В Большом театре поставили мечту о балете

На Исторической сцене показали «Шопениану» и «Пахиту».
Инна Фомина
|
12 Декабря 2022
Сцена из балета «Шопениана» фото
Сцена из балета «Шопениана»
Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)

На Исторической сцене Большого театра состоялись премьерные показы балетов «Шопениана» и «Большое классическое па из балета «Пахита» на музыку Минкуса. Эти произведения являются блестящими образцами классической хореографии, раскрывая разные его стороны — возвышенно-романтическую и празднично-виртуозную.

У балета «Шопениана» очень необычная история. Его прообразом стали пять коротких вариаций на музыку Шопена, поставленные балетмейстером Михаилом Фокиным в 1906 году для благотворительного спектакля. «Незадолго до этого А. К. Глазунов оркестровал несколько фортепьянных пьес Шопена и назвал эту сюиту «Шопениана», — писал Фокин в мемуарах. — Я решил поставить каждую пьесу как отдельную самостоятельную картинку…» Действительно, в первой версии балета полонез исполнялся в польских костюмах на фоне декораций бального зала. Под музыку ноктюрна на сцену был выведен сам Шопен: он боролся с кошмарами в развалинах древнего монастыря, и здесь же ему являлась его муза. Мазурка решалась как польская свадьба: девушку насильно выдают за старика, но она убегает со своим возлюбленным. Под музыку тарантеллы артисты в итальянских костюмах танцевали на фоне Везувия.

Сцена из балета «Шопениана» фото
Сцена из балета «Шопениана»
Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)

Однако это было только начало истории. «Глазунов оркестровал добавочный номер, вальс до-диез минор: мне хотелось создать один танец на пальцах и в длинных тюниках a la Тальони, — вспоминает Фокин. — Из этого «Лунного видения» вырос на следующий год целый балет (моя 2-я «Шопениана»)

Поставил Вальс я в какой-нибудь час (теперь для разучивания этого танца требуется гораздо больше времени). Бесконечных повторений и поправок не понадобилось. Анна Павлова и Обухов восхитительно исполняли композицию, ничего не меняя, не прибавляя и не упустив ни единой детали. Я увидел воплощение моей мечты, мечты о балете, совершенно не похожий на то, что я привык видеть на сцене Мариинского театра. Тогда-то мне и пришла мысль создать целый балет из таких сильфид, порхающих вокруг одинокого юноши, влюблённого в Красоту. В этом маленьком балете высказался яснее, чем в каком-либо другом, яснее, чем в писаной программе реформы. Эта миниатюра как бы указала те разнообразные пути, по которым балету следует развиваться и по которым я направил свою будущую деятельность». Так появилась «Шопениана» как стилистически единая хореографическая композиция, апофеоз романитческого стиля.

Сцена из балета «Шопениана» фото
Сцена из балета «Шопениана»
Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)

Через несколько месяцев после петербургской премьеры «Шопенианы», балет был показан в Париже. В спектакле приняли участие выдающиеся танцовщики того времени: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский. Анна Павлова и другие русские балерины танцевали «Шопениану» не только во Франции, но и в Англии, США и других странах. Позднее под названием «Сильфиды» этот балет вошёл в репертуар всех балетных трупп мира.

 В нашей стране «Шопениана» шла с неизменным успехом в дореволюционные годы в Петербурге, затем в советское время в Ленинграде и Москве. В этом спектакле выступали все известнейшие русские и советские балерины. Выдающейся исполнительницей «Шопенианы» стала Галина Уланова. В 1928 году в Ленинграде она впервые выступила в этом балете, покорив зрителей лиризмом, одухотворённостью и искренностью исполнения.

В Большом театре «Шопениана» ставилась не раз. На этот раз балетмейстерами возобновления стали Наталья Большакова и Вадим Гуляев, в свое время известный дуэт Кировского балета. В «Шопениане» они старались сохранить особенный фокинский стиль с его кантиленой, подвижностью, лёгким дыханием и музыкальностью. А при изготовлении декораций театр ориентировался на эскиз к балету, выполненный в 1947 году художником  Владимиром Дмитриевым. Оказалось, что на картине  с ее ностальгической атмосферой запечатлены дорогие сердцу ленинградца Дмитриева виды чудесного парка в Павловске, который сильно пострадал во время войны. Кроме того, для нынешнего спектакля была отреставрирована рама из черного бархата, выполненная еще в 40-ые годы и сохранившаяся в мастерских театра.

Сцена из балета «Шопениана» фото
Сцена из балета «Шопениана»
Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)

У «Большого классического па», столь контрастного «Шопениане» благодаря бойкой музыке Минкуса, очень ярким костюмам и невероятно эффектной и виртуозной хореографии, тоже любопытная история. Балет «Пахита» по новелле Сервантеса «Цыганочка» на музыку Дельдевеза впервые поставил в Париже в 1846 году балетмейстер Мазилье. Вскоре Мариус Петипа показал этот балет в Петербурге, а потом в Москве. В 1881 году, когда Петипа вернулся к этому названию (готовил бенефис балерины Екатерины Вазем), он решил добавить в «Пахиту» свадебное «Гран па», музыку к которому заказал Минкусу. Именно эти новые 25 минут, состоящие из замечательных вариаций, фуэте, сольных и кордебалетных танцев, и оказались подлинным шедевром, пережившим все времена.

Сцена из балета «Большое классическое па» из балета «Пахита» фото
Сцена из балета «Большое классическое па» из балета «Пахита»
Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)

Вазем писала: «Петпипа придал последней картине характер большого праздника с разными танцами. «Гвоздем» его, как и всего балета явилось «большое па», чрезвычайно эффектное по составлявшим его танцевальным номерам. В нём участвовали балерина с первым кавалером, несколько солисток и ряд вторых танцовщиц. Это «большое па» имело у публики чрезвычайный успех!»

В Большом театре «Пахиту» ставили не раз, в течение ряда лет «Гран па» входило в репертуар Московской академии хореографии. Балетмейстером нынешнего «Гран па» стал Юрий Бурлака, автор возобновления 2008 года, признанный во всем мире специалист по сохранению классического балетного наследия, который в качестве балетмейстера принимал участие в ряде постановок классических балетов и вечеров старинной хореографии в разных театрах мира. Восстанавливая аутентичный «текст» балета, он тщательно исследовал архивные материалы Гарвардского университета США. Теперь, в начале ХХI века, появилась возможность обратиться к архиву Николая Сергеева для серьёзного изучения и восстановления старинного шедевра Мариуса Петипа, в котором блистали великие Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева и другие.

Сцена из балета «Большое классическое па» из балета «Пахита» фото
Сцена из балета «Большое классическое па» из балета «Пахита»
Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)

 «В императорских театрах были штатные фотографы, которые фиксировали костюмы, декорации и отдельные сцены спектаклей. И это считалось вполне достаточным, — рассказывает Бурлака. —  Системы же записи танцев, а их было немало, всегда вызывали недоумение артистов: видимо потому, что они были не совсем совершенны. И вот в конце ХIХ столетия танцовщик Владимир Степанов разработал свою систему записи хореографических движений. По системе Степанова на рубеже веков артист и режиссёр Мариинского театра Николай Сергеев записал 27 балетных спектаклей. В 1918 году в огромных чемоданах Сергеев увёз архив за границу».

В премьерных показах спектаклях «Шопениана» и «Пахита» приняли участие прима-балерины и премьеры Большого, а также талантливая молодежь театра.  

Сцена из балета «Большое классическое па» из балета «Пахита» фото
Сцена из балета «Большое классическое па» из балета «Пахита»
Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог