Валерий Золотухин. По любви и по расчету

«Каталин заявила: «Юра — ноль, здесь я хозяйка». В театре повисла тюремная атмосфера».
Валерий Золотухин
|
11 Октября 2011

Наивный, он полагал, что в этом здании могут ужиться два великих режиссера. Эфрос еще до того, как возглавил Театр на Таганке, перенес два инфаркта, в 1987 году его добил третий... Сердце Анатолия Васильевича было надорвано, он понимал, что актеры правы, прося за создателя «Таганки». Он завалил их работой, они были ему благодарны. Но... Все равно ждали своего учителя. И дождались. Первое, что сделали Любимов и Губенко, встав у руля, — сняли из репертуара все спектакли Эфроса.

О распаде Театра на Таганке в 1993 году, о конфликте Любимова с Губенко написано немало. Поскольку все происходило у меня на глазах, смею утверждать, что разногласия были отнюдь не творческими.

Когда Любимову вернули российское гражданство, он не спешил возвращаться на родину, поскольку должен был отрабатывать свои зарубежные контракты.

Мне довелось однажды присутствовать на его репетиции «Мастера и Маргариты» в Стокгольме. Постановка не складывалась, сцена была чужой. Актеры, с которыми Юрий Петрович общался через переводчика, откровенно над ним издевались, делая вид, что не понимают, чего он от них хочет. Мне было больно это видеть. Мы тогда приехали на гастроли, играли «Годунова».

«Ковент-Гарден» заключил с Юрием Петровичем четырехлетний контракт на по­становку всех опер «Кольца Нибелунгов», а потом досрочно его расторг. Мне рассказывали, как англичане зло шутили над режиссером, подменяя партитуру одного акта другим. А поскольку Любимов не сильно разбирался в нотной грамоте, несколько раз становился объектом насмешек.

По настоянию Юрия Петровича я возглавил в театре профком
По настоянию Юрия Петровича я возглавил в театре профком
Фото: ИТАР-ТАСС

Он потом стал приглашать на репетиции ком­позитора Эдисона Денисова, чтобы в очередной раз не лопухнуться перед оркестром и певцами.

До Театра на Таганке руки у Юрия Петровича не доходили, нами реально руководил Губенко, вел репетиции, мог и прикрикнуть, актеры его уважали и боялись. Николай Николаевич был настоящим лидером, я искренне считаю его великим артистом. Любимов не мог не замечать, что авторитет Губенко в труппе чрезвычайно высок, и ревновал, это было заметно, когда он отпускал реплики: «Ну что вы Губенко слушаетесь? Какой он режиссер, он теперь чиновник».

Вроде бы говорил это шутя, но я чувствовал: добром дело не кончится. Пока Николай оставался министром, Любимов терпел его присутствие.

Но когда девятнадцатого августа 1991 года случился путч, Советский Союз прекратил существование вместе с правительством, а Николай в одночасье лишился министер­ского портфеля, Юрий Петрович тут же велел направить ему письмо — известить о том, что «театр в его услугах больше не нуждается». Формулировка была очень обидной для Губенко.

В тот вечер мы играли «Владимира Высоцкого», и Николай Николаевич предупредил, что выйдет на сцену несмотря ни на что. Любимов пригрозил: «Если он появится в театре, вызову ОМОН».

Помню, как мы с Леней ­Филатовым умоляли Колю ос­таться дома. «Нет, — отвечал он. — Я штатный артист, Любимов не имеет права так со мной поступать».

Тогда мы побежали к Юрию Петровичу: «Пожалуйста, отмените распоряжение».

Но каждый стоял на своем. ОМОН не пустил Губенко в театр, спектакль отменили. Позорная страница нашей жизни, нельзя так поступать с актерами. Губенко потом давал интервью, война между ним и Любимовым развернулась нешуточная и продолжалась несколько лет, камнем преткновения стало здание театра. Мне почему-то больше верится Губенко, который утверждает, что буквально схватил за руку тогдашнего московского градоначальника Гавриила Попова, практически подписавшего решение о передаче нашего здания в собственность Любимову. Я сам слышал, как Попов объявил об этом по телевидению. Неправедное решение было отменено, буквально у нас за стенкой заработала новая труппа «Содружество актеров Таганки».

1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 15
Подпишись на наш канал в Telegram
Драник «Решти» с горбушей горячего копчения: рецепт от Александра Бельковича
«Для приготовления классического швейцарского драника «Рёшти» вам понадобится сковорода диаметром 24 см», — говорит шеф-повар и телеведущий Александр Белькович.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог