Полина Лазарева: «Бабушка и папа были у меня в рабстве»

Популярная актриса стала первой героиней нашей новой рубрики «Яблоко от яблони», в которой мы будем рассказывать о знаменитых семьях, где профессия передается от родителей к детям.
Инна Фомина
|
03 Марта 2024
Полина Лазарева
В сериале «Многодетство». 2024 г.
Фото: Пресс-служба START

Полина Лазарева — представительница четвертого поколения артистической династии.

— Полина, вы играете в прославленном Театре имени Маяковского и при этом успеваете много сниматься в кино. Например, в онлайн-кинотеатре START недавно начался показ сериала «Многодетство»…

— В котором я, как ни странно, играю многодетную маму! Не знаю, как получилось, что меня утвердили на эту роль. На мой взгляд, я совершенно не похожа на женщину, у которой пять ребятишек. Иногда мне кажется, что мои старшие кинодети выглядят взрослее меня. (Смеется.) Но воспоминания о съемках у меня самые теплые: собралась очень хорошая команда, два месяца мы снимали в Торжке — по сюжету большое семейство переезжает из тесной московской квартиры в провинциальный городок. Я очень люблю маленькие города. В провинции есть свое уникальное очарование и прелесть. Я много езжу по стране — и по работе, и по собственной инициативе, и это мне очень нравится. Полезно выезжать из суетливого мегаполиса, где все куда-то спешат, не замечают друг друга, опаздывают и ссорятся, в уголок тишины, размеренности и спокойствия...

На съемках я впервые в жизни доила корову. Доярка, конечно, из меня получилась так себе. Было очень жалко несчастную буренку, которая несколько дублей терпела, что я дергаю ее за вымя. Я боялась, что сделаю ей больно, но удивительной выдержки оказалась корова! Она стоически вынесла не только мои неумелые руки, но и огромное количество людей и осветительных приборов вокруг себя.

— С недавних пор вы не только киноактриса, но и режиссер!

Интересный факт

Полина Лазарева вышла на сцену, когда еще ходила в детский сад. Она принимала участие в постановках театров, где работали ее отец («Ленком») и бабушка с дедушкой (Театр имени Маяковского). Правда, по словам Полины, тогда ей больше всего нравилось то, что из-за участия в спектаклях она могла не ходить в садик, а потом и в школу. Полина даже регулярно получала небольшой гонорар. Который у нее иногда... занимали собственные родители.

Полина Лазарева с Александром Лазаревым-старшим и Светланой Немоляевой
С Александром Лазаревым-старшим и Светланой Немоляевой. 2010 г.
Фото: Legion-media

— У меня не поворачивается язык назвать себя режиссером. В моем понимании, режиссер — это что-то такое очень умное, взрослое и опытное. Все-таки я выросла в актерской семье, где к этой профессии все всегда относились с большим пиететом. Случилось так, что я неожиданно для самой себя написала сценарий. И мне захотелось, чтобы на основе этого сценария сняли фильм. Сначала я надеялась, что его кто-то снимет, я же сыграю главную роль. Но все вышло не так. Написать сценарий или сыграть роль намного проще, чем найти финансирование для фильма. За месяцы и годы поисков я успела получить диплом Высших режиссерских курсов — подумала, что с ним буду солиднее выглядеть на площадке. (Улыбается.) Так что все кончилось тем, что кино по своему сценарию «Чайка» я стала снимать сама...

— Это экранизация чеховской пьесы?

— Нет, Чайка — это фамилия главного героя, писателя. Но мне как раз очень нравится, что возникает такая обманка. Наша картина не имеет никакого отношения к Чехову, это современная история, но лично у меня все же возникают ассоциации с Тригориным и Ниной Заречной.

— Какие задачи вам было труднее решать — творческие или организационные?

— Безусловно, организационные. Кинопроцесс устроен так, что ты как будто уже опоздал. Приходишь на площадку, а у тебя все пошло не по плану: и погода не та, и нужный прибор не привезли, и артист плохо себя чувствует. Режиссер бесконечно занимается десятками вопросов, на творчество остается катастрофически мало времени и сил. В какие-то моменты безумно устаешь от давления обстоятельств. И от того, что четыре года готовилась, вела работу над картиной, а за одну секунду все твои надежды могут улететь в пропасть и нет возможности ни переснять, ни переделать. Время-деньги-аренда-нервы. В кино второго шанса нет. То есть возможно снять еще один или два дубля, но не более того. В театре с артистами можно порепетировать, а в кино бесконечная гонка, все куда-то бегут, опаздывают...

Полина Лазарева с Павлом Савинковым и юными актерами Иваном Бычковым, Никитой Родионовым, Матвеем Шереметом, Верой Чернявской и Капитолиной Соболь
«Не знаю, как меня утвердили на эту роль. На мой взгляд, я совершенно не похожа на женщину, у которой пять ребятишек» С Павлом Савинковым и юными актерами Иваном Бычковым, Никитой Родионовым, Матвеем Шереметом, Верой Чернявской и Капитолиной Соболь в сериале «Многодетство». 2024 г.
Фото: Пресс-служба START

— Режиссеру-дебютанту, наверное, сложно вдвойне…

— Конечно! У меня же не было и нет режиссерского авторитета, равно как и опыта. Лишь неуемная жажда работы и желание завершить задуманное. Меня к тому же пугал еще и тот факт, что на площадке находились два опытных и талантливых режиссера: Юра Быков (исполнитель главной роли) и Влад Фурман (генеральный продюсер проекта). Оба они активно снимают, понимают и знают процесс. И я, дебютантка, девочка, которая ничего толком не умеет, но трясется над своим замыслом и не позволяет никому никуда влезать. Надо отдать должное Юрию Быкову, что он проявил невероятную деликатность и восхитительно исполнил главную роль. Но история моя и мой дебют. Я готова взять ответственность за все свои ошибки и недочеты, и в итоге я могу с уверенностью сказать, что фильм получился таким, каким я хотела его увидеть.

— А какие гонорары получили сыгравшие в «Чайке» бабушку и отца главной героини Светлана Немоляева и Александр Лазарев — ваши знаменитые бабушка и папа?

— Никакие — они были у меня в рабстве. (Смеется.) Мало того что они ничего не получили, так еще им самим пришлось потратиться: приезжали в Петербург за свой счет, оплачивали гостиницы и иногда еще работали курьерами, доставляя мне на площадку недостающий реквизит. Кстати, именно бабушка посоветовала мне взять на главную роль Веру Кинчеву. Мы давно знакомы, параллельно учились в ГИТИСе и работали в Маяковке, но почему-то я не догадалась предложить Вере главную роль. Так что можно сказать, что бабушка поработала еще и кастинг-директором. Задействованы в процессе были и друзья! Оператор — друг детства Иван Алимов, художник — моя близкая подруга Ольга Никитина, исполнительница роли мамы — великолепная Олеся Железняк, в роли телеведущей — харизматичная Ирада Зейналова. За кадром тоже «мои» люди, которые были или стали моими друзьями. Все это было забавно и трогательно, я очень благодарна семье и друзьям за то, что они меня поддержали — прежде всего психологически. Они действительно верили в меня гораздо больше, чем я. Семья — это вообще моя опора...

— Помимо бабушки и отца, ваша кинодинастия — это и актер Александр Лазарев-старший (ваш дедушка), и режиссер и сценарист Владимир Немоляев (прадедушка), и младший брат вашей бабушки оператор Николай Немоляев. И это еще не все родственники, работавшие в кино и в театре! Скажите, а какие фамильные черты Лазаревых — Немоляевых вы в себе ощущаете?

Александр Лазарев с женой Алиной
«От отца я переняла неловкость и неуклюжесть. Мы с ним всегда найдем, где упасть, куда врезаться головой, что сломать или разбить. Наши с папой «несчастные случаи» — сюжет для плохой французской комедии» Александр Лазарев с женой Алиной
Фото: Архив «7 ДНЕЙ»

— Мой младший брат Сергей — продюсер по образованию и тоже помогал мне во время съемок... Ну, мы все разные. Дедушка был очень мягким и отходчивым. Бабушка — эмоциональная, оптимист, не злится ни на людей, ни на жизнь. А я явно пошла в папу. Я такой же пессимист и люблю заниматься самокопанием и самокритикой.

А еще от отца я переняла неловкость и неуклюжесть. Мы с ним всегда и вез­де найдем, где упасть, куда врезаться головой, что сломать или разбить. Наши с папой «несчастные случаи» — сюжет для плохой французской комедии. Сережа в маму — легкий и находчивый. К тому же у нас в семье иногда возникают некие «рифмы». Например, в тот момент, когда я работала над «Чайкой», папа впервые пробовал себя как режиссер — в «Ленкоме». Сначала он возобновил знаменитую «Поминальную молитву» — долго, скрупулезно этим занимался, преодолевая много препятствий. Потом взялся за постановку спектакля «Бег», а сейчас так вообще возглавил Театр армии. Нас практически одновременно потянуло в режиссуру. Но папин шаг шире.

— А хороший голос у вас от кого? Вы же иногда даете концерты с джазовым коллективом...

— А вот тут непонятно, потому что у большинства членов моей семьи слух, мягко говоря, неидеальный. Однако бабушку это не смущает: если ей хочется петь, ничто ее не остановит. Папа другой, у него какой-то внутренний барьер. Хотя у него очень красивый тембр, и если бы он серьезно занимался вокалом, то достиг бы больших успехов, уверена. В некоторых спектаклях «Ленкома» он здорово пел.

Ну а я почему-то пела с детства. Но основы музыкальной грамоты не освоила в силу своего упрямства и лени. Впервые в музыкальную школу меня отвели в пять лет. Я ходила туда со слезами и рыданиями. Через несколько месяцев мама решила, что это большая психологическая нагрузка, и меня перевели в музыкальную школу попроще, но и там повторилось то же самое: проблема была во мне и в моем характере, который я проявляла даже в таком нежном возрасте. Ну не хотела я заниматься сольфеджио, и все.

Александр Лазарев-старший и Светлана Немоляева с сыном Сашей
Александр Лазарев-старший и Светлана Немоляева с сыном Сашей на отдыхе. Начало 1970-х
Фото: из личного архива Полины Лазаревой

Наверно, у меня некая музыкальная дислексия — я не умею читать ноты. Теоретически все понимаю, но практически — не могу. Пению это не очень мешает, я учу мелодии на слух. А вот то, что я не владею музыкальными инструментами, — мое упущение и глупость. А ведь все детство бабушка твердила: «Ты не понимаешь, как это пригодится! Потом нас будешь ругать — мол, почему вы меня не заставляли ходить в музыкальную школу?» И дед говорил: «Представь: ты придешь в компанию, достанешь гитару и саккомпанируешь себе! Как здорово!» Я представляла себя с гитарой в руках, понимала, что выглядеть это будет глуповато и никто не упадет в обморок от моих музыкальных навыков, кроме бабушки и дедушки. И продолжала стоять на своем, активно бастуя против сольфеджио. В итоге так и не освоила ни один инструмент. Теперь, конечно, жалею об этом. Но с другой стороны — что мне сейчас мешает взять педагога и научиться на любительском уровне аккомпанировать себе? Ничего! Но я до сих пор этого не делаю...

— Какие еще семейные черты вы переняли?

— Склонность к сомнению и принижению своих способностей, этого не отнять. Но, если искать какие-то положительные черты, то я думаю, что это работоспособность. У меня что-то может получаться или не получаться, но, будучи по гороскопу Тельцом, если я что-то для себя решила, могу стену снести, если она стоит на моем пути. Вот это у меня явно фамильное.

Я родилась в 1990 году, какие-то подробности той эпохи уже стерлись из памяти. Но я помню, как бабушка с дедушкой, помимо того что всегда очень много работали в Театре имени Маяковского и снимались, бесконечно ездили по стране с концертами, чтобы заработать. В годы, когда полки магазинов были пустыми, с ними расплачивались продуктами. Помню, как однажды бабушке и дедушке за выступление дали огромный мешок сахара. И мы были счастливы, надолго хватит! Мешок стоял у нас в коридоре. Им, конечно, повезло, их очень любили зрители, старались как-то помочь, часто из любви к искусству продавали что-то дефицитное...

— У вас принято критиковать или хвалить те или иные работы друг друга?

Полина Лазарева
«Взять на главную роль Веру Кинчеву мне посоветовала именно бабушка. Так что можно сказать, что она поработала еще и кастинг-директором на моем фильме» Вера Кинчева в фильме Полины Лазаревой «Чайка». 2023 г.
Фото: М.Соколова/из личного архива Полины Лазаревой

— У нас в этом смысле очень приторная ситуация. Мы все — актеры и прекрасно понимаем, как сильно критика может ранить, «подрезать крылья». Поэтому если кто-то и делает замечание или дает совет, то аккуратно. Но я из тех, кто во всем ищут подвох, подозревают, что им чего-то недоговаривают, а на самом деле все ужасно. При этом мне очень важна домашняя поддержка. Артисты — создания нежные, ранимые.

— Скажите, а всегда ли легко быть частью такой популярной артистической династии?

— Я понимаю, что меня всегда будут сравнивать с моей семьей. И это надо принять. А что касается трудностей... Сейчас детские и юношеские комплексы по поводу известной фамилии и слова «блат» я переросла. Когда поступала в ГИТИС на курс Олега Львовича Кудряшова, очень остро реагировала на любой пустяк. Я оказалась самой младшей на курсе. Так вот, в начале обучения в перерыве между занятиями я заснула — сидела в уголке и отключилась. На первом курсе я часто боролась со сном, потому что мой организм с непривычки с трудом справлялся с большими институтскими нагрузками. Занятия шли по 12 часов, а порой и больше. И вот я слышу сквозь сон, как две-три однокурсницы обсуждают остальных ребят и девочек. 

Доходят до меня: «Ну, с Лазаревой все понятно, она блатная». Мне так обидно стало: они вынесли вердикт, практически меня не зная. Подумала: «Что я вам сделала, мы же только что познакомились? Почему уже заранее меня не любите?» И потом из-за подобных высказываний я переживала. Лишь со временем поняла, что острота реакции связана не с позицией людей, а прежде всего с моим собственным само­ощущением. В глубине души я себя не принимала, казалось, что я недостойна, неталантлива. И ворох комплексов разрастался. Сейчас я увереннее стою на ногах, знаю, что могу, а на что не способна. Сыграв в театре за 13 лет немало ролей, могла бы расслабиться по этому поводу и не комплексовать. Но я все же не расслабляюсь. (Смеется.)Как видите, наоборот, решила попробовать себя там, где опять ничего не знаю, ничего не умею, — в режиссуре. Но мне это интересно.

— Кстати, а кто из членов вашей большой семьи готовил вас в театральный?

Интересный факт

Курс Олега Львовича Кудряшова в РАТИ (ГИТИСе), на который в 2006 году поступила Лазарева, оказался очень востребованным. Среди однокурсников Полины сразу несколько популярных ак теров театра и кино: Григорий Добрыгин, Егор Корешков, а также Макар Запорожский и Яна Гурьянова. К с лову, на курсе Лазарева была самой молодой студенткой: она окончила школу экстерном, и на момент поступления ей едва исполнилось 16 лет.

Александр Лазарев и Светлана Немоляева
Александр Лазарев и Светлана Немоляева на съемках фильма «Чайка». 2023 г.
Фото: из личного архива Полины Лазаревой

— Дедушка, только у него хватило на это терпения... На самом деле до выпускного класса я не понимала, чем хочу заниматься. Хотя театр обожала с детства, для меня театр был праздником. Я же участвовала в спектаклях и даже получала в кассе гонорары. С бабушкой и дедушкой, с папой ездила на театральные гастроли, как маленькая актриса. Так вот, несмотря на мое закулисное детство, вся семья думала, что я свяжу жизнь с вокалом. А я в какой-то момент спросила у папы, когда начинаются вступительные экзамены в театральные вузы. Он уронил голову на руки и сказал: «Ну все...» Но и тогда я не ощущала того, что называют «умираю, как хочу быть артисткой». Просто решила попробовать. И так все случилось, что я с первого раза поступила. Честно говоря, испытываю огромное сострадание к педагогам актерских факультетов, которые вынуждены отсматривать полстраны. Ведь так сложно за считаные минуты что-то разглядеть в растерявшемся, испуганном абитуриенте, так легко пропустить какого-то талантливого, так больно отказывать, глядя в горящие глаза. Во многом это лотерея, как и вся дальнейшая актерская судьба.

— Ваша актерская судьба вот уже 13 сезонов связана с Театром имени Маяковского. А ваша бабушка, любимая народом Светлана Немоляева, работает там уже 65 лет!

— Да, это просто невероятно. Мне, кстати, легко и приятно сниматься или играть на одной сцене с родными людьми или когда они сидят в зале. С бабушкой мы делим одну гримерку, которая за эти годы стала напоминать шкатулку с драгоценностями — столько дорогих бабушкиному сердцу реликвий там скопилось. Афиши, бесконечные фотографии, портреты, открыточки, подарочки. И у каждой вещи своя история. Вот эту вазочку бабушка и дедушка привезли в 1967 году из Чехословакии. А это фото сделано несколько лет назад в Париже, когда бабушка представляла фильм. Сейчас мы с бабушкой часто ездим на гастроли, однажды оказались в эпицентре забастовки «желтых жилетов» во Франции. И после презентации фильма в кинотеатре на Елисейских Полях не смогли оттуда выбраться — толпа перекрыла вход. В кинотеатре опустили решетки на окнах, мы видели, как протестующие дерутся с полицией, а та пускает дымовые шашки. Я дико нервничала, а бабушка и бровью не повела, сидела и спокойно пила шампанское... Так вот, вещи и воспоминания… Памятных бабушкиных вещей в гримерке масса, но все удивительным образом помещается в маленькой комнатке.

— А у вас много памятных вещей?

— Нет, потому что не хочу обрастать всем этим, тем более что в гримерке и так некуда ногу поставить. (Смеется.) Может быть, с возрастом и начну что-то хранить. Но пока предпочитаю свободное пространство — дома ничего лишнего у меня нет.

Интересный факт

Подготовкой Полины в театральное училище занимался ее знаменитый дедушка, народный артист Александр Лазарев-старший. В свое время он готовил в театральный вуз и племянницу Светланы Немоляевой Анастасию (самая известная ее кинороль — в фильме «Курьер»). Любопытно, что Полина читала на вступительных стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», с которым в свое время поступал и ее отец.

Полина Лазарева со Светланой Немоляевой
«Бабушка — очень эмоциональная, а еще она оптимист и не злится ни на людей, ни на жизнь» Со Светланой Немоляевой в спектакле Театра им. Маяковского «Как важно быть серьезным». 2021 г.
Фото: Е. Кондратова/предоставлено Московским академическим театром им. Вл. Маяковского
Полина Лазарева
«Я понимаю, что меня всегда будут сравнивать с моей семьей. У меня что-то может получаться или не получаться, но если я что-то для себя решила, могу стену снести. Вот это у меня явно фамильное» На Первом международном кинофестивале «Герой и время» в Железноводске. 2019 г.

— А какие домашние традиции существуют у династии Лазаревых — Немоляевых?

— У нас обычная семья. Ну немного таборная — мы же постоянно в разъездах. И немного итальянская — любим шуметь! Наша главная традиция — вместе собираться на большие праздники на дальней даче в Абрамцево или на ближней, в доме другой бабушки — Наташи. У нас открытый дом и много друзей. Обязательно встречаем вместе Новый год, позже, 3 января, отмечаем день рождения деда. Его нет с нами вот уже почти 13 лет, но я уверена — он рядом... мы все это чувствуем и каждый раз получаем этому подтверждение.

Например, как-то дедушка подарил мне нательный крестик. Лет семь назад на съемках какого-то проекта пришлось его снять, и костюмер крестик потеряла. Я сильно тогда расстроилась, это был один из последних дедовских подарков. И вот спустя семь лет, буквально за пару недель до начала съемок «Чайки», мне звонит та костюмер: «У меня сломалась стиральная машина. Когда мастер ее разобрал, нашел там твой крестик...» Ну разве это не знак, что дедушка меня поддержал и благословил?! Я предпочитаю считать именно так. И так оно и есть.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Тест на настоящего детектива
Пройдите тест на логику и узнайте, какой из вас сыщик



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог