На Исторической сцене Большого театра состоялся «Оперный бал Елены Образцовой», посвященный 85-летию со дня рождения великой русской певицы. В вечере приняли участие члены жюри и лауреаты международных конкурсов молодых вокалистов Елены Васильевны, 25-летие со дня утверждения которых также отмечается в этом году. В честь Образцовой пели звезды разных поколений из Большого и Мариинского, театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Геликон-Оперы, «Новой оперы», Гамбурской оперы.
Певцам аккомпанировали оркестр театра «Новая Опера им. Е.В. Колобова» под управлением маэстро Дмитрия Корчака, а также хор «Геликон-Оперы», который по замыслу главного режиссера Ханс-Йоахима Фрая стал активным участником сценического действия – например в Песне Левко из оперы Римского-Корсакова «Майская ночь», в которой солировал Владимир Дмитрук. Блестяще исполнил хор и гимн «Царь высших сил» из «Орлеанской Девы» Чайковского и Вторую песню Баяна из оперы «Руслан и Людмила», в которой солировал Игорь Морозов.
В программе вечера были популярные отрывки из русских опер, в которых блистала Образцова. Причем перед каждым номером на фоне фотохроники звучал голос Елены Васильевны (выдержки из её интервью разных лет), обрамленный световыми решениями и создающий ощущение присутствия великой певицы. Во время исполнения каждого произведения на экран также выводилась фотозаставка, воссоздающая атмосферу спектакля. Например, сцену из «Пиковой Дамы» (а роль Пиковой дамы Образцова спела молодой и потом исполняла всю жизнь) сопровождал коллаж из игральных карт. Масштабная сцена в спальне графини в исполнении Ольги Бородиной, Игоря Онищенко и Екатерины Морозовой, завершила первое отделение, став одним из самых впечатляющих эпизодов вечера.
Программа концерта порадовала подбором самых ярких шедевров оперной музыки: оркестровое «Шествие князей» из оперы-балета «Млада» сменялось дуэтом из «Бориса Годунова» (солисты Екатерина Сергеева и Владимир Дмитрук), арии из «Царской невесты» (Владислав Сулимский и Юлия Маточкина) — грандиозными хоровыми Проводами Масленицы из «Снегурочки», номера из «Хованщины» — оркестровый «Рассвет на Москве-реке» и арии Марфы и Шакловитого (Зинаида Царенко и Владислав Сулимский) – отрывками из опер Чайковского (ария Короля Рене из «Иоланты» в исполнении Александра Рославца и ариозо Германа из «Пиковой Дамы» в интерпретации Арсения Яковлева). Апплодисменты публики сорвали и Михаил Петренко и Игорь Морозов, представившие арии из «Князя Игоря», и Юлия Маточкина, спевшая арию Иоанны из «Орлеанской Девы».
Финальным же номером вечера стала заключительная сцена из «Евгения Онегина»: Хиблу Герзмава и Владислава Сулимского публика провожала продолжительными овациями. Кстати, исполнение партии Татьяны было несбывшейся мечтой Образцовой. А завершился «Оперный бал» концертной записью Елены Образцовой, исполнившей «О, Родина, счастливый и неисходный час» из вокального цикла Георгия Свиридова «Отчалившая Русь» — певице аккомпанировал сам автор. К видеозаписи присоединился оркестр и хор, а по окончании на сцену вышли все солисты. Этот музыкальный момент стал грандиозным завершением приношения той, чье присутствие ощущалось на протяжении всего вечера.
Организаторами концерта выступили Арт-агентство «Премьер» и благотворительный Фонд Елены Образцовой. Проект осуществлен при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.