Вениамин Смехов: тайны «Таганки»

Легендарный актер Театра на Таганке Вениамин Смехов рассказао о золотов веке любимовского театра.
Вениамин Смехов Вениамин Смехов Фото: Марк Штейнбок

«Прошел слух: Эфросу, которого власти уговорили возглавить вместо Любимова театр, артисты «Таганки» прокалывали шины, резали дубленку. То есть травили. Не знаю, было это или все же сплетни. Но дело в том, что и Высоцкому шины прокалывали, и мне, и мало ли кому еще! В мире театра завистников много», — вспоминает легендарный актер Театра на Таганке Вениамин Смехов.

В поликлинике, где моя мама работала терапевтом, помнят, как однажды в 1969 году я привел к ним Высоцкого — показать ларингологу. Что-то с голосом у Володи уже несколько дней было не так. И вот Ольга Сергеевна, опытнейший горловик, заглянула ему в рот и…

Она говорила потом, что такого ни в практике, ни в страшном сне не видела. Помню, как она кричала на Володю, даже раскраснелась от гнева: «Ты с ума сошел! Какие еще спектакли?! Срочно в больницу! Там у тебя не связки, а кровавое месиво! Что ты смеешься, дикарь?! Веня, дай мне телефон его мамы — или кто там на этого дикаря имеет влияние?!» И тем не менее в тот вечер артист Высоцкий сыграл Галилея. Назавтра он репетировал, потом — концерт, вечером — снова спектакль. И так без отдыха, без паузы. Так жила вся команда любимовской «Таганки» в свои золотые годы…

В Советском Союзе трудно было найти человека, который ни разу не видел «Семнадцати мгновений весны» или других хитов того времени.

А у нас, на «Таганке», просто не было свободных вечеров. Помню, на вопрос Андрея Миронова: «Сколько раз в месяц ты играешь?» — я ответил: «Тридцать», а он не поверил: «Как это возможно? У меня десять спектаклей в месяц, и это ужасно много». В то же время мы получали раз в шесть меньше артистов академических театров. Зарплата — 65 рублей, я в куйбышевском театре, где год проработал после института, и то имел 75. Но студийный дух, безумный успех наших спектаклей, энергия постоянной радости компенсировали все бытовые неурядицы.

Как говорил Анатолий Эфрос: «Я удивляюсь на Юру. Я и сам не могу на премьерах сидеть в зале — нервов не хватает. Но когда новый спектакль и первый зритель в восторге — это же так приятно видеть!

«Тогда, в самом начале, все было по-другому. Мы — молодые и необученные, и Любимов нас любит, что сегодня звучит немножко фантастично». (Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий, Юрий Любимов, Борис Хмельницкий и Вениамин Смехов на гастролях в Узбекистане. 1973 г.) «Тогда, в самом начале, все было по-другому. Мы — молодые и необученные, и Любимов нас любит, что сегодня звучит немножко фантастично». (Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий, Юрий Любимов, Борис Хмельницкий и Вениамин Смехов на гастролях в Узбекистане. 1973 г.) Фото: из личного архива Вениамина Смехова

А у Юры не так. Он выпустит спектакль, мы все идем его поздравлять, а его в кабинете нет! Потому что он убежал на встречу с композитором, он уже заболел новой постановкой и не хочет терять времени».

Юрий Петрович Любимов, которого в театре за глаза называли «Петрович» или «шеф», в те времена еще не додумался приходить на спектакли с фонариком. Это позже он сформулирует свою позицию по отношению к нам: «Когда мои комедианты видят меня в зале, они лучше играют. Нечто вроде собак и хозяина. Мой театр нуждается в диктатуре!» Но тогда, в самом начале, все было по-другому. Мы — молодые и необученные, и Любимов нас любит — что сегодня звучит немножко фантастично.

Да, Любимов нас любит, и мы любим Любимова. И каждый день приносит нам что-то совершенно новое, и мы пашем по 23 часа в сутки, оставляя один час для сна.

Коллеги не узнавали Любимова: он, «киноудачник», «кубанский казак»... (До преподавания и до режиссуры Юрий Петрович снимался в успешных фильмах: «Беспокойное хозяйство», «Кубанские казаки», «Егор Булычев и другие». — Прим.ред.) Да и в Театре имени Евгения Вахтангова этот баловень судьбы занимал прочное место героя-любовника. И вдруг, в 46 лет, Юрий Петрович не постеснялся стать начинающим. Создав в 1963 году своего «Доброго человека из Сезуана» — уличную дерзкую драму об отверженных, нищих, обозленных бродягах, — он едва успел запрыгнуть в последний вагон уходящей хрущевской «оттепели».

В каком фильме лучшая роль Дмитрия Харатьяна?
«Розыгрыш» (1976)
1825
15%
«Зеленый фургон» (1983)
2738
23%
«Гардемарины, вперед!» (1987)
6800
58%
«Королева Марго» (1996)
436
4%



ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ
  • user

    #
    Уже одно то, что Смеховым ни разу не упомянуто имя Целиковской, без которой не было бы Театра на Таганке, говорит само за себя; и, кстати, идея поставить поставить «Доброго человека из Сезуана» принадлежит тоже Целиковской.

  • #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение
    Айшвария Рай (Aishwarya Rai) Айшвария Рай (Aishwarya Rai) актриса
    Все о звездах

    Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.




    НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

    Загрузка...