Звезды Большого театра Кристина Кретова и Игорь Цвирко рассказали, каких детей стоит отдавать балет

Зачем будущей балерина «горка» на стопе?
Инна Фомина
|
05 Мая 2023
Кристина Кретова и Игорь Цвирко в балете «Пламя Парижа» фото
Кристина Кретова и Игорь Цвирко в балете «Пламя Парижа»
Фото: Стас Левшин

Вскоре начнутся просмотры детей в хореографические училища (туда берут детей в 10 лет). У некоторых родителей желание показать своего подвижного и стройного ребенка специалистам возникает спонтанно, за несколько дней до начала экзаменов. Но большинство мама и пап начинают готовить детей к поступлению в училище заранее: в 6-7 лет отдают их во всевозможные  танцевальные студии. К слову, модные идеи «раннего развития» проникли и в балет. Так, в последние годы появилась тенденция максимально рано ставить девочек на пальцы — не в 10 лет, а в 7, и даже в 5!

Однако профессия балетного артиста связана с огромными физическими нагрузками. И, если нагрузки на детский, еще несформировавшийся организм — суставы, мышцы, связки —   оказываются слишком большими, ребенок может получить серьезные травмы. И тогда о профессиональных занятиях танцами придется вообще забыть. Так как понять — стоит ли вашему ребенку серьезно заниматься хореографией? Своим мнением делятся звезды балета Большого театра Кристина Кретова и Игорь Цвирко.

Кристина Кретова и Игорь Цвирко фото
Кристина Кретова и Игорь Цвирко
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

Кристина Кретова: «По-моему, в раннем возрасте невозможно на сто процентов понять, что из ребенка получится в итоге. Когда я в шесть лет поступала в хореографическое училище в Орле, меня не хотели брать: шея — короткая, гибкость и растяжка отсутствовали. Но я была очень артистичная и с хорошим слухом.

Меня взяли благодаря уговорам мамы. И за год у гадкого утёнка потихоньку начали пробиваться крылышки. А к десяти годам меня, как лучшую ученицу, отправили в московскую Академию хореографии. А там на конкурсе из восьмидесяти человек взяли только двух. И я была в их числе!

Считаю, что все раскрывается в своё время. И стоит попробовать, прежде чем говорить: «Ну, какая она балерина? У неё же нет шеи…» Конечно, в классическом балете приветствуется длина ног, соответствие их туловищу — правильные пропорции тела, а еще не слишком большая голова. Хорошо, когда у ребёнка от природы есть «стопа» (она у балерины должна быть с высоким, крутым изгибом, «с горкой») и выворотность ног, но все это можно разработать. Девочкам в этом плане при подготовке к поступлению в училище помогает художественная гимнастика.

Что касается модного сейчас раннего «освоения пуант», то нас в Академии начинали ставить на пальцы в конце первого года обучения, когда нам было по 10-11 лет. И я уверена, что это правильно. Страшно смотреть, как девочки в три (!) года встают на пуанты и калечат свои ноги, которые ещё совсем не окрепли.

Кристина Кретова
Кристина Кретова
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия (Александра Солозобова)

Если же суммировать, то по поводу поступления в балетную школу могу сказать только одно: подумайте сто раз! Это не просто красиво и элегантно, это жесточайший труд. Мой совет — прислушиваться к мнению педагога. Даже если вы отдали ребёнка в балетную школу, каждые полгода узнавайте у учителя про успехи, и спрашивайте: «стоит ли продолжать занятия  дальше, или, может будет, лучше остановиться? Есть ли у ребенка способности, развивается ли он, нравится ли ему вообще балет?!» Это очень важно. У меня в классе было много примеров, когда заниматься балетом хотела именно мама, а не ребёнок. В итоге — сломанная судьба, когда девочка или мальчик и танцорами не стали, и «нормального» образования не получили. Или стали балетными артистами, но «погрязли» в кордебалете...»

Игорь Цвирко: «Стоит ли девочке или мальчику пробовать заниматься балетом видно сразу — по физическим данным ребенка. Основное, на что сразу обращают внимание педагоги это стопа.  Еще нужна хорошая растяжка. Однако ее можно разработать, приобрести, правда уже через  слезы. И еще один необходимый фактор для танцев это координация. Но она «или есть, или ее нет» — этому не научить.

Чтобы подготовиться к занятиям классическим балетом мальчику хорошо заниматься любым подвижным спортом, спортивной гимнастикой. Лучше всего привести ребенка в хореографическую секцию в 8-9 лет, чтобы к 10 годам он успел подготовиться к поступлению в профильное учебное заведение. Хотя, есть и уникальные случаи, когда ребята начинали заниматься «классикой» в 12-13 лет. Но это редчайшие исключения.

Физические данные в балете это очень важно. И, если их совсем мало, лучше в самом начале пути сказать твердое «нет» и искать со своим ребенком другие интересные пути в жизни. Гораздо хуже потратить многие годы и столько сил, а в результате оказаться в нулевой точке, когда приходится начинать жизнь заново. Призываю трезво смотреть на своих детей, хотя понимаю, как это не просто — я сам отец. И еще слушайте своих чад, они вам подскажут!»

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Тарт Татен
Карамель, сладкие яблоки и хрустящее тесто… Идеальное сочетание для великолепного яблочного пирога. Тарт Татен придумали во Франции. По легенде, кондитер Стефани Татен забыла залить форму тестом, а сначала выложила в нее карамельно-яблочную начинку. 




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Ирина Орлова
астролог