известным человеком, их никто бы даже не заметил. Но к нашей семье повышенное внимание и более строгие требования. Давай договоримся: чтобы в будущем таких неприятных моментов не случалось, тебя в соцсетях не будет».
Соня согласилась и соблюдает наш уговор. Это дает мне повод думать, что и другие вопросы, по которым у нас случаются разногласия, будут решены. Конечно будут, ведь моей маме, у которой я по-прежнему учусь мудрости и терпению, удалось справиться со страшно колючим «ершом», каким была я в Сонином возрасте!
По большому счету, наши конфликты и неурядицы — это такая мелочь в сравнении со счастьем, которое дарят мне мои девочки! А еще я безмерно рада, что удалось сохранить хорошие отношения с их отцами. Хотя выстраивать эти отношения было нелегко. Но мы простили друг друга, я их и они меня приняли в другом качестве. И все наладилось. Стараемся по возможности участвовать в жизни друг друга, созваниваемся, советуемся по вопросам воспитания.
Иногда слышу от знакомых:
— Вера, ну так же не бывает, чтобы после расставания у людей не оставалось взаимных обид и претензий?!
Улыбаюсь в ответ:
— Бывает. Если люди умеют прощать и в первую очередь думают не о себе, не о своей гордости, а о детях.