Татьяна Пельтцер не простила Абдулову проигрыша в карты

Мало кто из поклонников этой актрисы, застрявшей в амплуа "вечной старушки", может представить, что ее жизнь состояла из бурных романов.
Подготовила Анжелика Пахомова
|
05 Января 2017
Татьяна Пельтцер
Татьяна Пельтцер в фильме «Иван Бровкин на целине». 1958 г.
Фото: Киностудия им. М.Горького/TACC

«Какая вы красивая пара! Как это ужасно, что гитлеровская власть вас разлучила!» — сказала Аросева, глядя на Пельтцер и ее бывшего мужа-немца. Ганс ответил: «Ты знаешь, Оля, Гитлер много сделал плохого, но в этом он не виноват. Просто я нашел записку, где Таня назначала свидание моему другу». — «Так вы, оказывается, просто гулящая, а не жертва фашизма?» — вырвалось у Аросевой».

С Татьяной Пельтцер, как и со многими другими звездами советского кино, писатель и телеведущий Глеб Скороходов общался много лет. И о ней тоже собирался со временем написать книгу. «Но ему с Пельтцер было очень трудно работать — характер!» — рассказывает сес­тра писателя Инга Сидорова (в девичест­ве — Скороходова). — Брат посвятил ей один из выпусков своей программы «В поис­ках утраченного» и главу в вышедшем вслед за ней сборнике под тем же названием». Сегодня «7Д» представляет неопубликованные воспоминания Скороходова о Татьяне Пельтцер.

«Что случилось в театре «Ленком»? В коридорах собираются выскочившие из грим-уборных актеры, в служебном буфете — смех и пересуды, в администрации — смятение. По громкой связи объявляют: «Спектакль задерживается на 15 минут!» — «Почему?» — «Татьяна Ивановна пишет… Сейчас напишет — и начнем!» — «Пишите, Шура, пишите!» — раздраженно бросает Марк Захаров. Сегодня Пельтцер превзошла саму себя. Обычно дело ограничивается небольшим скандальчиком, который она перед спектаклем закатывает костюмерам, гримерам или уборщицам. Гоняет их по коридорам, ругается: «Дармоеды! Куда вы все запропастились? Я вас научу работать!» Ее зычный, скрипучий голос разносится по гримеркам. Труппа помалкивает — все знают, что таким образом актриса «разминается» перед выходом на сцену. Но сегодня ее гнев обрушился на самого Захарова. 

Татьяна Пельтцер с Александром Абдуловым. 90-е гг.
«Что мне делать, я совершенно забываю людей!» — как-то пожаловалась Абдулову Пельтцер. «А вы встречайте всех как родных!» — посоветовал он ей. С Александром Абдуловым. 90-е гг.
Фото: RUSSIAN LOOK

Перед спектаклем он собрал труппу на репетицию, а Пельтцер серьезно опоздала. Озверевший от гнева Марк Анатольевич в сердцах бросает ей: «Вы свободны!» — «Пожалуйста! — отвечает Пельтцер. — Вот только позволю себе заметить, что еще ни один спектакль не становился лучше от репетиций перед его началом!» Слово за слово, поднимается скандал. И Татьяна Ивановна садится писать бумагу «куда следует», благо она секретарь партийной организации театра. «Пишет» Пельтцер громко, долго и обстоятельно, но вот что потом происходит с кляузой, никому не известно. Вряд ли она дойдет до адресата. Ведь сама Татьяна Ивановна — отходчива и очень добра. Но характер у нее тяжелый­…

Татьяна Пельтцер с с Георгием Юматовым и Лидией Шапоренко. 1960 г.
В фильме «Первое свидание» с Георгием Юматовым и Лидией Шапоренко. 1960 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

После спектакля Пельтцер совершенно успокаивается, уже не кричит и никуда не «докладывает». Сама, без помощи костюмеров быстренько переодевается, убирает в чемоданчик разные свои вещицы, которые перед спектаклем всегда раскладывает на гримировальном столе: золотую старинную пудреницу, портсигар, часики… И спешит выйти из грим-уборной, так как ей хочется привлечь как можно больше актеров к «продолжению веселья». «Как, Глеб, вы собираетесь домой? (Ехидно.) Что, маменька ждет? Это после такого удовольствия, которое вы получили от моей игры на сцене?! Нет, мы должны сейчас куда-нибудь поехать — в ресторан, к цыганам или, знаете что, давайте-ка лучше ко мне!» 

Татьяна Пельтцер с Андреем Мироновым в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». 1974 г.
«Андрей, которого Татьяна Ивановна буквально нянчила на руках, иногда смотрел, как Пельтцер скачет по сцене, и удивленно произносил: «Я уверен, что она меня переживет!» Так оно и получилось...» С Андреем Мироновым в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». 1974 г.

Ее двухкомнатная квартирка на улице Черняховского вовсе не рассчитана на большие приемы, но при желании здесь легко размещаются чуть ли не двадцать человек. Кругом царит порядок, достойный педантичных немецких предков Татьяны Ивановны. Нигде ни пылинки, все буквально сияет чистотой. На крошечной кухне — полный набор кулинарной «техники» того времени, различных механизмов для измельчения, взбивания… Готовка была важной частью ее жизни, потому что она любила угощать, и делала это с размахом. Подать тазик жаркого с бараньими ногами, молочного поросенка или настрогать ведро «салатика» — вот это по-нашему! Никто голодным не уходил никогда. И главное, я не переставал удивляться — как она все успевает? Конечно, ей помогает Анна, дом­работница, но кулинарию Татьяна Ивановна ей не доверяла никогда!

Встав в девять утра после практически бессонной ночи, актриса угощает ранних гостей, коим иногда являлся и я, особым завтраком. Достает «белый» кофе, сама обжаривает зерна, молотит, а затем варит божественный напиток. К кофе подаются печеные «ромбики» с маслом и икрой. Пока гости завтракают, хозяйка быстро приводит себя в порядок старым дедовским способом, умывшись ледяной водой…

Татьяна Пельтцер с Валентиной Шарыкиной в программе «Кабачок «13 стульев». 1966 г.
«Татьяна Ивановна одевалась с невероятным изяществом. У нее был врожденный вкус женщины из высшего общества. Неудивительно, что у нее и в 50 лет случались романы» С Валентиной Шарыкиной в программе «Кабачок «13 стульев». 1966 г.

Какой она предстала передо мной в первый раз? Дымящаяся сигарета, изящ­но зажатая между пальцами, озорная улыбка, веселый огонек в глазах. Меня предупреждали: «Увидев нового человека, она в него сразу либо влюб­ляется, либо… Может так пошутить, что мало не покажется!» Между нами, к счастью, сразу же установилась взаимная приязнь. Я поцеловал ей руку и представился, она кокетливо оглядела меня, а потом сообщила находившимся рядом коллегам: «Хорошенький!» «Татьяна Ивановна, вы тоже прекрасно выглядите!» — «Да куда там! Ты что, не знаешь, у меня ж лицо сшито из старых лоскутов с заднего места».

Татьяна Пельтцер
«Татьяна Ивановна была необычайно остра на язык. Как-то один актер оскорбился и в сердцах крикнул ей: «Да вас в театре никто не любит! Вас вообще никто не любит… кроме народа». — «Вот это комплимент! Лучше всяких званий!» — мгновенно отреагировала Пельтцер» «Раз, два — горе не беда!». 1988 г.
Фото: RUSSIAN LOOK

Зная, что артистке уже за пятьдесят, я не ожидал, что она будет видеть во мне галантного кавалера… Но в ней сразу же почувствовалась настоящая женщина. Татьяна Ивановна, из которой кино сделало старуху, в жизни была легкой, грациозной, очень остроумной и привлекательной. Дружила со всей Москвой и, несмотря на взрывной характер, настоящих врагов никогда не имела. Когда в начале 70-х Захаров с Ширвиндтом поставили с ней в «Сатире» спектакль «Проснись и пой!», вся театральная общественность была удивлена. Уже пятнадцать лет прошло с тех пор, как прогремели фильмы об Иване Бровкине, а Пельтцер не то что не постарела, а поразительно помолодела! Это точно она? Татьяна Ивановна явно наслаждалась произведенным эффектом, скакала по лестницам театра и развивала подчас такую скорость, что я еле за ней успевал.

Гитлер не виноват

На всех театральных вечеринках она без устали танцевала вальсы, танго и фокстроты. В сущности, передо мной была молодая женщина, у которой энергии было не меньше, чем у меня. «Крестник» ее, Андрей Миронов, которого она нянчила младенцем, видя, как она скачет по сцене, грустно приговаривал: «Уверен, она меня переживет!» Так оно и случилось. Пельтцер, в свою очередь, тыкала пальцем в живот Миронову: «Ну, Андрюша, разжирел, забурел, пузо распустил… Смотри, скоро тебя переведут на возрастные роли, будешь знать!» Между тем Андрей сидел на диетах с 23 лет, а вот Татьяна Ивановна и без всяких ухищрений не полнела. Каждое утро она делала специальную зарядку, которую разучила еще в молодости. Она, как йог, возила с собой на гастроли коврик для занятий и несколько приспособлений наподобие гантелей. 

Татьяна Пельтцер
Одна из самых ярких эпизодических ролей Пельтцер — в «Формуле любви» Марка Захарова. 1984 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Результат был потрясающий. Любое платье, любая новая блузка смотрелись на ней замечательно. Вообще, Татьяна Ивановна одевалась с невероятным изяществом. Я всегда поражался, как она умеет подобрать шарфик к шубе или перчатки к костюму. У нее был врожденный вкус женщины из высшего общества. «Ненавижу, — не раз говорила она, — все будничное и практичное! Для меня это и есть дурновкусие! Каждая вещь, будь то туфли или платье, должна иметь какую-то изю­минку. А если ее нет — надо придумать, сделать самой!» Неудивительно, что она всегда нравилась мужчинам. У нее и в 50 лет случались романы. А ее бывший муж-иностранец (кстати, именно он пополнял ее платяные шкафы нарядами, периодически присылая посылки) так и не смог ее забыть…

Татьяна Пельтцер с Натальей Гундаревой в фильме «Дульсинея Тобосская». 1980 г.
«В молодости Татьяна Ивановна пыталась реализовать свой талант в провинциальных театрах. «Если б ты знал, какое дерьмо я играла в Ейске! А в Нахичевани!» — закатывая глаза и покуривая, хвасталась мне она» С Натальей Гундаревой в фильме «Дульсинея Тобосская». 1980 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

В восьмидесятые годы, когда театры стали активно выезжать на зарубежные гастроли, Пельтцер поразила всех доскональным знанием европейских столиц: безошибочно определяла, где какой музей и выгодный для всех магазинчик. В двадцать с небольшим лет она уехала из СССР с немецким коммунистом по имени Ганс. Ради него бросила сцену. Но в Германии заскучала, засиделась на непыльной работе в посольстве, а в итоге уехала домой… с другим. Ольга Аросева рассказывала мне, как однажды в Карловых Варах увидела мужа Татьяны Ивановны, того самого, бывшего. Он навестил ее в гостинице и потряс всех роскошными подарками, которые привез бывшей жене. «Мне, конечно, захотелось с ним познакомиться. И Татьяна Ивановна сказала: «Посиди на скамейке у гостиницы. Я скажу, когда будет можно зайти!» 

Татьяна Пельтцер с Любовью Соколовой в фильме «Вам и не снилось...». 1980 г.
«На сцене ее стала подводить память. Ей пытался помочь ее «вечный должник» Саша Абдулов. Он подсказывал Татьяне Ивановне текст, выслушивал ее жалобы, сочувствовал, давал советы» С Любовью Соколовой в фильме «Вам и не снилось...». 1980 г.

Через какое-то время они с Гансом вышли на балкон, и Татьяна махнула мне рукой! Они выглядели молодыми, влюбленными и очень красивыми! Я так и выпалила: «Какая вы дивная пара! Как это ужасно, что Гитлер вас разлучил!» — «Ты знаешь, Оля, — ответил Ганс, — Гитлер совершил много злодейств, но в том, что мы расстались, он не виноват. Просто я нашел записку, где Таня назначала свидание моему другу». Татьяна и правда без памяти влюбилась в другого, Ванечку, как она его называла: оба они не могли жить без музыки, а муж ее был к ней равнодушен. Ванечка при­ехал к ней в Москву… А потом наступил 37-й год… Ну а Ганс не переставал ее любить. Вот такая романтическая история со знаменитой на всю страну актрисой, игравшей роли комических старух».

С Аросевой Пельтцер сблизила общая страсть к преферансу. Впрочем, Ольга Александровна пристрастила к этому занятию почти всех актеров, участвовавших в «Кабачке «13 стульев». Сама она была настоящим мастером, ее даже внесли в книгу «Русский преферанс» наряду с Евтушенко и Аркановым. Татьяна Ивановна, увы, в этом списке не значилась, хотя преферанс обожала и посвящала ему дни и ночи. Играли, конечно, на деньги. Обычно «большую игру» проводили у Пельтцер дома ее постоянные партнеры-артисты. Верная Анна накрывала большой стол: фирменные пирожки актрисы, закуски, много водки… Игра шла всю ночь, но Татьяна Ивановна редко могла похвастаться выигрышем. Как-то молодому Александру Абдулову удалось проникнуть в «салон» Пельтцер: он поклялся, что мастерски играет в преферанс. «Ну-ну, — покуривая, усмехалась Татьяна Ивановна. — Только имейте в виду, молодой человек, мы тут не баловством занимаемся, мы играем на деньги!» Ставки в тот вечер были крошечные, и Абдулов хоть и обыграл Пельтцер, но всего на девять копеек. «Она еще не раз, при всяком удобном случае, выговаривала мне, что я ее «обобрал», и всякий раз я, извиняясь, отдавал ей то рубль, то два, а то и три — что было в кармане», — вспоминал Абдулов.

Татьяна Пельтцер с Леонидом Куравлевым в фильме «Ты — мне, я — тебе». 1976 г.
С Леонидом Куравлевым в фильме «Ты — мне, я — тебе». 1976 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Брежнев спас «Кабачок «13 стульев» от закрытия

Одна из любимых ролей Татьяны Ивановны была пани Ирена в «Кабачке...». История появления этой передачи довольно занятная. В 1966 году Алек­сандр Белявский, вернувшись после съемок сериала «Четыре танкиста и собака» в Польше, подал идею скопировать польскую телепередачу «Кабаре Старых Панов». И привез польские юмористические журналы со скетчами. Первые два выпуска прог­раммы вышли с безликим названием «Добрый вечер». Потом в газете был объявлен конкурс на новое название. Кто-то из телезрителей просто посчитал количество «панов» и предложил — «Кабачок «13 стульев». За что в награду получил 13 ящиков дефицитного чешского пива. Могли ли после этого телезрители не полюбить такой кабачок? Татьяна Ивановна, одетая в собственные манто и беретик, томно говорила: «Мне, пожалуйста, банку сардин!» — «Вам каких? Испанских, португальских или марокканских?» — «Мне все равно, я не собираюсь с ними разговаривать».­

По тем временам это было смело. За что «13 стульев» тут же попытались прихлопнуть. И однажды очередной выпуск действительно не вышел в эфир. Но тут заволновался генеральный секретарь, горячий поклонник передачи: «А что это «Кабачка...» давно не было по телевизору?» И программу срочно открыли заново. Узнав о таком высоком покровительстве, Ольга Аросева, ставшая предводительницей «пановей», развернулась на широкую ногу. Вместе с Татьяной Ивановной они организовывали частные выступления, а если что-то шло не так, смело говорили: «Нам обратиться лично к товарищу Брежневу?» Когда программе исполнилось десять лет, Леонид Ильич наградил актеров почетными званиями, некоторым из них дал квартиры. Жаль, что Татьяна Ивановна этой чести не удостоилась, она продолжала ютиться в квартирке на улице Черняховского, которую, кстати, дали не ей, а ее отцу, актеру, сталинскому лауреату Ивану Пельтцеру, еще в 40-е годы.

Татьяна Пельтцер с Андреем Мироновым
«Ну, Андрюша, разжирел, забурел, пузо распустил… Скоро тебя переведут на возрастные роли, будешь знать!» — в свойственной ей солдафонской манере шутила Пельтцер, бесцеремонно тыкая «крестника» пальцем в живот» «Трое в лодке, не считая собаки». 1979 г.
Фото: кадр из фильма

Татьяна Ивановна вспоминала, что именно он приучил их после спектакля ужинать в ресторане ВТО. Делали они это порой на последние деньги, которых хватало только на сто граммов водки и капустный салат на закуску. «Запомните, девочки! — говорил им Пельтцер-папа. — Настоящий актер не может после спектакля прийти домой, нажраться пельменей и лечь спать. Это удел мещанина! Актер идет с товарищами в ресторан, чтобы обсудить спектакль, побыть еще немного в творческой атмосфере!»

Когда-то он сам учил дочь профессии (у Ивана Пельтцера была своя театральная школа). В театральном вузе Татьяна Ивановна не училась и диплома не имела. В молодости пыталась реализовать свой талант в провинциальных театрах. «Если б ты знал, какое дерьмо я играла в Ейске! А в Нахичевани!» — закатывая глаза и покуривая, хвасталась мне она. — Редкостное! Не всякому выпадет такая «удача». Вряд ли ей, при ее характере, удавалось скрывать свое истинное отношение к такому «искусству»! И ее отовсюду увольняли. В конце концов Пельтцер сумела поступить в Театр сатиры. Но и там первое время была на вторых ролях. Счастливый ее час пробил в 1949 году, когда в «Сатиру» пришел талантливейший режиссер Борис Равенских. Он решил сделать из незатейливой деревенской комедии «Свадьба с приданым» шедевр. И действительно сделал! 

Спектакль шел 900 раз, объездил все города Союза, а в 53-м был заснят на пленку и показан по телевизору. И после этого абсолютно весь СССР познакомился с героиней Пельтцер — ленивой колхозницей Лукерьей Похлебкиной, которая выпивала и плохо работала. Но она вызывала у большинства зрителей не отвращение, на что, возможно, рассчитывал автор, а сочувствие. Татьяна Ивановна еще долго получала письма с советами, как избавиться от злополучного порока. Она собирала народные рецепты и любила их зачитывать, комментируя в свойственной ей манере. Однажды на партсобрании торжественно вручила один из таких рецептов актеру Борису Новикову, которого как раз пробирали за «это дело». Новиков оскорбился и в сердцах крикнул: «Да вас в театре никто не любит! Вас вообще никто не любит… кроме народа». — «Вот это комплимент! Лучше всяких званий!» — мгновенно отреагировала она и попросила «высокий ареопаг» проявить снисхождение к выпивающему таланту. 

Татьяна Пельтцер
«Память Пельтцер подводила, а острый язычок — нет. Как-то актрисе предложили поместить ее фото на рекламе сигарет. Она отказалась, хоть в деньгах, конечно, нуждалась: «В молодости я мечтала, чтобы мои портреты были на всех афишах Москвы. А теперь... лишь бы не на туалетной бумаге!» «Ты — мне, я — тебе». 1976 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

После этого они с Новиковым на много лет подружились. Пельтцер могла простить людям любую правду-матку, лишь бы она не ставила под сомнение ее актерский талант. К этому она относилась болезненно… «Как ты думаешь, кто лучше сыграл бы эту роль, Раневская или я?» — спрашивала меня Татьяна Ивановна. «Смотря чего хотел добиться режиссер… — уклончиво отвечал я. — Если нужно побольше драматизма, — возможно, Фаина. А если чтоб было посмешней, вероятно — вы… Иногда это даже трудней».

Татьяна Ивановна абсолютно не собиралась покидать Театр сатиры. Роли у нее были и после семидесяти лет, Плучек полноценно занимал ее в репертуаре и вообще относился к ней очень неплохо. Многие до сих пор вспоминают нелепый скандал, который произошел на совершенно будничной репетиции. Выйдя из себя по какому-то поводу, Татьяна Ивановна послала режиссера по матушке при всех и в сердцах написала заявление по собственному. А Плучек так обиделся, что, к общему удивлению, это заявление подписал. Так Пельтцер осталась без работы…

Выручил Марк Захаров, пригласив ее в Театр Ленинского комсомола. К сожалению, здесь актриса, по-прежнему демонстрируя буйный нрав, больших художественных достижений уже не имела. Хотя блестяще сыграла у того же Марка в кино, в «Формуле любви». А на сцене ее стала подводить память. Ей пытался помочь ее «вечный должник» Саша Абдулов. Он подсказывал Татьяне Ивановне текст, выслушивал ее жалобы, сочувствовал, давал советы. Как-то раз Пельтцер посетовала: «Что мне делать, я перестала узнавать людей?» — «А вы встречайте всех как родных!» — ответил Абдулов. С тех пор она даже незнакомых на всякий случай обнимала и говорила: «Ох ты мой родной, как твои дела?»… Память подводила, а острый язычок — нет. Как-то уже очень постаревшей Пельтцер предложили поместить ее фото на рекламе сигарет. Она отказалась, хоть в деньгах, конечно, нуждалась: «В молодости я мечтала, чтобы мои портреты были на всех афишах Москвы. А теперь... лишь бы не на туалетной бумаге­!»

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Прогноз на апрель 2024 года по дате рождения
«В этом году апрель связан с числом 3 и поэтому обещает стать месяцем новых идей и открытий, спонтанных решений, незапланированных поездок и путешествий. Это время, когда можно переосмыслить свое отношение к жизни, даже если не все аспекты можно изменить», — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог