Валерий Золотухин. По любви и по расчету

«Каталин заявила: «Юра — ноль, здесь я хозяйка». В театре повисла тюремная атмосфера».
Валерий Золотухин
|
11 Октября 2011
Когда Леня женился на Шацкой, наш сын жил с ними. Я с Денисом и внуками Алексеем и Никоном
Когда Леня женился на Шацкой, наш сын жил с ними. Я с Денисом и внуками Алексеем и Никоном
Фото: Андрей Эрштрем

И, что называется, засучил рукава. Анатолий Васильевич был неверо­ятный трудяга. Он разрешил восстановить «Мастера и Маргариту», «Дом на набережной», который считал лучшим любимовским спектаклем, вернул на сцену в новой редакции свой «Вишневый сад». Труппа ездила на гастроли, мы — единственный театр в мире, получивший на Белградском фести­вале «БИТЕФ» два Гран-при. Один «Таганка» получила за «Гамлета», другой — за «Вишневый сад». Эти уве­си­стые ­железяки, которые Кшиш­тоф Занусси остроумно называет «дурностоями», долго украшали кабинет Любимова.

Эфрос начал ставить «На дне», предложив Лене Филатову роль Васьки Пепла. Еще он решился на потрясающий экс­пе­ри­мент — объединил в одном спектакле Аллу Демидову, Зину Славину, Ольгу Яковлеву и Анастасию Вертинскую.

Как же Эфрос с ними работал! В «Прекрасном воскресенье для пикника» по Теннесси Уиль­ямсу одна играла лучше другой. Со мной он начал репе­тировать мольеровского «Мизантропа».

Анатолий Васильевич был еще более жестким человеком по отношению к артистам, чем Любимов. Но в отличие от Любимова никогда этого не показывал. Леонид Броневой рассказал, что они с Эфросом не здоровались, но репетировали в полном согласии. Броневой предрекал, что под руководством этого мастера «Таганка» станет лучшим театром в Европе. Тем не менее Филатов, Смехов и Шаповалов объявили о своем уходе в «Современник». Мне кажется, Эфрос сделал ошибку, публично заявив, что актеры испугались кропотливой психологической работы над ролями.

Этого ему не простили. Леня однажды в сердцах сказал нашей ­общей знакомой Галине Во­линой — редактору «Сельской молодежи»: «Эфрос бездарь, местечковый режиссер, он поссорил актеров Театра на Таганке и лишил работы мою жену. Един­ствен­ное, чего я ­хочу, чего жду, его смерти, его физической смерти».

Может, на самом деле Филатов так не думал, но слово не воробей... Я потом ходил к ребятам в «Современник» на спектакль по пьесе Миши Рощина. Сидел в антракте и плакал: на что они променяли «Таганку»?

Я колебался, но мои сомнения рассеяла старейший реквизитор театра Ирина Ивановна — бывшая балерина, интеллигентнейшая женщина, она относилась ко мне как к сыну, ухаживала, вечно поила какими-то компотиками, а я называл ее мамой.

Так вот она сказала: «Не уходите отсюда, здесь тени ваших товарищей. Верность Любимову заключается не в том, что вы перейдете в другой театр, а в том, что сохраните его репертуар».

Был момент, когда раздраженный сложившейся ситуацией, а еще тем, что у меня ничего не получалось в «Мизантропе», я явился в театр с утра пораньше и все же положил на стол директора заявление об уходе. Отправился восвояси и столкнулся с Эфросом в тамбуре служебного подъезда.

—Ты куда? — спросил он. — У нас же репетиция.

—Домой. Я написал заявление об уходе, — и стал что-то путано объяснять.

—Погоди, погоди, что за... — Анатолий Васильевич говорил что-то отвлеченное, а потом вдруг заявил: — Ты трус, ты не доверяешь ни Мольеру, ни мне, ни себе.

С Ириной Линдт и сыном Иваном
С Ириной Линдт и сыном Иваном
Фото: Persona Stars

Вот истинная причина твоего ухода, а не х...ня, которую ты мне сейчас здесь плетешь. Я, конечно, могу тебя отпустить, но мой совет: походи, погуляй. А потом возвращайся на репетицию. Ты такого еще не играл, обещаю — это будет твоя лучшая роль.

Через полчаса я уже стоял на сцене, все было забыто. Спектакль вышел, моя вторая жена Тамара Владимировна, вкусу которой я бесконечно доверяю, считает, что Мизантроп действительно моя лучшая роль. А партнерша Ольга Яковлева — актриса, славящаяся сложным характером, — призналась Инне Ульяновой: Золотухин — лучший в ее жизни партнер, даже по сравнению с Колей Волковым.

Времена менялись. Горбачевская Перестройка была в полном разгаре.

Николай Губенко стал министром культуры СССР. Однажды Михаил Сергеевич с Раисой Максимовной пришли на «Мизантропа». После спектакля Горбачев долго говорил с Эфросом. А мы обратились к нему с просьбой вернуть Любимова. Коллективное письмо подписали все актеры, кроме Ивана Бортника, тот сказал: «Не верю, что шеф вернется».

Послание наверх артисты-иезуиты предложили подписать и Эфросу. С этой бумагой послали к нему меня. Я пошел, но думал, что не подпишет.

—Конечно, давайте, — сразу же откликнулся он.

—Зачем вам это, Анатолий Васильевич?

—Но это же культурная акция, Любимов волен выбрать любую сцену.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 15
Подпишись на наш канал в Telegram
Драник «Решти» с горбушей горячего копчения: рецепт от Александра Бельковича
«Для приготовления классического швейцарского драника «Рёшти» вам понадобится сковорода диаметром 24 см», — говорит шеф-повар и телеведущий Александр Белькович.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог