Сергей Пускепалис: последнее интервью актера

За пару недель до трагической смерти актер встретился с журналом «7 Дней» и поговорил о жизни, работе и своей грядущей премьере.
Инна Фомина
|
20 Сентября 2022
Сергей Пускепалис.Фото
Сергей Пускепалис
Фото: photoxpress.ru

— Сергей, на экраны 6 октября выходит новый фильм с вашим участием «Сердце пармы» — экранизация романа Алексея Иванова о князе Михане, рожденном на языческих таежных землях, которому предстоит защищать свой мир от тех, кто придет с мечом в поисках богатств и новых земель. Эту картину Антона Мергедичева показали на открытии ММКФ. Впечатляет не только актерский состав — кроме вас там снялись Александр Кузнецов, Евгений Миронов, Виталий Кищенко, Федор Бондарчук, но и размах съемок (построенные в Пермском крае масштабные декорации древнего города после съемок стали туристическим объектом). А что для вас на этом проекте стало самым сложным?

— Непросто было ездить на коне. Но это всегда сложно, потому что лошади — создания высокие, с них можно упасть и получить серьезную травму. К тому же в «Сердце пармы» кони у нас постоянно менялись — в зависимости от места съемок. На самом деле, самым отягчающим обстоятельством для меня в этом проекте была борода, точнее бороды. Их у моего героя, воеводы Полюда, было несколько: мой персонаж проживает на экране большой временной отрезок, его внешность меняется. Так вот, мне постоянно клеили на лицо «растительность», которая по-разному себя вела в разных температурных режимах — мы снимали и в летний зной, и в лютые морозы. А вот в батальных сценах никаких трудностей не было: спасибо блестящим каскадерам во главе с Дмитрием Тарасенко... Место, где мы снимали, — это поселок Губаха, очень известный горнолыжный курорт в Пермском крае. Там невероятно красиво.

— Сейчас в вашей фильмографии десятки главных ролей. Притом что начали вы с эпизодов и пришли в кино поздно — в 35 лет...

— Мне, конечно, хотелось поучаствовать в кинопроцессе, очень интересно было увидеть, как там все происходит, но так уж сложилось. Первой моей киноработой стала маленькая роль у Алексея Учителя в картине «Прогулка». Там у меня был финальный эпизод с потрясающим Юрой Степановым, актером «Мастерской Фоменко».

— Понравились себе на экране?

— Я всегда исподлобья смотрю на себя на экране, потому что мне кажется, что в жизни я лучше, интереснее, многообразнее. Шучу, конечно. Просто я очень критически к себе отношусь. Для меня огромных усилий стоит начать смотреть фильм, где я снялся. Делаю это в одиночестве и не испытываю в этот момент наслаждения... А первая моя большая роль случилась в фильме «Простые вещи». Его режиссер Алексей Попогребский стал моим крестным отцом в кино.

Сергей Пускепалис со Светланой Ходченковой
Со Светланой Ходченковой в фильме «На острие». 2020 г.
Фото: СЮЗАННА ДАРНИ

— Как вы попали в эту картину?

— Благодаря моему сыну Глебу. В 9 лет он начал сниматься у Алексея в фильме «Коктебель», а я сопровождал ребенка на съемках. Там и познакомился с Попогребским. Через три года он пригласил меня в «Простые вещи», а потом в фильм «Как я провел этим летом»...

— Который завоевал три статуэтки «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале: жюри наградило оператора Павла Кос­томарова и двух актеров — вас и Григория Добрыгина.

— Кстати, три медведя присутствовали и на съемках, только не серебряные, а настоящие, белые. Съемки шли на Чукотке, на полярной станции Валькаркай, а некоторые сцены — на мысе Шелагский, на самой северной точке полуострова. Так вот, однажды мы увидели неподалеку медведицу с двумя медвежатами — они мигрировали вдоль побережья. На станции висели методички, как вести себя при встрече с белыми медведями, и там пункт номер один был такой: «Лучше с ними не встречаться»... В этой картине пришлось побыть гримером. Мой герой обходился без грима и внешне почти не менялся, в отличие от персонажа Добрыгина, который становился другим человеком — и внешне, и внутренне. Везти в такую даль гримера для одного актера было накладно. Поэтому в Москве прекрасный мастер Наталья Ангелова поэтапно разработала меняющийся грим и прически Гриши. Она мне подробно все объясняла, мы фотографировали все детали. И потом, на Чукотке, следуя этим инструкциям, я Добрыгина гримировал. К съемкам вообще шла очень серьезная подготовка. Например, готовил нам повар, который раньше работал на полярной станции в Антарктиде. Конечно, бытовая обстановка была не совсем привычная. Мылись — в бане — и стирались раз в неделю, по субботам. Но на съемках я на все это внимания не обращаю. К слову, я в детстве жил на Чукотке: отец там работал в геологической партии. А мама у меня штукатур-маляр.

— Родители были далеки от актерского искусства, как же вы выбрали эту профессию?

— Когда после Чукотки мы переехали в Железноводск, я попал в театральную студию при Доме пионеров, которой руководила удивительный педагог Галина Касьянова (она, к сожалению, недавно умерла, ей было за 90). Там была такая интересная компания! С нами занимались актерским мастерством, мы ставили спектакли — я играл Короля в «Любви к трем апельсинам». А вот настоящего театра толком и не видел. Однако после 8-го класса поехал в Саратов и поступил в театральное училище на курс Юрия Киселева — великого театрального деятеля, который полвека руководил местным ТЮЗом (театр теперь носит его имя).

Сергей Пускепалис в фильме «Сердце пармы» (второй справа)
«Кони у нас постоянно менялись — в зависимости от места. Такие съемки это всегда сложно, лошади — создания высокие, с них можно упасть...» В фильме «Сердце пармы» (второй справа)
Фото: Централ Партнершип

— В 15 лет уехали из дома?

— Да, вместе с товарищами снимал какие-то углы. Но я был при­учен к самостоятельности: на Чукотке много времени проводил без родителей — они часто уезжали на работу... После училища пошел в армию — мыслей «откосить» тогда ни у кого не было. Прослужил три года на эсминцах, демобилизовался в звании старшина первой статьи.

— А чего в плавании, далеко от земли, больше всего не хватало?

— Женщин. (Смеется.) Когда вернулся в Саратов, более десяти лет проработал актером в ТЮЗе. А потом окончил режиссерский факультет ГИТИСа, курс Фоменко. Мне очень нравилось тотальное жизнелюбие Петра Наумовича. Любовь к жизни, воспевание ее были основной его чертой, и она мне близка. А еще с нами занимались потрясающие Сергей Женовач и Евгений Каменькович.

— Среди мэтров, с которыми вы работали, был и Табаков.

— В театре Олега Павловича я поставил «Женитьбу Белугина», а потом в МХТ, которым он руководил, — «Прошлым летом в Чулимске» по Вампилову и «Дом» по Гришковцу. Когда Олег Павлович приближал к себе кого-то, позволял что-то делать в своих театрах, это уже было наградой: значит, человек что-то из себя представляет. Наше сотрудничество с Табаковым вспоминаю с огромным теп­лом, потому что оно было очень корректным, очень товарищеским, чутким и деликатным. Когда он мне звонил, говорил: «Это звонит тебе актер театра и кино Олег Табаков».

Сергей Пускепалис
«В «Сердце пармы» у моего героя воеводы Полюда внешность меняется. И мне постоянно клеили на лицо разные бороды»
Фото: Централ Партнершип

— Сейчас вы возглавляете Ярос­лавский театр имени Федора Вол­кова...

— Старейший в стране — мы вступили в 273-й сезон! Нам присвоен статус особо ценного объекта культурного наследия, именно у нас в 2018 году прошла церемония открытия Года теат­ра в России, на которой присутствовал президент. В будущем мы ожидаем масштабной реставрации. А пока готовим пять премьер и проводим наши традиционные фестивали: Волковский под девизом «Русская литература на сцене Первого Русского театра» и молодежный «Будущее театральной России», где покажем дипломные спектакли театральных вузов и при помощи актерской биржи поможем трудоустроить выпускников.

— Как удается сочетать съемки и руководство театром?

— А что тут сложного: от Москвы до Ярославля на поезде четыре часа. К тому же в театре у меня сложилась очень хорошая команда. А еще теперь я ограничиваю себя в съемках, чтобы больше времени уделять театру: сегодня работаю в тех картинах, о которых договорился до прихода на эту должность. Кстати, у нас, в Ярославле, снимается очень много фильмов, здесь потрясающая архитектура, можно снимать разные исторические эпохи. Сам в свое время в Ярославле снялся в четырех картинах. Так что наш город очень серьезная киноплощадка.

— Сергей, ваш отец — литовец, у вас редкая фамилия. Бывали случаи, чтобы ее коверкали?

— Конечно, не раз! Однажды, помню, написали «Пускепалец». Но я никогда не обращал на это внимания. Всегда говорил по этому поводу: «Мою фамилию трудно запомнить, но уж если запомнил, не забудешь».

События на видео
Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая