«Я не участвую в Comedy Club с 2017 года. И тут все очень просто, нет никаких секретных, подковерных историй. Просто в какой-то момент я понял, что... вырос. А площадка Comedy Club, по-моему, — это место для молодежного, задорного юмора. Не то чтобы я не молодой уже, просто именно для Comedy Club — не молодой. И я ушел. Начал открывать для себя в творчестве другие двери», — рассказывает Гарик Мартиросян, ведущий нового шоу «Конфетка» на канале ТНТ.
— Гарик, недавно на канале ТНТ начала выходить программа «Конфетка». В ней вы не просто ведущий, но и продюсер. Идея этого шоу оригинальная или вы где-то ее подсмотрели?
— Оригинальная! Раньше на телеканалах или на радиостанциях известные музыканты иногда пробовали улучшать сочинения непрофессиональных или профессиональных, но неизвестных музыкантов. Однако именно такого формата, как у нас, нет нигде, это наше изобретение! Мы с Мариной Кравец берем клипы из интернета и разбираем их под нашим микроскопом юмора и веселой критики. Потом знакомим зрителей с авторами, которым даем возможность высказаться, и дальше кто-то из звездных исполнителей перепевает их песни, даря им вторую жизнь. А мы вместе с героями программы, экспертами и зрителями в студии наблюдаем чудесное преображение песни и пытаемся угадать, кто же ее поет. Чтобы интрига сохранялась до самого конца, знаменитости у нас гримируются в тайных гримерках, их не видят ни участники, ни ведущие. Мы с Мариной сразу попросили не называть нам фамилии звезд, участвующих в шоу, чтобы нам самим было интересно. Мы же тоже люди и тоже хотим получить максимум удовольствия... А дальше идет голосование, по результатам которого победителю присуждается приз — 300 тысяч рублей.
— На декорациях шоу — изображение конфет. Но в русском языке есть выражение про конфетку — про то, как из чего-то невразумительного некоторым удается сделать нечто прекрасное. Вы закладывали в название шоу эпатажный оттенок?
— Может быть, кто-то в названии нашего шоу и видит эту веселую фразу, в качестве юмора можно и такую версию рассматривать. Но вообще-то в русском языке «конфетка» — это не только сладкое угощение. Это еще и что-то очень классное, очень качественное, приятное для сердца, для души и для глаз. «Просто конфеткой» люди называют и интересный фильм, и отличный костюм, и шикарный отель, и еще очень многие вещи. Вот и для меня «конфетка» — это композиция, которая на глазах зрителей превратилась в суперпесню, и в то же время само наше шоу в целом. Мы с Мариной тоже конфетки, как и наши эксперты, и зрители в зале, и, самое главное, наши участники!
— Какие участники больше всего вас удивили?
— Меня многие удивили. Ведь героями «Конфетки» являются не только авторы, которые пришли к нам со своими песнями. Героями являются и наши прекрасные звезды, которым шоу дает шанс самовыразиться, раскрыться по-новому, порой очень неожиданно.
— Но если все-таки говорить о простых людях, кто больше всего запомнился? Может, своим внешним видом, поведением, фактами биографии…
— А для меня нет разделения людей на простых и на звезд. Знаменитости, они что — инопланетяне, какие-то цари, короли?! Нет, все люди одинаково просты и одинаково не просты. Наши участники как раз «непростые» люди — очень творческие, интересные, глубокие, со своим музыкальным и жизненным багажом, со своим вкусом, который иногда не совпадает с представлениями экспертов и зрителей. Так что я бы не возводил никакой стены между авторами из интернета и звездами. Просто последних знает и любит вся страна и у них громадный опыт выступлений. А первые — новички в таком большом шоу, где огромная студия, много звука, света, много знаменитостей. Где все вокруг гремит, на тебя направлено внимание, тебя снимают сразу несколько камер.
Даже самые подготовленные люди в такие моменты сильно волнуются, говорят невпопад. Поэтому за несколько минут до начала программы мы с Мариной собираем пятерку участников и говорим: «Дорогие друзья, вы приехали не на телеинтервью на серьезную тему, у нас шоу развлекательное и юмористическое. Мы с Мариной будем шутить про ваш клип, про вашу песню, и это все — импровизация. Поэтому, возможно, мы что-то скажем не то, возможно, вы и сами что-то не то произнесете в кадре. Не бойтесь, ничего страшного сегодня с вами не случится. Максимально расслабьтесь и не ограничивайте себя: на монтаже неудачные моменты мы подрежем и оставим только позитивное и хорошее! Просто говорите громко, не забывайте про микрофон и будьте откровенными, оставайтесь самими собой: улыбайтесь, когда вам нравится, не улыбайтесь, когда вам не нравится. Развлекайтесь сами и получите максимум удовольствия от сегодняшнего вечера...»
Вот это и есть самое главное, что мы хотим показать в «Конфетке», — позитивные эмоции людей, у которых столько лет где-то на задворках интернета лежала их песня, а теперь она превратилась в настоящий хит. Когда у авторов блестят глаза оттого, что их песни исполняют мастера эстрады, вот эти слезы, эти чувства бесценны. Помню, как был растерян певец Станислав из Нижнего Новгорода, когда открылся экран и он увидел, кто взялся за его песню! Этот автор, к слову, как раз сильно меня удивил — своим неожиданным для шоу-бизнеса псевдонимом Ипостась. Совсем это слово не вязалось с тем, что человек поет «под Джорджа Майкла», а его песня «Юпитер и стразы» — про то, что на далекой планете и ее спутниках в маньячном дыму созревают скользкие псевдоалмазы. Вот такой странный текст — и вдруг... Ипостась! Я бы сам до этого не додумался.
Поразили меня и три электрика, которые работают на заводе в Тобольске, а в свободное время занимаются музыкой. Я им сказал, что восхищаюсь людьми, которые находят свободное время, силы, чтобы заниматься творчеством. А оно — это я вам как дипломированный невролог говорю — вершина нервной деятельности человека...
На самом деле все наши участники — это удивительные таланты, у которых в жизни случился триггер в виде шоу «Конфетка», и они вдруг смогли заявить о себе всей стране. У тобольских электриков до шоу было 400 подписчиков, а сейчас в разы больше, наверное! А те исполнители, которые до нашей программы уже были достаточно популярны в интернете, — например, ALON с песней «Я ей, она мне» или Сергей Орлов с песней «Ты моя», — благодаря «Конфетке» получили миллионы слушателей.
— А как в «Конфетке» потенциальный хит превращается в настоящий?
— Это очень сложный процесс... Когда Максим Шуткаченко, Артем Сизых и Андрей Шелков пришли ко мне с идеей «Конфетки», я сразу сказал: «Это круто! Надо еще повернуть ее так и так...» И мы вместе начали дорабатывать формат. Кстати, это было еще до пандемии. И, если бы не ковид, программа могла бы выйти еще в 2020 году... Так вот, мы вместе с Юлей Сумачевой из «ВайТ Медиа» (эта компания и производит шоу) и с продюсерами канала ТНТ Аркадием Водаховым, Тиной Канделаки и, конечно, с Мариной Кравец стали думать о том, кто же будет заниматься музыкальной частью. Ведь для восьми выпусков шоу надо сделать около сорока номеров, а это колоссальный объем работы! Надо не просто записать аранжировку, а переработать песню в стиле каждого артиста, потом записать номер со звездой (это делают великолепные музыканты Юрий Игнатов, который пишет все аранжировки для шоу «Маска», и Анатолий Мачуленко), свести фонограмму, сделать мастеринг, поставить номер на сцене, придумать к нему видеографику. И так почти сорок раз в течение трех месяцев!
Этот титанический труд выполнили музыкальные продюсеры Comedy Club Зураб Матуа, Андрей Аверин и Павел Гавриленков — за годы работы в Comedy Club в качестве музыкантов они стали матерыми саунд-продюсерами (зрители их знают и по очень прикольному шоу «Пой без правил»). В итоге у нас подобралась идеальная команда. Вот никто, кроме нас, не смог бы сделать «Конфетку»!
— Это шоу вы ведете вместе с Мариной Кравец. У вас обоих творческая судьба связана с КВН, Comedy Club. Но в кадре вы ведь впервые вместе работаете?
— Да, и я несказанно рад такой партнерше. Потому что Марина — это сочетание красоты, образования, правильного русского языка и... хлесткого словца, без которого в такой программе не обойтись. Если мы с ней будем просто сидеть в кадре и на полном серьезе узнавать у людей, в каком году сделан их клип и кто они по профессии, то нужного эффекта не получим. Мы с Мариной надели на себя маски вредных, въедливых интервьюеров и давай авторов тормошить, разбирать их песни по косточкам. Потому что если не акцентировать заранее внимание телезрителя на каких-то строчках песни, то он потом часто не может понять, что в «звездной» версии звучат те же самые слова! Это касается и жюри, и зрителей в студии.
Мы репетировали шоу в кругу коллег из Comedy Club — у нас в офисе есть большой кабинет без сцены. И убедились, что без предварительного смешного анализа текста его новая версия не производит должного впечатления. Я представляю, как это раздражает и авторов, и зрителей. Но именно так, через юмор и шутки, через нерв и раздражение, зритель запоминает ту или иную «кривую» строчку и уже узнает ее в перепевке звезды.
— Не жалко обижать авторов?
— А мы их не обижаем. Мы же ничего не говорим по поводу их внешности, возраста, рода деятельности. Мы только обсуждаем их творчество — ну да, порезче, чем на других телеканалах. Но за творчество, за свои песни, шутки, клипы надо отвечать. Так что будьте добры, выслушайте наши шутки и ответьте нам — тоже с юмором. Я вообще считаю, что про творчество любого человека можно шутить. И про мое тоже. Comedy Club сколько уже лет ругают, и над программой «Наша Russia» шутили, и «Прожекторперисхилтон» критиковали. Вот сейчас вышла «Конфетка» — ругайте наше шоу сколько хотите, шутите про него сколько хотите, шутите про то, как мы с Мариной ведем, про наших экспертов. Мы же адекватны, чего и всем нашим критикам желаем.
— Гарик, вас можно назвать ветераном телевизионного юмора. А началось все с того, что ровно тридцать лет назад вы, студент Ереванского медицинского университета, пришли в КВН. Кстати, о чем тогда мечтали — о славе, телеэфирах?
— Ни о чем подобном и не думал, потому что не очень понимал, что у нас получится и вообще что это такое — КВН. Когда через пару лет мы у себя в Армении начали добиваться каких-то успехов, я стал мечтать попасть в Москву, сыграть в Высшей лиге. Но пришлось много поработать, пройти через несколько неудач, прежде чем в 1995 году это произошло. И вот тогда уже появилось конкретное желание стать чемпионами КВН. Что команда «Новые армяне» и сделала в 1997 году.
На самом деле в КНВ я пришел помощником музыканта. Первые несколько выступлений нашей команды меня вообще не было на сцене. Стоял за кулисами рядом с основным музыкантом и нажимал на аппаратуре нужные кнопочки, а еще играл на клавишных. Так что мечты попасть на телевидение в качестве артиста у меня не было никогда. Все получилось нечаянно, само собой.
— После чего у вас началась совершенно другая жизнь: гастроли, слава...
— Если говорить о популярности, то хочу «перевести стрелки» на другого человека. Как бы люди ни реагировали на меня, ни просили сфотографироваться вместе, это не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит с Мишей Галустяном. Вот его реально замучили, а меня — нет. Пару лет назад мы с Мишей летом в Сочи договорились встретиться. Миша приехал ко мне на мопеде. Сходит с него, а свой полностью затонированный шлем не снимает. Спрашиваю: «А ты шлем когда снимешь?» — «Никогда». — «Почему?» — «Пожалуйста, ничего не спрашивай». Идем дальше. Миша, не снимая экипировки, заходит в магазин, покупает лимонад и мороженое. Потом мы с ним зашли в парк и нашли там очень уединенное место — в конце аллеи, за деревьями, не просто в тени, а в темноте. Ну, чтобы нас никто не видел. Сели там, и Миша снял шлем. Как люди его разглядели в темноте, я не понял. Но буквально через минуту к нам стал подходить народ, чтобы сфотографироваться. Вот такова популярность Миши Галустяна, особенно в Сочи, — с чем его и поздравляю.
А если говорить о гастролях, то я действительно объехал десятки городов и стран — выступал не только с КВН, но и с Comedy Club, и с «Прожекторперисхилтон», и со своими сольными концертами. Одной из самых необычных площадок оказался цирк в Ашхабаде. Когда нашей команде КВН «Новые армяне» организаторы сказали, что на нужные даты из подходящих помещений осталась только эта точка, мы немного удивились. Ведь в цирке круглая сцена, и мы не понимали, как на нас зрители будут смотреть — сбоку, сзади?! Но мы встали спинами поближе к входу на арену, и получилось, что зрители сидят как в амфитеатре — полукругом, поэтому прекрасно нас видят. Так что все четыре наши концерта прошли на ура!
— Гарик, много лет вы были ведущим Comedy Club, но с какого-то времени в этой программе вас нет. Почему?
— Я не участвую в Comedy Club с 2017 года. И тут все очень просто, нет никаких секретных, подковерных историй. Просто в какой-то момент я понял, что... вырос. А площадка Comedy Club, по-моему, — это место для молодежного, задорного юмора. Не то чтобы я не молодой уже, просто именно для Comedy Club — не молодой. И я ушел. Начал открывать для себя в творчестве другие двери: занялся созданием сериалов и мультфильмов, разными детскими и музыкальными проектами. Мне и раньше все это было интересно, но времени не хватало. А Comedy Club — это большая часть моей жизни, и сейчас там за меня выступают очень достойные ребята. К сожалению, из-за пандемии выпуск некоторых проектов затормозился, и я на пару лет просто выпал из медийного поля. Но все равно, сидя дома, вынашивал разные идеи, которые начал планомерно воплощать: детские программы на армянском телевидении и в одном ереванском театре, проекты в интернете. А потом вышел новогодний фильм «СамоИрония судьбы!», теперь вот «Конфетка». В общем, много всего. Просто далеко не везде я появляюсь в кадре.
— Гарик, у вас грядет не только творческий юбилей, но и личный — меньше чем через год вы отметите 50-летие.
— Ой, об этом еще совсем рано говорить. Мне пока 49 лет.
— Но к тому, что вас все чаще называют по имени и отчеству, вы уже привыкли? Гарик Юрьевич — для вас это нормально звучит?
— Когда ко мне обращаются только по имени, я чувствую себя абсолютно комфортно, потому что в Армении не существует такого понятия, как отчество, и в моем паспорте его нет. Но и когда ко мне обращаются Гарик Юрьевич, мне тоже нравится. В России есть такая традиция, и она очень приятная. К тому же у меня красивое отчество — Юрьевич. Кстати, если незнакомые люди ко мне обращаются по имени-отчеству из вежливости, то друзья — например, ребята из Comedy Club, — чтобы поиздеваться, с юмористическим посылом. Когда Марина Кравец на съемках «Конфетки» иногда говорит: «Гарик Юрьевич, как вы считаете…» — сразу понимаю, что она уже подготовила какую-то шутку или хочет со мной о чем-то поспорить.
— А правда, что у вас два дня рождения?
— Именно так и есть. В силу определенных причин сам этого момента не помню, но мама рассказывала, что я родился 13 февраля в 7 часов вечера. Но пока оформляли необходимые бумаги, уже наступило 14-е. Родители подумали, что 13-е не самое лучшее число. И в свидетельстве о рождении мне поставили 14 февраля.
— Какой самый необычный день рождения был в вашей жизни?
— День моего 20-летия: в 1994 году в Ереване выпало столько снега, сколько я никогда не видел в своем родном городе ни до, ни после. У нас шло большое застолье, мы праздновали, танцевали, всем было очень весело, и мы не заметили снегопада за окнами. И вот в час ночи пришла пора провожать друзей домой. Выхожу из подъезда и попадаю из ереванской квартиры сразу в Антарктиду! Было так холодно, намело такие высоченные сугробы, что я не смог пройти по улице...
— Гарик, вы не выглядите на свой паспортный возраст. В чем секрет вашей хорошей формы?
— У меня есть привычка проходить в день минимум 20—25 тысяч шагов. Будь то беговая дорожка или прогулки на свежем воздухе. Сейчас в смартфонах есть шагомеры, я всегда слежу за тем, какое расстояние преодолел за день, и с гордостью показываю результат друзьям.
— При своей занятости легко находите время для таких спортивных занятий?
— А я сочетаю работу и ходьбу. Иду по городу в наушниках, в красивом районе, который специально выбираю, чтобы глаз радовался. В Ереване это центр, где я живу и где много зелени, парков. Иду, иду, иду и одновременно разговариваю по телефону, придумываю сценарии. И мозги работают, и мышцы. Через несколько часов, приятно уставший, сажусь в кафе и обильно перекусываю, а потом иду дальше. Это мой секрет, которым хочу со всеми поделиться!
— А какие мечты к грядущему «полтиннику» хотите воплотить?
— Их много, могу две озвучить. Во-первых, мечтаю освоить саксофон. Я худо-бедно играю на рояле, на аккордеоне, на бас-гитаре и соло-гитаре, на барабанах. Непрофессионально, на очень-очень любительском уровне, но, тем не менее, этими инструментами владею. А саксофоном — нет. Но два года назад мой друг, резидент Comedy Club Андрей Бебуришвили подарил мне на день рождения саксофон, причем по-настоящему хороший! С тех пор я планомерно с помощью видеоуроков пытаюсь научиться на нем играть, чтобы на свое 50-летие исполнить джаз. Даю слово, что пришлю вам видео, где я это делаю. Пока что похвастаться результатом не могу, играю на саксофоне очень плохо. Но я стараюсь.
А вторая мечта — подучить итальянский язык. Я владею несколькими языками — в разном объеме. Но мой итальянский — это уж чересчур «туристический» уровень. Заказать в Италии кофе или спросить, как пройти до нужной достопримечательности, я смогу, но ответ уже понимаю с трудом. Поэтому хотел бы выделить время для изучения итальянского. В жизни надо по возможности стараться научиться всему. Ну или очень многому.
— Гарик, вы не боитесь менять свою творческую жизнь, пробовать себя в новых жанрах. А вот в семейной жизни вы прекрасный пример постоянства — в браке более двадцати лет. Скажите, есть ли у вашей Жанны отрицательные черты, с которыми вы так до сих пор и не свыклись?
— У Жанны есть одно-единственное отрицательное качество, причем оно отрицательное для нее, а не для меня: она не хочет поверить, что шутит лучше, чем я! Я ей тысячу раз говорил: «Ты же такая остроумная в кругу семьи, среди друзей — все отмечают, как ты шикарно шутишь. Ты уже написала книгу, которую люди прочитали и сделали тебе комплименты, в том числе и за чувство юмора. И я, как профессиональный продюсер юмора, считаю, что ты настолько крутая, что уже надо делать что-то в кадре! Создай блог или придумай свое шоу». Но жена все откладывает и откладывает. И я не понимаю, чего она ждет. Сейчас так много прекрасных девочек-юмористов на телевидении, в стендапах, в «Ютубе», в «Тик-Токе». Говорю Жанне: «Ну встань в эту шеренгу, там классно, и ты сможешь!» Но она все никак не найдет время, чтобы уже профессионально заняться юмором. А я верю, что у нее получится.
— Кстати, а вы с Жанной день свадьбы пышно отмечаете?
— Нет, традиции устраивать каждый год еще одну торжественную церемонию у нас нет. Вот когда у нас будет серебряная свадьба, тогда закатим праздник для друзей.
— Ваши дети уже большие: дочке 18 лет, сыну 13. Чем они занимаются? Может, мечтают о такой же телевизионной карьере, как у отца?
— И Жасмин, и Даниэль творческие натуры — с генами не поспоришь. Но пока все это проявляется только на детском уровне, в кругу друзей. Так что подождем и посмотрим, что будет дальше. А пока Жасмин увлекается музыкой, а Даниэль очень любит компьютерные игры, как, собственно, практически все мальчики, и еще обожает футбол. Но при этом сын прекрасный рассказчик.
— А трудно ли не избаловать детей, когда они растут в обеспеченной семье?
— А мы с Жанной детей не балуем, многого им не позволяем. Например, они никогда не носят дорогую одежду, у них нет брендовых аксессуаров, мы с женой считаем, что это лишнее. И наши дети прекрасно знают, что если у них что-то стоит дороже, чем надо, то это выглядит нескромно. Они оба рассуждают так: «Ну и что, что папа может себе позволить купить для нас любые кроссовки?! Я буду носить те, что у меня есть». Недавно у Жасмин заглючил телефон, мы его перезагрузили, он заработал. Спрашиваю дочь, не нужен ли ей новый телефон, потому что ее гаджету уже два или три года, а может, и все четыре. А она: «Да нет, папа, новый телефон мне не нужен, этот же еще нормальный...» Любая другая девочка сказала бы: «Да, папа, конечно, купи мне новый». А она — нет. В общем, наши дети держат себя в рамках.
— Вы готовы к тому, что Жасмин скоро может привести в дом жениха и сказать: «Папа, вот любовь всей моей жизни, мы решили пожениться». Что вы сделаете с этим парнем?
— Я знаю Жасмин очень хорошо, она умная, взвешенная в своих поступках девушка. И я не думаю, что она приведет в дом парня, который вызовет у меня хоть какие-то негативные эмоции. Скорее, ее будущий избранник окажется таким же умным, приличным, воспитанным человеком, как и она сама. Да я просто уверен в этом!