
Почему мы ведемся наманипуляции, верим слухам и гороскопам, склонны делать ошибки в суждениях и как все это влияет на нашу жизнь? Клинический психолог и социолог Дарья Седова рассказала, как ментальные ловушки формируются в нашем сознании и каким образом влияют на наши решения в повседневности.

Термин «когнитивное искажение» был впервые предложен психологами Амосом Тверски и Даниелем Канеманом в 1970-х годах прошлого века.
И означает он следующее: наш мозг — великолепный, но, увы, не всеведущий механизм, и уж тем более не машина. В определенные моменты, чтобы упростить себе задачу, быстро принимать решения и экономить энергию, он обрабатывает информацию используя «ментальные ярлыки» — правила, которые работают в большинстве случаев, но не всегда. Такой подход сильно облегчает жизнь в моменте, но при этом влияет на наши суждения и способы принятия решений. Это и называют когнитивным искажением или, проще говоря, способом, которым мы смотрим на мир через очки с пятнами — картинка в целом видна, но детали искажены.
Откуда берутся когнитивные искажения
Причины данного механизма простые и одновременно глубинные. Во-первых, это случается, если наши ресурсы сильно ограничены: во время стресса, при сжатых сроках или иных «горящих» факторах мы полагаемся на эвристики — упрощенные стратегии для принятия быстрых решений. Мозг не успевает обрабатывать все поступающие сигналы одновременно, поэтому отбрасывает часть информации, которую считает несущественной на текущий момент.
Во-вторых, к когнитивным искажениям приводят сильные эмоции. Когда мы напуганы, злы, или наоборот расслаблены, влюблены и очень счастливы, мозг фокусируется на ощущениях. И, как следствие, мы концентрируемся на том, что соответствует нашему текущему состоянию, а не на реальности.
В-третьих, на нас оказывает колоссальное влияние социум и культурный код. Живя в определенной среде, мы закономерно перенимаем убеждения семьи, друзей или общества, принимая их за «естественные» факты, не подлежащие сомнению. И потом через призму усвоенных установок (независимо от того, насколько они рациональны, практичны, актуальны, да и вообще соответствуют действительности) пропускаем многие свои поступки и слова.

Самые распространенные когнитивные искажения
Ментальные ярлыки помогают нам адаптироваться в быту и быстро принимать решения в кризисные моменты, однако в повседневной жизни они порой приводят к систематическим ошибкам. Чтобы не попасться в ловушку, давайте разберем самые распространенные искажения на примерах из жизни.
Случай первый: эффект подтверждения (или эффект самосбывающегося пророчества)
Именно из-за него мы верим в гороскопы, предсказания и годами следуем навязанным установкам. Эффектом подтверждения называют склонность искать, интерпретировать и запоминать информацию таким образом, чтобы она поддерживала наши предшествующие убеждения, гипотезы или ожидания. Например, девушка, воспитанная в строгой религиозной семье, с детства слышит, что секс — это «стыдно». Она привыкает табуировать тему и, повзрослев, избегает ее в разговорах с подругами. Так как вопрос по сути не поднимается, она воспринимает ситуацию как подтверждение: «никто об этом не говорит, а значит действительно стыдно». И хотя большинство людей не осуждает чужие любовные пристрастия, девушка судит по своему окружению и пребывает в иллюзиях.
Случай второй: эвристика доступности
Заключается в том, что мозг опирается на примеры, которые у нас под рукой (или на глазах), а не на статистику и оценивает вероятность события исходя из легкости, с которой примеры приходят на ум. Например, если вы недавно прочитали новость об авиакатастрофе, то можете испугаться полетов, просто переоценив вероятность возникновения ситуации именно с вами. По той же причине, дети пьющих родителей, повзрослев, либо спиваются сами, либо не употребляют вообще, так как уверены — если начнешь, скатишься на дно и другого образа жизни уже не будет.
Случай третий: эффект привязки
Так называют предвзятость при оценке информации, полученной на основе первичных данных. Например, если сначала назвать высокую цену товара, а затем опустить стоимость до желаемой под видом скидки или специального предложения, покупатель воспримет новые условия, как более выгодные и охотнее потратит деньги.

Случай четвертый: эффект ореола
Он заключается в том, что первое впечатление о человеке или объекте влияет на наше восприятие других его качеств. Например, коллега при знакомстве показался привлекательным или харизматичным. В дальнейшем мы автоматически будем считать его более компетентным, честным или добрым. Поэтому мы «встречаем людей по одежке», забывая, что вежливость и профессионализм не всегда связаны, а визуальные атрибуты играют ключевую роль в формировании общественного мнения.
Случай пятый: стадное чувство
Помните, как мама в детстве говорила: «Все пойдут с крыши прыгать – ты тоже пойдешь»? Так вот, стадное чувство именно про это. Данный феномен проявляется в копировании поведения окружающих людей и заставляет нас бессознательно следовать за толпой даже тогда, когда это противоречит нашим убеждениям или логике. Такая склонность усиливается при большом скоплении народа и в социальных сетях, где популярные мнения могут быстро стать доминирующими, а мода и тренды дарят ложное ощущение безопасности и принадлежности, что работает сильнее рациональных оценок.
Случай шестой: неприятие потерь и оптимистическая предвзятость
Еще одна ментальная ловушка, заставляющая нас цепляться за прошлое и терять время, силы и деньги, кроется в том, что люди острее переживают потери, чем радость от приобретений равноценной величины. Проще говоря, мы смотрим не на открывшиеся возможности, а жалеем затраченные усилия. И годами не бросаем заведомо проигрышные дела, потому что нам мешает оптимистическая предвзятость — вера в то, что плохие события случаются с кем-то другим, но не с нами. И что нам вот-вот повезет, стоит лишь не сдаваться и чуть-чуть потерпеть.
Случай седьмой: синдром самозванца и эффект Даннинга-Крюгера
Он четко описывает тенденцию неквалифицированных людей (или новичков) переоценивать свои способности, в то время как действительно крутые эксперты сомневаются в собственной ценности и ищут в своей работе изъяны. Согласно эффекту Даннинга-Крюгера люди с низким уровнем знаний не осознают собственную некомпетентность и именно поэтому больше других уверены в своей правоте. Они переоценивают свои навыки и берут на себя слишком много, тогда как опытный специалист, несмотря на реальную компетентность, избегает хвастовства и открыт к критике. Подобное смешение низкой осознанности и завышенного самомнения — классическая ловушка.
Случай восьмой: ошибка атрибуции
Проявляется в бессознательном стремлении объяснять поведение других людей их личными качествами вместо учета контекста ситуации. Например, коллега опоздал на встречу, и мы склонны обвинять его в безответственности вместо того, чтобы объективно учесть возможные внешние причины (пробки на дорогах или семейный кризис). Это затрудняет объективное восприятие и нередко приводит к конфликтам.

Случай девятый: проклятие знания
Это когнитивное искажение большинства умников и узких специалистов: они не могут (или не хотят) объяснять сложные концепции простыми словами, считая их очевидными для всех остальных также. Такой подход бессознательно считывается, как снобизм, высокомерие, позерство и желание поумничать. А разночтения в терминологии, в свою очередь, приводят к недопониманию между человеком и его аудиторией.
Случай десятый: эффект знакомства
Насущный хлеб с маслом всех рекламщиков и маркетологов! И базируется он на том, что мы выбираем бренды и места просто потому, что они нам знакомы — мы о них слышали или их кто-то рекомендовал. По той же логике действует и принцип оправданных ожиданий: встретив одного щедрого человека мы наивно полагаем, что все таковы. Или рекомендация знакомого сработала — и вот мы уже охотнее полагаемся на чужое мнение, пребывая в приятной иллюзии, что всё служится удачно и на сей раз.
Как избавиться от когнитивных искажений и нужно ли это?
Очистить внутренние «очки» от когнитивных ошибок можно, но не полностью — они часть нашего функционирования. Гораздо важнее научиться их замечать и использовать себе во благо.
Вот несколько простых приемов, которые стоит взять на вооружение:
- Признайте, что искажения есть и что они — нормальная часть нашей жизни. Это уже половина успеха;
- Научитесь ставить под сомнение собственные выводы. Задав себе вопрос: «А что, если я ошибаюсь?», вы скорее рассмотрите различные точки зрения и альтернативные варианты;
- Прежде чем составить финальное мнение, ищите информацию в разных источниках и обсуждайтенаблюдения с теми, кто мыслит иначе;
- Всегда давайте себе время: решения, принятые на эмоциях, чаще ошибочны. Даже десятиминутная пауза поможет «протрезветь», успокоится и снизить накал страстей;
- Практикуйте рефлексию: фиксируйте свои размышления и проверяйте их на фактах. Ведите «дневник мыслей», куда будете записывать аргументы «за» и «против» относительно любых важных вопросов;
- Когда кажется, что выхода нет, это значит только одно – у вас недостаточно данных для принятия взвешенного решения. Чтобы их получить, применяйте метод Сократа: задавайте уточняющие вопросы, чтобы отделить факты от догадок и сознательно ищите контрпримеры своим убеждениям.
Еще одним эффективным метолом работы с когнитивными искажениями служат специальные техники, помогающие распознавать автоматические мысли и постепенно изменить реакцию на более адаптивную.
В заключение хотелось бы сказать, что когнитивные искажения играют важную роль в нашей жизни, влияя как на личные решения, так и на профессиональный успех. Однако, помните: ментальные ловушки иногда помогают выживать, но, когда их цена — упущенные возможности или испорченные отношения, мышление стоит потренировать. Понимание собственных «пятен» — уже достойный шаг к более ясному, спокойному выбору. И хотя жить без иллюзий нереально, понимание природы человеческого мышления помогает нам лучше оценивать информацию, избегать манипуляций. Уже одно это делает нас чуточку мудрее и счастливее.