Евгений Князев впервые сыграл в спектакле своей дочери-режиссера — поддержал в непростой момент

Артист вышел на сцену в премьерной постановке «Пуф, или Ложь и истина».
Евгений Князев впервые сыграл в спектакле своей дочери Аси
Елена Валеева
|
11 февраля 2025
Премьерный спектакль «Пуф, или Ложь и истина»
Фото: пресс-служба театра им. Вахтангова, фото Валерия Мясникова

На Новой сцене театра имени Вахтангова — премьера: комедия нравов «Пуф, или Ложь и истина». Автор пьесы — драматург Эжен Скриб, которого театралы прекрасно знают по спектаклям «Адриенна Лекуврёр» и, конечно, «Стакан воды». Кстати, в восьмидесятые в театре им. Вахтангова «Стакан воды» ставили  как бенефис Юрия Яковлева, в нём также играли выдающиеся вахтанговцы Юлия Борисова, Людмила МаксаковаЮрий ВолынцевМаксим Суханов, Ольга Чиповская, Марина Есипенко, Александр Галевский. 

«Пуф...» интересен и напичкан интригами не менее, чем обе названные выше пьесы, но не так известен. Это история о том, как беспардонно может работать в обществе нагромождение лжи. Действие происходит в Париже XIX века, да ведь на то и гений писателя, чтобы быть вне времени.

Евгений Князев и Мария Волкова в спектакле «Пуф, или Ложь и истина»
Фото: пресс-служба театра им. Вахтангова, фото Валерия Мясникова

Но сначала о главном: спектакль поставила молодой режиссер Ася Князева, а одну из главных ролей сыграл в спектакле ее отец, популярный «киноМессинг» нашего времени и актер театра им. Вахтангова Евгений Князев. Как актеры они уже работали вместе. И тогда отец, по словам Аси, всегда что-то ей советовал, напутствовал до самого момента выхода актрисы на сцену. На сей раз свои идеи должна была донести до него она. Начав работать над столь сложным материалом, она видела, что в спектакле совершенно точно есть роль для отца. Кто еще смог бы быть более убедительным в роли дельца-философа-наблюдателя, встроившегося в общество, живущее по странным законам обмана, и при этом сочувствующего пробивающимся росткам правды? Князеву же было даже профессионально интересно, как режиссерски работает дочь. И поддержать ее своим талантом. И получился невероятный тандем!

В прошлом году Князев в интервью 7Дням.ru признался, что поначалу иронически отнесся к решению Аси стать режиссером. Однако позже понял, что у нее получается. «Первую ее режиссерскую работу я смотрел три-четыре раза, потому что в первый раз от волнения ничего практически не понял. Увидев второй раз, подумал: «Ты смотри-ка, здесь пьеса разобрана хорошо». А третий раз я уже смотрел отстраненным глазом, чтобы можно было оценить работу в целом», — так артист отозвался о спектакле Аси по рассказам Чехова, в которой играли выпускники Щукинского училища. 

Александра Стрельцина в спектакле «Пуф, или Ложь и истина»
Фото: пресс-служба театра им. Вахтангова, фото Валерия Мясникова

Сейчас в зале «Амфитеатр» Симоновской сцены театра им. Вахтангова с успехом идут два спектакля Аси Князевой — «Волшебный театр Андерсена» и «С художника спросится» (об учителе Евгения Вахтангова Леониде Сулержицком). Третьим в списке ее режиссерских работ на сцене театра им. Вахтангова стал «Пуф, или Ложь и истина». Причем Ася Князева заявлена не только как автор сценической версии, но и как переводчик. Эжен Скриб в свое время был популярен как создатель первоклассных водевилей и так называемой «хорошо сделанной пьесы», в которой можно узнать себя, своих знакомых, нравы всего общества. «Пуф» — это, по сути, пшик, ложь, преподнесенная в завлекательной обертке. Она работает, даже если всем известно, что это вранье, хотя в любой момент — пуф! — и всё меняется, что-то может непоправимо разрушиться, а что-то, наоборот, «выгореть». Как красиво говорит герой Евгения Князева, делец Сезар Дегоде, «Пуф — это искусство сеять несуществующее и пожинать плоды его. Это вымысел, превращенный в спекуляцию, ложь, ставшая всеобщим достоянием...» Но в сценической версии Аси есть и персонаж Пуф — «необученный ангел», играет которого Александра Стрельцина. Это некий персонаж, который в самые критические моменты берет на себя смелость продвигать ситуацию вперед, кому-то помогает из симпатии, кому-то мелкую пакость устроит, чтобы не зарывался, но в целом способствует, чтобы сюжет продвигался куда следует, а дела разрешались, так или иначе, на радость героям и зрителям. По сюжету, молодой офицер колониальных войск Альбер д`Ангремон (Николай Романовский/Клим Кудашкин) возвращается в Париж, чтобы похлопотать о пособии для семьи погибшего друга. Он по характеру немножко Чацкий: увидев, в каком котле многочисленных обманов, подстав и интриг варится столица, молодой человек разочарован и желал бы вывести лжецов на чистую воду. Он наивно полагает, что его прямота и честность — лучший способ справиться с обманом и поправить дела. Но не тут-то было.

Клим Кудашкин и Мария Волкова в спектакле «Пуф, или Ложь и истина»
Фото: пресс-служба театра им. Вахтангова, фото Валерия Мясникова

«В пьесе «Пуф…» для меня на первый план выходит тема Божественной справедливости – непостижимой ни для конкретного человека, ни для человечества в целом,  поделилась с прессой Ася Князева.  Каждый человек несёт свою правду, свое представление о должном. Человек верен своей правде, пока не встречается с другой правдой, а потом со многими разными правдами… Божественная справедливость – это то, чего человек не может найти, но мысль о ней живёт в нём постоянно. «Пуф…» – это комедия; комедия нравов, её секреты таятся в характерах героев: в них надо искать ответы на вопросы об их мотивах, поступках, высказываниях. Я думаю, что комедия даже ближе к философии, чем трагедия. Комедия возникает не тогда, когда надо повеселить, – а когда больше ничего не остаётся, кроме как смеяться. Если преодоление возможно только через смех, комедия возвышается до философского звучания».

Сценография и костюмы – Максим Обрезков. На сцене нет ярких красок, обстановка подчеркнуто аскетичная, много серого. Детали интерьера появляются исключительно для очередных мизансцен: стол, за которым творит Коринна Дегоде (Мария Бердинских или, в очередь, Мария Волкова), диван, на котором страдает от превратностей судьбы граф де Мариньян (Владислав Демченко) или Сезар Дегоде (Евгений Князев) рассуждает о природе лжи и правде... «Иной раз маленькая, вполне невинная ложь куда выгоднее правды». В пьесе (и спектакле) вообще множество метких выражений не в бровь, а в глаз. И практически все актуальны сегодня.

Композитор – Иван Авдеев, художник по свету – Руслан Майоров, видеосценограф – Ася Мухина, хореограф – Виктория Куль. 

Роли исполняют: Александра Стрельцина, Евгений Князев, Владислав Демченко, Мария Бердинских, Мария Волкова, Николай Романовский, Клим Кудашкин, Анастасия Джентилини, Владислава Басова, Григорий Здоров, Александр Колясников, Олег Лопухов, Виталий Иванов.

Владислав Демченко в спектакле «Пуф, или Ложь и истина»
Фото: пресс-служба театра им. Вахтангова, фото Валерия Мясникова

Режиссер-постановщик, Ася Князева, окончила продюсерский факультет ГИТИСа в 2013 году. В качестве ассистента режиссёра Бориса Юхананова работала в «Электротеатре». Училась в L’Accademia dei Filodrammatici (Милан). В 2020 году окончила режиссёрский факультет Театрального института имени Б.В. Щукина (курс Сергея Яшина). Её первой постановкой, показанной на Симоновской сцене, стал спектакль «Идеалисты и циники» по рассказам А.П. Чехова, подготовленный с выпускниками курса Владимира Поглазова Щукинского института.

В Театре имени Евгения Вахтангова работала в качестве ассистента и переводчика с итальянскими режиссёрами Лукой де Фуско («Суббота, воскресенье, понедельник…» Э. де Филиппо) и Джорджо Сангати («Новая квартира» К. Гольдони). В спектакле «Суббота, воскресенье, понедельник…» на Основной сцене играла Джульянеллу. Как актриса участвует в «Концерте для Актёра с оркестром» на сцене Арт-кафе.

В 2020 году поставила спектакль «Волшебный театр Андерсена», отмеченный премией «На Благо Мира». К 100-летию Вахтанговского театра в декабре 2021 года выпустила документальный спектакль «С художника спросится» о Л. А. Сулержицком.

Во Владикавказе в апреле 2023 года совместно с Эльдаром Трамовым стала режиссёром концерта–открытия восстановленного Дома Евгения Вахтангова «Вахтангов. Путь домой», а в 2024-м выступила режиссёром аудиоспектакля-променада «Вахтангов. Дорогами юности».

Ася Князева – создатель и руководитель Творческого объединения «Вахтанговский практикум», в репертуаре которого 7 её спектаклей. В московском «Электротеатре» в её постановке идёт «Остров рабов» П. Мариво. В 2024 году с выпускным курсом Щукинского института выпустила «Ночные дороги» Г. Газданова.

Режиссер Ася Князева
Режиссер Ася Князева
Фото: пресс-служба театра им. Вахтангова

«Теперешним нашим молодым людям, которые поступают в театр им. Вахтангова, очень везет, — говорил в интервью Евгений Князев, — потому что у них полно работы. В Вахтанговском театре сегодня пять сцен, и эти пять сцен нужно наполнять, и у нас везде жизнь бурлит».

Интерес к новой работе молодого режиссера настолько велик, что билеты на ближайшие спектакли распроданы. Но «Пуф...» стоит того, чтобы быть увиденным, сейчас или позже. 

События на видео



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая