Ольга Прокофьева: «Гурченко смотрела на меня и молчала»

«Сын спросил: «Мама, а какую тебе роль дали у Бабкиной?» — я ответила: «Невесты...» — «Мам, извини,...
Павел Соседов
|
25 Января 2023
Ольга Прокофьева: «Гурченко смотрела на меня и молчала»
Фото: из личного архива Ольги Прокофьевой

«Сын спросил: «Мама, а какую тебе роль дали у Бабкиной?» — я ответила: «Невесты...» — «Мам, извини, пожалуйста…» Он зажал руками рот и ушел хохотать в соседнюю комнату. И тогда я прокричала вдогонку: «Но в первом акте я — мать!» — рассказывает актриса Ольга Прокофьева.

— Ольга, роль Жанны Аркадьевны в сериале «Моя прекрасная няня» стала вашей визитной карточкой.

— Конечно, я благодарна, что в моей жизни была «Моя прекрасная няня». И когда про сериал или эту роль говорят какие-то теплые слова, я теперь всегда отвечаю: «Спасибо, я все передам Жанне Аркадьевне». У сериала счастливая судьба — он лет 15—16 не сходил с телеэкранов, перекочевывая с канала на канал. И сегодня он снова в эфире.

— Как проходил кастинг?

— В течение шести или семи месяцев мне регулярно то попадались листочки с приглашением на кастинг, то персонально звонили и приглашали. Всякий раз я приезжала, и для проб давали практически один и тот же текст, менялись лишь люди за камерой. Когда в начале лета 2004-го мне в очередной раз позвонили, я была в другом городе и ответила: «Знаете, я, наверное, не приеду, потому что меня уже раза три пробовали». В августе вернулась в Москву, и наутро после рейса опять звонок: «Вы могли бы сейчас подъехать? Прилетел представитель Sony Pictures Television — будут заключительные пробы». Никакого желания ехать не было, но мой профессиональный опыт одержал верх, и я оказалась на студии. На этот раз играли сцену с Борей Смолкиным и Настей Заворотнюк, которая тоже еще не была утверждена. А на следующий день я услышала заветное: «Приезжайте обсуждать условия и подписывать контракт».

— Условия чем-то отличались от других проектов?

Ольга Прокофьева с Сергеем Жигуновым и Анастасией Заворотнюк
«Когда мы уже сдружились с Сережей Жигуновым, он над нами подтрунивал: «У вас на лбу написано, что вас, девчонок, можно обдурить!» С Сергеем Жигуновым и Анастасией Заворотнюк на съемках сериала «Моя прекрасная няня 2». 2008 г.
Фото: Юрий Феклистов

— Да, отличались, но в худшую сторону. (Улыбается.) У нас с Настей были самые низкие гонорары. Даже приглашенные на малюсенький эпизод артисты получали больше. Когда мы уже сдружились с Сережей Жигуновым, он над нами подтрунивал: «У вас на лбу написано, что вас, девчонок, можно обдурить!» Первый договор был подписан практически на год, и все это время мы зарабатывали по минимуму. Потом, когда сериал раскрутился и под него пошла реклама, Сережа взял нас за руки: «Значит, так, девчонки, садитесь «за парту», буду вас учить, как нужно вести дела...» Он сказал, что теперь мы уже артисты, которых знает страна, и объяснил, сколько можно зарабатывать на рекламе, и так далее. А у меня ведь и киноагента тогда даже не было…

— Какая обстановка сложилась на площадке?

— Первое время условия были очень тяжелыми — без преувеличения спартанскими. Киностудия «Амедиа» строилась буквально на наших глазах. У нас до зимы «удобства», извините, были на улице. Потом, когда наступили морозы, над нами сжалились и придумали уже какой-то туалет в помещении. Притом что съемки шли в огромном павильоне, гримерочка у нас с Настей была крошечная — одна на двоих. Там помещался столик и маленький диванчик — на таком отдохнуть можно, только если поджать ножки под себя. Гримерку эту выгородили фанерой прямо внутри павильона, поэтому мы слышали все, что происходит снаружи. А сам гигантский ангар невозможно было протопить. За кадром стояли огромные тепловые пушки, но на время съемки их выключали, так как они очень шумели. Поэтому мы с Настей репетировали все время в накинутых шубах или куртках, в шерстяных нос­ках, иногда даже в варежках. Бывало, что и пар шел изо рта. Но во время дуб­ля приходилось скидывать весь наш «утеплитель» и порхать в кадре в вечерних платьях. А у меня от холода нос все время краснел, и гримерам приходилось постоянно его припудривать.

— Артисты поддерживали друг друга?

— Мы очень дружно сосуществовали, вместе радовались, когда оканчивались съемки очередного блока. Примерно после 15-й серии стало понятно, что зрители втянулись. Нам называли какие-то сумасшедшие рейтинги. Что, конечно, очень вдохновляло, особенно нас с Настей — еще не засвеченных артисток. Сережа-то наш и до этого был известный «гардемарин». Стайки поклонниц ждали его на выходе из павильона. Поначалу на съемочной площадке Жигунов держался немножко отстраненно. Все безумно уставали, и однажды на съемках первых серий Сережа на мне сорвался — накричал, я обиделась. Приходит на следующий день: «Прокофьева, иди сюда. Я сказал жене, что с тобой поссорился. А она заявила, что я дурак — с Прокофьевой ругаться нельзя. Мол, ты лучше всех. Давай мириться!» С Верочкой — в то время женой Сережи — мы были знакомы с юных лет, занимались в одном драмкружке города Одинцово. Правда, Вера была уже студенткой «Щуки», когда я пришла в драмкружок. Но со временем мы сдружились.

Сергей Жигунов — человек поступка! Он нередко устраивал нам сюрпризы. Например, говорил в обед: «Поехали, тут рядом я нашел хороший ресторанчик». Угощал нас. А на Новый год притащил живую елку — установили ее в холле, куда выходили наши гримерки. Со временем мы привыкли к нашим спартанским условиям и уже не обращали на это внимания. Есть фотографии, как мы летом прямо возле павильона жарим шашлыки рядом с какими-то мусорными баками. Так мы 20 июня отмечали мой день рождения... В общем, устраивали себе праздники, поскольку фактически жили на студии — съемки шли почти в еже­дневном режиме.

Ольга Прокофьева с Алексеем Кирющенко и Борисом Смолкиным
С режиссером сериала «Моя прекрасная няня 2» Алексеем Кирющенко и Борисом Смолкиным на съемках. 2008 г.
Фото: Антон Тушин/ТАСС

— То есть вам пришлось на какое-то время от театра отказаться?

— Нет-нет. Я единственный человек, кто не отказался, — Господь, наверное, помог справиться с этой нагрузкой. Боря Смолкин на время съемок из Санкт-Петербурга переехал в Москву, ему снимали квартиру недалеко от «Амедиа». Он изредка ездил в Санкт-Петербург играть лишь один спектакль в Театре комедии. Настя уволилась из «Табакерки». Сперва пыталась совмещать, но случился инцидент: из-за плотного съемочного графика она перепутала даты и не приехала на спектакль. В театре вышел скандал, пришлось написать заявление… Сережа практически никогда в театре не служил. И только я носилась вечерами со съемок в родной Театр Маяковского. А путь с киностудии неблизкий, к тому же, как известно, в Москве постоянные пробки… Я страшно нервничала, иногда бросала машину посреди дороги и на метро бежала. Один раз из-за меня на сорок минут задержали спектакль, а там были заняты сплошь народные артисты… Я бежала, летела, рыдала, звонила. Мне, конечно, по-человечески было очень стыдно. И выговоры мне выносили, и премий я лишалась. Но Сергей Николаевич Арцыбашев, в то время наш художественный руководитель, все это терпел — не уволил, поскольку хорошо ко мне относился. Спасибо ему!

— В итоге вы стали тотально узнаваемой. Это вас не раздражало?

— Когда кто-то подходит и теплые слова говорит, а твой автограф вдруг приводит человека в радостное состояние — как это может раздражать? Да, случались какие-то переборы в поведении некоторых личностей, особенно подвыпивших. У меня собралась смешная коллекция фотографий с незнакомыми людьми. Бывает, так застенчиво подходят, просят о фото, ты становишься рядом, а потом чувствуешь, как рука этого человека уже лежит у тебя на плече. Недавно после гастролей в Кирове я получила, наверное, самый сумасшедший комплимент. Одна девушка попросила сфотографироваться, а потом я увидела это фото в соцсетях, под которым она написала: «В детстве я мечтала быть няней Викой, но стала Жанной Аркадьевной».

Иногда на гастролях во время сложных ночных перелетов, если меня узнают сотрудницы аэропорта, а ВИП-зона пустует, я прошу разрешения провести туда своих коллег. Ведь в таких поездках усталость накапливается, и возможность какое-то время побыть в комфорте позволяет артистам оставаться в тонусе. Можно сказать, что в этом случае я пользуюсь своей узнаваемостью, но я это называю: «Включать волшебную силу искусства».

— Роль матери няни Вики сыграла Любовь Полищук. Какой она была на съемках?

Ольга Прокофьева
«Иногда меня спрашивают: «А что ты в выходные делаешь?» И я содрогаюсь, потому что никогда ни суббота, ни воскресенье у нас, артистов, не считались выходными»
Фото: из личного архива Ольги Прокофьевой

— С утверждением Любови Григорьевны случился казус. Нас собрали на первую читку, и когда она закончилась, Люба (а мы звали Любовь Григорьевну именно так, хоть и на «вы») подошла к продюсеру и сказала: «Я была абсолютно уверена, что буду играть Жанну Аркадьевну! Настраивалась именно на эту роль». Она мать играть не хотела, но все-таки продюсеры ее уговорили, объяснили, что они похожи с Заворотнюк и эта роль тоже одна из главных. И слава богу, что Полищук не отказалась, придумала себе гэканье, как у экранной дочки, и родилась очень яркая роль.

— Во время съемок Любовь Григорьевна начала болеть. Это было заметно, как-то отражалось на ­работе?

— Она все время жаловалась на боль в спине. Рассыпался позвоночник, где потом и поселилась онкология. Эта болезнь — огромное испытание: кто-то вдруг озлобляется на весь мир, а к кому-то спускаются ангелы — наступает прозрение, и человек проживает отведенное ему время в мудрости... По-моему, Любовь Григорьевна долго не знала своего диагноза. А болезнь уже начала ее «высушивать». Был период, когда Полищук не участвовала в съемках — лечилась, восстанавливала силы. Тогда в сценарий ввели роль ее сестры, которую предложили Нине Руслановой. В последних сериях, когда дело уже шло к свадьбе главных героев, много текста, предназначавшегося героине Полищук, переписывали на героиню Руслановой. А после ухода Любы из жизни в сериале появился папа Вики…

Как-то нас предупредили, что сегодня на съемки привезут Любовь Григорьевну. Снимались сцены, в которых присутствие матери было необходимо. Она приехала такой березкой! Конечно, Люба всегда была стройной, но тут стала будто прозрачной, и ей это шло. Худоба сделала ее еще красивее. Продюсеры предупредили режиссера Лешу Кирющенко, чтобы не перегружал артистку. Съемки с участием Любы продолжались несколько дней. А потом, когда Полищук попросили приехать на заключительные серии, буквально часа на два, она уже не смогла. И больше мы ее не видели…

— В проекте участвовало много приглашенных популярных артистов, некоторые появлялись в сериале в качестве камео — то есть в роли самих себя, — например, звезды эстрады.

— Знаю, что Филипп Киркоров с Аллой Пугачевой очень любили этот сериал. Они рассказывали, что всегда с нетерпением ждали очередную серию. И Киркоров сам позвонил в «Амедиа» и попросился принять участие в «Няне...». Конечно, продюсеры не стали упускать такой козырь, сценаристы сели за стол и написали серию для Филиппа. С тех пор, где бы мы с Киркоровым ни пересекались, он всегда ко мне кидается как к близкой родственнице. Что вызывает изумление у окружающих.

Ольга Прокофьева с Романом Мадяновым
С Романом Мадяновым в спектакле «Наливные яблоки». 2022 г.
Фото: Владимир Мышкин/Продюсерская компания «Аметист»

Такой же доброжелательный и Коля Басков, чудеснейший человек — у меня самые светлые впечатления о нем. Хотя на съемках «Няни...» у нас, по-моему, и не было общих сцен. Мы сдружились на телепрограмме «Субботний вечер», куда меня какое-то время приглашали соведущей. Как-то раз съемки выпали на 12 сентября — день рождения моего сына. Узнав это, Коля воскликнул: «Быстро давай сюда свой телефон!» И тут же наговорил моему сыну видеопоздравление. То же повторилось и через год, в этот день я снова оказалась рядом с Колей. И он снова записал поздравление: «Саша, я знаю, как ты вырос, мама мне все рассказывает, я за твоей судьбой слежу! У тебя такая потрясающая мама!»…

Есть при Совете Президента наградной отдел, и каждый год в эту комиссию приглашают выдающихся людей, которые обсуждают и утверждают присуждение званий и наград деятелям культуры. В этом году в комиссию вошел и Коля Басков. Другой мой известный коллега потом рассказал, что, когда на обсуждение вынесли присвоение мне звания народной артистки, Басков первый поднял большие пальцы вверх: «Во актриса! Даем, даем!» И в год столетия Театра Маяковского я стала народной артисткой России.

Низкий поклон и Геннадию Вик­торовичу Хазанову, который пришел поддержать «Няню...» одним из первых. В то время мы еще только изучали ситкомовский юмор. Леша Кирющенко, наш режиссер, подбирал ключики к этому жанру, фантазировал, экспериментировал. И тут появился Геннадий Викторович. Помню, мы рядом с ним даже зажимались. Настя мне шепнула: «Я как будто экзамен сдаю перед народным артистом». Но все прошло замечательно.

— В сериале снялись и многие ваши коллеги по Театру Маяковского. Это вы поспособствовали?

— У нас в группе был очень забавный парень — кастинг-директор. Иногда в конце рабочего дня он мне жаловался: «Боже, завтра нужно на такую-то роль актера привести, а я уже не знаю кого!» И я с удовольствием приходила на помощь — таким образом в эпизодах «Няни...» действительно переиграли практически все артисты труппы Театра Маяковского. Все мои подруги из гримерки: и Танечка Орлова, и Милочка Иванилова, и Татьяна Рогозина…

— Одну из ролей в «Няне...» играл Валерий Гаркалин, с которым вы потом очень много вместе работали.

Ольга Прокофьева с Валерием Гаркалиным
«Валера безумно тосковал по жене — срывался, случались рецидивы «русской болезни». Я старалась его лечить работой — хотя порой казалось, что у него на новый проект не хватит сил» С Валерием Гаркалиным на премии «Хрустальная Турандот». 2016 г.
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

— Валерий был моим ближайшим другом последние лет пятнадцать. А познакомились мы с ним как раз на «Няне...» — Гаркалин играл друга моей героини. Когда он появлялся в доме Шаталиных, я кидалась к нему навстречу, а он мне говорил: «Привет, ну как ты? Где ты? Кто ты?» Вот эта его фразочка стала нашим своеобразным паролем — впоследствии мы всегда ею друг друга приветствовали. Есть актеры, с которыми я мечтала поработать. Одной из них была Людмила Гурченко, и эта моя мечта сбылась. В том же списке был и Валера Гаркалин, потому что все его роли в Театре сатиры меня восхищали — это были феерические работы высочайшего качества исполнения. После мимолетной встречи в «Няне...» я мечтала об основательной совместной работе. И вроде бы нам даже случилось оказаться в одном театральном проекте, но я была вынуждена из него уйти. Стала ждать нового шанса. И вдруг мне поступило предложение от Московской филармонии сделать в рамках чтецкого абонемента свой вечер. Для меня это было в новинку, и я спросила: «Могу ли я сделать этот проект с кем-нибудь на двоих?» — «А с кем бы вы хотели?» — «Хочу предложить Валерию Гаркалину». — «Что ж, замечательно». Звоню: «Валера, предлагаю совместную программу сделать. Мне очень нравятся стихи Беллы Ахмадулиной. Хотелось бы в эту сторону…» Он спрашивает: «А откуда ты это знаешь?» — «Что — это?» — «Ахмадулина — моя любимая поэтесса!» И тут у нас все срослось.

Я с томиком Беллы Ахатовны приехала к нему домой, и он как начал читать ее стихи наизусть… Тут я и села. Прошу: «Валера, научи меня так Беллу читать!» И он научил. Когда программа была готова и с успехом прошла в Зале Чайковского, мы решили в качестве творческого вечера представить ее зрителям в регионах. Пригласили пианиста Александра Браже и артиста нашего театра Виталия Ленского, который великолепно поет. Вот такую «духовку» сами себе организовали. Как Валера читал «Плохую весну» в финале — просто до мурашек! Программа просуществовала больше 10 лет, вплоть до его ухода… Однажды Валера на гастролях потерял сознание прямо на сцене во время спектакля, в котором его партнершей была Татьяна Васильева. Клиническая смерть. Это было в июне, супруга Катя за ним все лето ухаживала и выходила. А осенью вдруг сама Катя стала резко худеть. И очень быстро угасла. Можете представить себе состояние Валеры, который только начал выкарабкиваться. Он безумно тосковал по жене — срывался, случались рецидивы «русской болезни». Я старалась его лечить работой — хотя порой казалось, что у него на новый проект не хватит сил. Мы вместе играли в спектаклях «Муж моей жены», «Наливные яблоки», последним стала «Кадриль» по Гуркину.

У нас были просто феерические поездки. Мы много разговаривали о творчестве, о театре, о великих людях. И тон всегда задавал Гаркалин, ему другие темы были не особо интересны. И даже в поезде вместо того, чтобы трындеть ни о чем, мы читали стихи… Еще я ему бесконечно благодарна за то, что он всегда был режиссером моих ролей. После каждого спектакля мы обязательно задерживались, и Валера устраивал дружеский «разбор полетов». Рядом с Гаркалиным ты понимал, что не на работу пришел, а занимаешься искусством, настоящим творчеством. Кстати, когда мы репетировали спектакль «37 открыток» со знаменитым польским кинорежиссером Кшиштофом Занусси, именно Валера — актер русской психологической школы, мастер эксцентрики и фарса — помог мне сделать роль ярче и глубже.

— Вы упомянули, что мечтали поработать с Людмилой Гурченко и ваша мечта сбылась.

— Да, в моем самом первом антрепризном проекте. И вообще в одной из первых антреприз на российской сцене. Режиссер спектакля Леня Трушкин какое-то время был актером в нашем театре, вот и пригласил меня в свой проект «Недосягаемая» с Людмилой Гурченко в главной роли. Людмила Марковна относилась ко мне очень приветливо. Она вообще уважала театральных актеров. Не раз повторяла: «Что вы мне говорите про киноартистов?! Вот кто настоящие артисты! — и кивала в нашу сторону. — В кино не получился тридцатисекундный дубль — сделали перерыв на два часа, слезу в глаз повесили, и переснимай хоть сто раз. А театральный артист вышел к зрителю и три часа на сцене. Никуда не уйдешь, заново кусок не сыграешь!»

Гурченко была фантастическим профессионалом и халтуры в работе не прощала. Однажды, когда спектакль уже был готов и шли лишь музыкальные репетиции, один артист не явился. Ей передали, что он подъедет к спектаклю. Она спросила: «А что случилось?» — «Да у него там что-то с сердцем…» — «У кого сердце? — возмутилась Гурченко. — У тридцатилетнего парня?» Для нее такая причина уважительной не являлась. Она и сама репетировала «Недосягаемую» после очень тяжелой болезни, когда была на волоске от смерти. Но из больницы вернулась с выученной ролью, и это ко второй репетиции! Нам было стыдно при ней подглядывать в свои тетрадки с текстом.

Ольга Прокофьева с Полиной Лазаревой
С Полиной Лазаревой в спектакле «Дядюшкин сон». 2012 г.
Фото: риа новости

Хотя один случай, когда она забыла реплику, все-таки был. Практически в самом начале спектакля у нас диалог. И однажды я задаю вопрос — она отвечает, задаю второй — отвечает, третий — а Гурченко смотрит на меня и молчит. Я, естественно, переспросила. Она продолжает молчать, ничего не выражая. Тогда я решила, что подала ей не ту реплику. Мысленно стала прокручивать текст роли — понимаю, что ошибки не было. Меня аж в холодный пот бросило. Я решилась и повторила вопрос в третий раз, и вдруг Гурченко встрепенулась и ответила мне. Дальше сцена пошла как по маслу. Я еле дожила до антракта, стучусь в ее гримерную: «Людмила Марковна, пожалуйста, извините! Я что-то перепутала сегодня?» А она говорит: «Знаешь, Оля, ты так красиво вышла и так здорово начала сцену, что я тобой залюбовалась и растерялась…» Вот это Гурченко! А с какой любовью она подписала мне свою книгу «Мое взрослое детство»!

Помню, на отдыхе в Турции я купила себе красивый длинный кожаный плащ бордового цвета — он обошелся мне в кругленькую сумму. В Москве в начале 90-х одеждой мы были не избалованы. И вот на гастролях я нарядилась в этот плащ — как-никак актриса, хотела соответствовать Людмиле Марковне. В гостиничном лифте сталкиваемся с Гурченко. Она оглядывает меня: «У тебя очень красивый плащ. У меня, кстати, такой же, только синий. Да-а-а, надо будет кому-нибудь подарить…» А я потом в этом своем плаще и в «Воровке» играла, и в «Няне...». У костюмеров достойных вещей вечно не хватало — вот мы и несли из дома кто что мог. В «Няне...» «снялись» шубы всех женщин из нашей съемочной группы. Помню, бухгалтер заглянула к нам на площадку в симпатичной шубке. Я как увидела, сразу сказала: «О, давай шубу сюда!» И тут же пошла в ней в кадр…

Я видела, как порой Людмиле Марковне было тяжело — ведь спектакль физически сложный. Подмечала, что к финалу у нее от напряжения по вискам текут ручейки пота, но она продолжала порхать, искриться на сцене! А как только закрывался занавес, мгновенно потухала, у нее сразу опускались плечи. К ней подходила помреж, и Людмила Марковна как бы невзначай опиралась на нее — так они шли в гримерку. Сегодня я использовала это наблюдение в «Пигмалионе». Я там играю маму героя Игоря Костолевского — миссис Хиггинс. Моя героиня — светская дама, которая всегда на людях держит спину, но когда в ее жизни случаются драматические события, она мгновенно опускает плечи, превращаясь в усталую женщину…

— Когда вы поступили в труппу Театра Маяковского, примой там была Наталья Гундарева. Как она встретила вас, начинающую актрису?

— Очень хорошо. Мы показывали худсовету театра, в который входила и Гундарева, наш дипломный спектакль «Завтра была война», который к тому времени Андрей Александрович Гончаров взял в репертуар Театра Маяковского. После показа ушли в гримерку, а мэтры остались на обсуждение в зале. Нам, конечно, было интересно, что про нас скажут. И наша помреж Людочка, чтобы мы мог­ли слышать обсуждение, не выключила трансляцию со сцены. И вот Гончаров всех по очереди стал опрашивать. Слово взяла Гундарева: «Знаете, меня потряс­ла одна актриса…» Все: «Наверное, Прокофьева». — «Да, Прокофьева». У меня ухо выросло размером с гримерную. С тех пор Наталья Георгиевна меня привечала, мы вместе играли во многих спектаклях. Помню, репетировали с Гончаровым «Жертву века» — спектакль, в котором были заняты практически одни «народные». И Андрей Александрович «отрывался» именно на мне, не мог же он кричать на Джигарханяна, Лазарева, Симонову, Охлупина, Гундареву…

— А покричать он любил.

Ольга Прокофьева с Алексеем Ягудиным
С Алексеем Ягудиным в спектакле «Горько!». 2020 г.
Фото: Пресс-служба театра «Русская песня»

— Да, это его обычная манера ведения репетиции. И я стала таким мальчиком для битья. Кричал он на меня, кричал: все не так, все не эдак. А я очень старалась, репетировала даже дома. И так зарепетировалась, что перестала чувствовать текст — уже не понимала смысл слов, которые произносила. А Наталья Георгиевна меня сильно поддержала. После очередной репетиции спросила: «Ну что, опять получила?» И тут слышим по коридору шаги Гончарова. Гундарева его зовет: «Андрей Александрович, идите в гримерку, мы тут сидим». Она налила ему чаю, стала шутить — разрядила обстановку. Гончаров Гундареву обожал — она была его музой. Андрей Александрович пьет чай, посмеивается, слушая Наталью, а я сижу вся зажатая. Хотела было выйти, но Гундарева шепнула: «Прокофьева, сиди. Пообщайтесь в неформальной обстановке…» Так она пыталась мне помочь… Она и впоследствии всегда давала мне дружеские и профессиональные советы. Все время повторяла: «Говори на сцене громче, Гончарову не слышно — вот он и раздражается!» К Наталье Георгиевне и по бытовым вопросам всегда можно было обратиться.

— Гундарева была компанейской? На гастролях устраивала посиделки в номере?

— Да, всегда. Мы много ездили со спектаклем «Любовный напиток». Но посиделки эти были не вечерними. Потому что Наталья Георгиевна постоянно боролась с лишним весом, отказывая себе в ужине. И для нее это было мукой. Вот посидим, пообщаемся, и она нам шутя говорит: «А теперь, сволочи, идите ужинать!» Когда устраивались какие-то приемы, могла посидеть с нами за столом, но все равно сдерживала себя. А человеком она была очень хлебосольным. Если купит банку икры, то ее обязательно будут есть все. Гундаревой было в радость угостить, она всегда находила повод, чтобы нас собрать. В театре это называлось «посильный вклад», или «костер бытового пьянства». Мы обязательно отмечали каждый юбилейный спектакль… Такая хорошая жизнь была! Может быть, мы просто были моложе?

— Вашей близкой подругой в театре стала Евгения Симонова*

— Женечка Симонова такой человек, с которым невозможно не дружить. Она интеллигентнейшая, доброжелательная, бесконечно талантливая. Когда я не знаю, какое решение принять, просто пытаюсь представить, как в этой ситуации поступила бы Симонова. И сразу находится ответ. Я восхищаюсь ее способом существования: отношением к детям, к профессии, да ко всему! Помню, как она рыдала за кулисами, посмотрев наш спектакль «Завтра была война», — такое сильное впечатление он на нее произвел. Евгения Павловна заметила меня как актрису, и в первый же мой сезон в театре мне перешла от нее очень хорошая роль. Симонова уходила в декрет — была беременна второй дочкой, Марусей, и Гончаров поручил мне ее роль в спектакле «Жизнь Клима Самгина». Потом, когда она вернулась к работе, мы стали поочередно играть Варавку в этом спектакле. А когда канал «Культура» решил запечатлеть его для архива телевидения, Симонова уступила роль мне. Позвонила в театр и сказала: «Пожалуйста, пусть для телевидения сыграет Прокофьева. Мне кажется, она справляется с ролью очень хорошо».

— Как Симонова стала крестной вашего сына?

Ольга Прокофьева с Евгенией Симоновой
С Евгенией Симоновой в гримерке Театра им. Маяковского. 2012 г.
Фото: photoxpress.ru

— В театр пришла режиссер Таня Ахрамкова и заняла нас обеих в работе «Валенсианские безумцы». Репетиции были в радость — все с юмором, с музыкой, с вокалом. Вот тогда мы с Женечкой и сдружились. А когда я поняла, что в положении, первой позвонила Симоновой. И она мне посоветовала своего врача, который потом вел мою беременность. Поэтому, когда родился Саша, передо мной не стояло выбора, кого пригласить крестной. Женю все любят и уважают — у нее крестников, наверное, человек пятнадцать.

— Вы несколько раз снимались у супруга Евгении Симоновой — режиссера Андрея Эшпая: в «Униженных и оскорбленных», «Детях Арбата», «Событии».

— В «Униженных и оскорбленных» по Достоевскому у меня была совсем небольшая роль, но зато я сыграла жену героя Александра Абдулова! Александр Гаврилович был очень доброжелательным. Есть сцена, в которой он говорит про меня: «Смотри, как покраснела-то». А я отвечаю: «Ну что ты? Что ты глупости всякие говоришь?» — и как бы шутя бью его по плечам. Абдулов же посоветовал: «Ты меня отхлещи, а потом сразу погладь по голове — чтобы выразить истинные чувства». Я так и сделала, и это вошло в картину.

— В родном театре вы сейчас играете пять названий, и еще у вас около десятка антреприз — я сбился со счета!

— Да, в Театре Маяковского у меня сегодня четыре роли на основной сцене: в «Дядюшкином сне», в «Пигмалионе», в «Канте» и в спектакле-альманахе к столетию театр­а «Истории». И одна роль в филиале театра на Сретенке — «Все мои сыновья». Но любопытно, что и антреприза тоже начиналась с Театра Маяковского и Андрея Гончарова. Когда-то он со своими студентами поставил спектакль «Наливные яблоки» по пьесе Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше». Одну из главных ролей сыграл молодой артист «Маяковки» Роман Мадянов. Я ввелась в этот спектакль позже. И можете себе представить, этот спектакль мы играем как антрепризу по сей день — больше тридцати лет! А в программке написано: «В память о выдающемся режиссере Андрее Гончарове». Иногда меня спрашивают: «А что ты в выходные делаешь?» И я содрогаюсь, потому что никогда ни суббота, ни воскресенье у нас не считались выходными.

Я и сейчас за восемь дней новогодних каникул сыграла девять разных спектаклей в разных городах: «Палату бизнес-класса», «Кадриль», «Синдром счастья, или Ложь по контракту», «Любовь и голуби», «Просто бэби, или Любовь по-французски», «Взрослые игры». Еще я занята в спектакле «Остров заблудших душ» по Вуди Аллену. А по приглашению Надежды Бабкиной в теат­ре «Русская песня» играю сразу две роли в спектакле «Горько!»: в новелле «Свадьба» по Чехову — мамашу, а в новелле «Не может быть» по Зощенко — ту самую многодетную невесту. Когда сын спросил: «Мама, а какую тебе роль дали у Бабкиной?» — я ответила: «Невесты...» — «Мам, извини, пожалуйста…» Он зажал руками рот и ушел хохотать в соседнюю комнату. И тогда я прокричала вдогонку: «Но в первом акте я — мать!»

Ольга Прокофьева
«Конечно, я благодарна, что в моей жизни была «Моя прекрасная няня». И когда про сериал или эту роль говорят какие-то теплые слова, я всегда отвечаю: «Спасибо, я все передам Жанне Аркадьевне»
Фото: из личного архива Ольги Прокофьевой

Когда только поступила в труппу Театра Маяковского, приглядывалась, как ведут себя артисты, какие здесь традиции, законы. И эти традиции переняла у старших товарищей: Гундаревой, Костолевского, Немоляевой, Симоновой... И сегодня после спектаклей, в которых играю главные роли, ищу любой повод, чтобы собрать коллег в гримерке, устроить небольшое застолье, порадовать молодых артистов добрым словом, сувениром. Считаю, что театральное закулисье должно быть атмосферным, а партнерство — не только на сцене. Когда мы обмениваемся дружескими эмоциями, на следующий день приходим в театр другими: чувствуем себя нужными, увереннее идем на сцену. Закулисная конституция «Маяковки» формировалась в течение ста лет, что существует наш театр. И надеюсь, что молодым артистам она придется по сердцу, они будут чтить и длить эти традиции, продолжая славную историю Театра Маяковского.

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации
Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая