.

Андрей Тарковский. Страсть с расчетом

Писатель Ольга Суркова о годах, проведенных рядом с Андреем Тарковским и его семьей, о женах, любимых женщинах, друзьях и недругах, силе и слабостях режиссера.
Андрей Тарковский Андрей Тарковский Фото: И. Гневашев

Лариса поставила перед собой нелегкую цель — занять особо важное место в судьбе великого художника. Ей хотелось не просто войти в историю рядом с Тарковским, но отчетливо дать понять окружающим, что именно она — источник его вдохновения, путеводная звезда. Мне была определена ответственная задача стать глашатаем ее окончательного торжества: «Олька, ну ты-то напишешь о нас всю историческую правду?»

— Десять лет назад твоя книга «Тарковский и я. Дневник пионерки» наделала много шума. Как вы познакомились с Андреем Арсеньевичем?

— Для ответа придется начать издалека. Мне повезло родиться в прекрасной семье. К моменту нашего знакомства с Тарковским мой отец Евгений Данилович Сурков служил в Госкино главным редактором сценарно-редакционной коллегии. Это была довольно важная должность в киносистеме. Моя мама Олимпиада Трофимовна Калмыкова была актрисой Театра имени Моссовета. Так что с самого детства мне повезло видеть дома множество замечательных людей: Завадского, Мордвинова, Раневскую, Плятта, позднее Эфроса, Мягкова, да мало ли кого еще.

Однажды всем классом (я училась в математической школе) мы отправились на экскурсию в Киев и заглянули на Крещатике в кинотеатр, где показывали «Иваново детство». Теперь кажется смешным, но этот фильм, уже получивший международное признание в Венеции, показывали на детских сеансах. Он меня буквально потряс. Так и стоял перед глазами кадр, в котором на крупном плане детская рука протягивает яблоко, омываемое свежим летним дождем. В душе зазвенела какая-то специальная струна, не оставлявшая более в моей жизни места для математики.

Стало ясно, что поступать хочу на киноведческий факультет ВГИКа. Для этого полагалось вначале пройти «творческий конкурс». Конечно, хотела писать об «Ивановом детстве», но было сказано, что Тарковский еще недостаточно себя зарекомендовал дебютной работой. Уже начиная с «Иванова детства» к Тарковскому в начальственных кругах отчего-то относились настороженно. Видно, их не очень радовал его «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля. Чего это так вдруг? Новичку? В то время как в конкурсе официально была представлена картина живого классика советского кино Сергея Герасимова «Люди и звери», «Золотого льва» получил Андрей за свой дебютный фильм. Получалось, что Тарковский утер нос самому Герасимову? Непорядок!

С этого момента, как полагал Андрей, Герасимов возненавидел его и старался подставить ножку при каждой возможности. Не кто иной, как Герасимов сыграл роковую роль в судьбе «Андрея Рублева», не без его стараний угодившего на полку на долгие годы. Тарковский считал, что именно он шепнул секретарю ЦК Демичеву, что эта картина очень сомнительна с идеологической точки зрения. «Рублева» запросили на госдачи. Возмутились, но тут выяснилось, что «Совэкспортфильм» уже успел продать фильм на Запад. Его попытались откупить обратно, однако прокатчик не растерялся и представил ленту вне конкурса на кинофестиваль в Каннах, где она получила Международную премию кинокритиков и восторженные отзывы прессы, окрестившей «Рублева» «фильмом фильмов, как Библия — книга книг».

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий

Читайте также

Андрей Филозов. Последний долг

Андрей Филозов. Последний долг




Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники

Чулпан Хаматова Чулпан Хаматова актриса театра и кино, общественный деятель
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй