Алена Бабенко: «Я не готова перекраивать свою внешность»

«Мне кажется, у актера не должно быть страха, как он выглядит. Все-таки наша задача понимать, кого...
Екатерина Филимонова
|
04 Сентября 2022
Алена Бабенко. Фото
Алена Бабенко
Фото: Анна Лисовская

«Мне кажется, у актера не должно быть страха, как он выглядит. Все-таки наша задача понимать, кого играешь. А еще актрисы любят операторов. Есть такая поговорка: до съемок ты сидишь на коленях у режиссера, а во время — на коленях у оператора», — говорит Алена Бабенко.

— Алена, в комедийном сериале «Классная Катя», который скоро стартует на канале СТС, вы сыграли завуча Нору Спартаковну. Был ли у вашей героини прототип?

— Я бы назвала этот образ собирательным. Я выросла в семье учителей, мама и любимая тетя Лида были педагогами. Еще очень хорошо помню своего завуча по воспитательной работе в школе: строгая, добрая, с большой такой халой на голове. Внешне, конечно, они с Норой Спартаковной не похожи, но вот некоторые фразы и яркие словечки, а также манеру говорить я у нее позаимствовала. Был нюанс: моя героиня — одинокая бездетная женщина, а все знакомые учителя были счастливы в своих семьях. Во время съемок мы все время вспоминали картину Эльдара Рязанова «Служебный роман», и, конечно, невольно возникала ассоциация с героиней Алисы Бруновны Фрейндлих — Людмилой Прокофьевной. Очень старались уйти от прямого сравнения, но все «мымры», по моим наблюдениям, чем-то похожи. Свою героиню я полюбила сразу, и очень благодарна, что мне предложили такую характерную роль — новый для меня опыт. Сложный, потому что комедия — жанр непростой. Чтобы было смешно, надо играть все крайне серьезно, не комиковать, не переигрывать, не превращать кино в театр. Признаюсь, во время съемок за это очень волновалась. Но доверяла Оле Френкель — режиссеру, которая точно чувствовала грань и не давала нам вылететь из жанра. Некоторые сцены нас самих так смешили, что мы не могли собраться.

— Как вы попали в проект? Был кастинг?

— О да! Этот проект должен был запускаться еще до пандемии, которая затормозила начало съемок. Так что мне пришлось трижды проходить пробы, после чего настал самый сладостный момент — поиск образа — пробы грима, костюма. Процесс затянулся, оставалось уже совсем мало времени, а образ все куда-то ускользал. И вдруг появились парик, очки, каракулевая шуба, и мы все сказали: «Вот она! Привет, Нора Спартаковна!» — и выдохнули.

Алена Бабенко с Гошей Куценко
С Гошей Куценко в сериале «Классная Катя». 2022 г.
Фото: СТС

— По сюжету у вашей героини и персонажа Гоши Куценко развиваются романтические отношения...

— С Гошей мы знакомы со съемок фильма «Жесть», это было очень давно, и серьезных сцен там не было. Пришлось знакомиться заново. Гоша прекрасный партнер! С фантазией и чувством юмора у него полный порядок, так что играть было сплошным удовольствием. И да, через неприятие у наших героев зародились романтические чувства. К концу проекта мы даже мечтали о втором сезоне, пытаясь представить, какая это могла быть забавная семья. На площадке тоже бесконечно что-то придумывали, импровизировали, предлагали свои бе­зумные идеи. В общем, далеко улетали в своих фантазиях, еще раз спасибо режиссеру, которая вовремя нас тормозила. Одним словом, все творили на полную катушку. И несмотря на то что сериал обычно снимается в жестких рамках, мы были довольно свободны, за что спасибо большое и продюсерам этого проекта.

— Раскроем секрет: Нора Спартаковна по сюжету превращается из строгой и черствой в прекрасную и милую женщину. Не зря вы вспоминали «Служебный роман». В одном интервью вы сказали, что вам легко далось это перевоплощение…

— Не помню, чтобы я такое говорила, но если да, то слукавила. Это был самый сложный момент. Я так привык­ла к парику и очкам, а тут нужно было все это снять. И несмотря на красивую новую одежду, новую прическу, я показалась себе лысой и раздетой. В общем, это было то самое состояние неудобства, которое Нора Спартаковна должна была испытывать, преобразившись, позволив себе быть другой. Мне было гораздо уютнее находиться в образе мымры, которая прячется за париком и очками. И я даже растерялась. Говорила режиссеру: «Оля, я не знаю, как играть эту сцену. Как будто я — не я». Но, в принципе, мое замешательство правильно сработало на образ моей Норочки.

— В «Классной Кате» дебютировал в качестве актера известный блогер Даня Милохин. Как вам такой партнер?

Алена Бабенко
«Все «мымры», по моим наблюдениям, чем-то похожи. Свою героиню я полюбила сразу, и очень благодарна, что мне предложили такую характерную роль» В сериале «Классная Катя»
Фото: СТС

— Замечательный парень, живой, подвижный, ничего не стесняется, не боится, готов на любые эксперименты, не спорил с режиссером и выполнял все задачи. Потом он даже был у меня на спектакле в театре «Современник». У Дани хорошие качества для артиста, который первый раз снимается в кино.

— Как вы вообще относитесь к актерам, которые не имеют образования, актерской школы?

— Уже спокойно отношусь. В кино есть очень много ярких талантливых артистов, которые не учились в театральных вузах. Так бывает, что у человека интересное лицо, есть природный талант. И у него легко получается «впрыгнуть» в профессию с первого раза. Я плохо отношусь к случайным людям в кино, у которых нет способностей, а на площадку они попали по каким-то другим причинам, не будем их называть. С такими неинтересно работать, приходится играть одному — без партнера, а это очень раздражает и часто несет ущерб для роли и истории. Я с таким сталкивалась, и повторений совсем не хочется.

— Помогаете молодым актерам? Подсказываете что-то, даете советы?

— Только если они этого хотят. Не считаю правильным что-то подсказывать — для этого есть режиссер, который все видит. Но когда молодому артисту интересно мое мнение, я с удовольствием с ним поделюсь. Хотя не факт, что окажусь права. Все же на площадке должна быть субординация, деликатные отношения. Главный там режиссер, и его надо слушать.

Алена Бабенко с Андреем Смоляковым
С Андреем Смоляковым в сериале «Мосгаз. Дело № 7: Катран». 2020 г.
Фото: Первый канал

— А вы сами прислушиваетесь к советам коллег?

— По разному бывает. Иногда могу приставать с вопросами, если в чем-то сомневаюсь. Мне всегда нравится человеческий диалог с партнером. Это обогащает, как мне кажется, и мою роль, и его. Среди моих друзей есть невероятно талантливые, интересные артисты, которые могут увидеть в сцене то, чего не вижу я. Например, в театре «Современник» один из моих любимых партнеров — Влад Ветров, мы с ним играли в двух спектаклях — «Три сестры» и «Бог резни». И как-то оказались на одной съемочной площадке. А Влад так фантастически придумывает сцены, что ты даже не сомневаешься, следуешь за ним, как змея за факиром. Кстати, мне всегда везло и до сих пор везет на партнеров в кино и в театре. Я просто смотрю, что они делают, наслаждаюсь и учусь. Наша профессия в этом смысле не имеет дна.

— Как вы относитесь к критике?

— А я ее не читаю. Нет времени. Когда-то мне попадались на глаза очень подробные и глубокие отзывы о моей работе. Но там действительно были интересные мысли, и было видно, что человек внимательно и с уважением говорил об актере. Но это было когда-то… Приходилось видеть и пустые и обидные отзывы. По моему опыту, в большинстве своем это не интересно читать. Например, «артистка плохо выглядит» или «в этом фильме мне не понравилась только Бабенко». Я не праздничный шарик, чтоб всем нравиться. Короче, мало ли что напишут на заборе. А в начале карьеры, конечно, любое резкое слово, высказывание артиста ранит и воспринимается очень болезненно. Я даже думала: «А надо ли мне заниматься этой профессией?»

— Были такие мысли?

Алена Бабенко
«Я жду, когда медицина изобретет волшебные таблетки, позволяющие всегда выглядеть хорошо. И не надо тогда соблюдать диеты, заниматься спортом и ходить к косметологу»
Фото: Анна Лисовская

— Конечно. Я вообще человек сомневающийся, и до сих пор не считаю, что достигла каких-то особенных высот. Актерство для меня школа, постоянные открытия, страх, сомнения, не­уверенность в себе и опасения за результат. Я очень не люблю, например, во время съемки подходить к монитору, смотреть, как мы сняли сцену. Была бы я режиссером, никого бы к нему не подпускала. Хотя, может, я и преувеличиваю. Но если бы актер мне сказал, что я его плохо сняла, очень бы рассердилась, хоть и попыталась бы объяснить, что в этой сцене так нужно. Может быть, мне необходимо, чтобы именно так он выглядел! Доверие режиссеру для меня правило номер один.

— Смотрите фильмы со своим участием?

— Для меня премьерные показы — кошмар, сразу хочется убежать, куда-нибудь спрятаться и не видеть этого безобразия. Воспоминания о съемках еще очень свежи: как мы снимали, спорили, как мне не нравился этот дубль, а он вошел в картину, а тот нравился, но он не вошел в картину, а здесь меня вырезали… Пока живы воспоминания, я не могу смотреть фильмы со своим участием. Через некоторое время, через год-два, когда могу как-то со стороны оценить, смотрю. А так я пристрастна и неадекватна.

— Алена, на съемочной площадке «Классной Кати» вы отметили свой юбилей. Как поздравила команда?

— Ой! Феерично! Мы снимали сцену свадьбы другой героини, и заканчивалась она моими слезами. Было уже поздно, мы все устали как собаки, я вроде уже все сыграла, раздражена, а режиссер просит еще один дубль и говорит: «Аленочка, потерпи, этот дубль будет последний!» Мы играем, и вдруг в конце дубля у Гоши в руках появляется букет цветов. А по сюжету у нас страшный конфликт. И я в отчаянии хватаю этот букет и начинаю Гошу хлестать, на что слышу крик режиссера: «Все! Все! Стоп, Алена, хватит!» — и вся группа вдруг начинает хлопать, хохотать и поздравлять меня с днем рождения! Я даже сразу не поняла, в чем дело, потому что ревела по роли как белуга… Вот так со слезами на глазах отметила свой юбилей, который не забуду никогда! Вообще, у меня такое чувство, что этот проект был сплошным праздником. Мы справляли не только мой, но и дни рождения других членов группы. Весь период съемок чувствовалась какая-то непреходящая радость. Конечно, не обошлось без сложных моментов, непростых сцен и усталости, но ощущение радости никого не покидало. Я отметила день рождения гораздо позже, после спектакля в ресторанчике с моими друзьями в Москве. На следующий день выспаться не удалось. Ранний подъем — и в Ногинск, где у нас проходили съемки. Друзья, цветы, подарки — программа была выполнена, и — работать, работать.

Алена Бабенко
В сериале «Мурка». 2016 г.
Фото: Первый канал

— Что-то необычное подарили?

— Да, очень красивое украшение. Но оно пока ждет своего часа, потому что я была все это время в работе. И вот, наконец, настало время отпуска — мы с мужем на две недели уехали на Алтай. Это было лучшее путешествие в моей жизни и лучший подарок на мой день рождения! Как вы понимаете, украшение осталось дома.

— Алена, как вы относитесь к возрасту? Не было у вас таких мыслей, что уже не получится сыграть те роли, о которых мечтали?

— Такие мысли возникают у всех актрис и актеров — и не только из-за возраста. Могут же просто тебя не утвердить на роль. И все. Второго шанса не будет, и время упущено. Поэтому надо с собой как-то договариваться. Спасительно, если есть самоирония. Без этого качества наша актерская доля — беда. С возрастом нужно «возрастать» и договариваться. Как пел Кикабидзе, «мои года — мое богатство». И это точно! Но если ты с ним не миришься и все пытаешься в свои годы играть молодых, то это странное зрелище. Некоторые женщины живут по принципу: чем старше, тем короче юбка. Я к таким не отношусь. Это и выглядит карикатурно, и еще больше подчеркивает возраст. Женщина, не важно актриса ты или нашла себя в каких-то других сферах деятельности, всегда хочет выглядеть хорошо и переживает из-за возрастных изменений. Это нормально.

— Но вы в отличной форме и прекрасно выглядите. Есть ли секрет?

Алена Бабенко с Владиславом Ветровым
С Владиславом Ветровым в спектакле «Бог резни». 2009 г.
Фото: Photoxpress.ru
Алена Бабенко с мужем
С мужем Эдуардом Субочем на кинофестивале «Короче» в Калининграде. Август 2022 г.
Фото: Пресс-служба фестиваля «Короче»

— Я пока жадная к работе и очень люблю свою профессию, поэтому у меня нет времени на грустные мысли о возрасте. Конечно, необходимо следить за лицом и фигурой, ухаживать за собой, но я в себе искоренила навязчивые мысли — быть молодой и красивой любой ценой. Иначе можно увлечься в какой-то момент и начать фанатично худеть и перекраивать свою внешность. А мне бы этого совсем не хотелось. Знаете, я ленивый человек…

— Вот про вас этого не скажешь…

— Я жду, когда медицина изобретет волшебные таблетки, позволяющие всегда выглядеть хорошо. И не надо тогда соблюдать диеты, заниматься спортом и ходить к косметологу. Я из компании людей, которые сидят на пеньке и ждут, пока лучик света просияет и приятный голос скажет: «Здрасте, у нас есть волшебный порошок». — «Ладно, давайте попробуем, о, неплохо, вкусно». Мне кажется, у актера не должно быть страха, как он выглядит. Все-таки наша задача понимать, кого играешь. А еще актрисы любят операторов. Есть такая поговорка: до съемок ты сидишь на коленях у режиссера, а во время — на коленях у оператора. Я люблю операторов, которые с любовью снимают актрис и понимают, как это делать.

— Алена, вы много работаете в театре, снимаетесь. А как проводите свободное время?

— Люблю теннис, фигурное катание, упражнения на растяжку. Могу просто пойти в кино, посмотреть фильм на большом экране. Но в основном в свободное время путешествую. Даже если у меня есть два-три выходных, я все равно составлю план поездки, и мы с друзьями отправляемся в путешествие.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Накроет волной счастья и успеха: знаки зодиака, которых ждут позитивные перемены с 19 апреля
Венера соединилась с Меркурием, образовывая позитивный аспект. Партнерам будет легче договориться, ссоры и конфликты сойдут на нет. А те, кто еще не обрел чистого счастья, должны приготовиться к переменам. 




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог