Как научить ребёнка рисовать? Мнение психолога и педагога по живописи

Что делать, если ребенок плохо рисует?
Анна Нестерова
|
19 Марта 2024
Фото: 123RF/legion-media.ru

Все ли взрослые умеют рисовать? Конечно, нет. Но стоит ли переживать, если ребёнок не может красиво изобразить домик, отказывается рисовать или предпочитает только чёрные и синие карандаши и фломастеры? Психолог и консультант Плюс Детям Александра Ковалевская и преподаватель студии живописи при Московском музее современного искусства Светлана Галактионова отвечают на популярные вопросы родителей про детей и рисование.

Умение рисовать – это один из главных творческих навыков для дошкольника. Конечно, ребёнку также нужно лепить, вырезать, конструировать — всё это помогает ему всесторонне развиваться. Но заменить рисование эти занятия не смогут. Пальчиковая живопись, раскраски, первые рисунки-головоноги и первые красочные сюжеты — это путь, через который у ребёнка развиваются важные навыки.

Фото: 123RF/legion-media.ru

Мелкая моторика. Ребёнок тренируется держать карандаш или фломастер и понимает, что если нажать на кисть посильнее, получится жирная линия, а если наклонить ручку вбок — более узкая. Это помогает подготовить руку к письму — навыку, который очень пригодится в школе.

Воображение. Рисуя, дети учатся представлять в уме зрительные образы и целые истории и переносить их на бумагу.

Сенсорное восприятие. Во время рисования маленький художник разбирается в цветах, пробует краски и материалы на ощупь (и на вкус тоже!), составляет свои представления о форме, длине, ширине предметов. Рисование — основа для развития пространственного мышления. Оно поможет решать задачки на уроках геометрии, запоминать дорогу в любом городе и без лишних проблем водить машину.

Речь. Дети обычно спешат поделиться своими шедеврами с близкими, рассказать, что они нарисовали, описать картинку. Без сбивчивой истории от ребенка родителям трудно понять, что красная каракуля с торчащими зелёными линиями — это мама, которая собирает цветы. Для всего этого нужно подобрать слова или даже узнавать новые.

Фото: 123RF/legion-media.ru

Когда можно предлагать ребёнку рисовать. И как это делать

Первый шаг. Пальчиковые краски и бумага. Знакомить ребёнка с красками, бумагой и рисунками можно с одного года: сегодня у нас есть пальчиковые краски с безопасным составом — рисовать ими могут даже любители пробовать всё «на зуб». «Создайте безопасное — в том числе, для вашей квартиры — пространство, в котором ребёнок сможет в полной мере проявить себя: Подойдут ванна или рулон старых обоев, если вы потом готовы отмывать пол, стены и всё остальное, куда улетит краска. Сразу давать раскраски не стоит, пусть ребёнок наслаждается полной свободой взаимодействия», — говорит Александра Ковалевская, психолог и методист Плюс Детям.

Фото: 123RF/legion-media.ru

Второй шаг — раскраски. Когда ребёнок немного освоится, переходите к раскраскам, созданным для тех, кто рисует пальчиками. Первые раскраски должны быть с чёткими контурами и понятными для ребёнка картинками. В них лучше избегать мелких деталей — детям сложно в них попасть, а для юных художников неаккуратный рисунок может стать трагедией.

«Лучше, чтобы в раскрасках не было жёсткой привязки к образцу, когда машинка должна быть только красной, а котик — только рыжим. Когда у ребёнка перед глазами только чёрно-белый контур и палитра с яркими цветами, фантазию ничего не ограничивает», — добавляет Александра Ковалевская.

Предложите яркие, сочные краски ребенку, который только начал рисовать. Нежные пастельные цвета кажутся маленьким детям слишком блеклыми. Сначала покажите красные, жёлтые, зелёные и синие краски. Ближе к трём годам добавьте оранжевый, фиолетовый, черный, белый цвета. И только после этого приходит черёд сложных цветов и оттенков.

«Да, здесь частый вопрос родителей: что делать, если ребёнок выбирает чёрный цвет? Нормально ли это? Дети до 4 лет уверенно выбирают из всей палитры чёрный — как самый яркий цвет. Это особенности восприятия, пугаться не стоит», — уточняет Александра Ковалевская.

Третий шаг. Раскраски в мобильных приложениях. Они отлично решают проблему с тем, что дети огорчаются, когда выходят за контуры. Разработчики создают такие рисунки, где выйти за границы и получить неаккуратную раскраску — технически невозможно.

«Чтобы не усложнять механику за счёт зума, с которым ребёнок в 3-4 года почти не справляется, мы ограничиваем контуры. За них просто нельзя зайти. Например, такие раскраски мы собираем в приложении «Рисовайка». Зато внутри контуров можно делать всё, что угодно! Использовать волшебные краски, градиентные фломастеры, градиентные фломастеры и текстурные кисти, а также украшать рисунки стикерами», — говорит Александра Ковалевская.

Фото: 123RF/legion-media.ru

Четвёртый шаг — раскраски посложнее и с мелкими элементами. Примерно с 4-4,5 лет раскраски можно постепенно усложнять. Наличие мелких деталей позволяет ребёнку тренироваться точнее управлять кистью руки — этот навык понадобится ему, когда он будет учиться писать.

Пятый шаг. Мелки. Их лучше предложить перед тем, как ребёнок начнет рисовать карандашами. Ещё один вариант — водные раскраски, листы которых уже покрыты капельками краски и требуются только кисточка и вода.

Шестой шаг. Сюжетные картины с персонажами. Придумывая героев и ситуации, ребёнок тренирует фантазию и умение придумывать истории. Примерно в 5,5 лет дети начинают рисовать маленькие сюжетики. Помогайте им — предлагайте совместно нарисовать дерево, на котором появляются весенние цветочки, караван птиц, возвращающихся с зимовки.

Чтобы объяснить ребёнку то, что живопись — это способ рассказывать истории, покажите ему сюжетные картины, расскажите о том, что хотели донести их авторы. Кстати, в этом вам поможет подкаст для детей «Любознаец и удивительное искусство с Пушкинским музеем». В нём заяц Любознаец вместе с актрисой Лизой Арзамасовой разбирается: каким бывает искусство; что нужно знать, чтобы лучше понимать картины; где хранились предметы, до того как попасть в музей и многое другое.

Стоит ли переживать, если ребёнок плохо рисует

Сначала все дети рисуют забавные каляки-маляки, точечки с палочками, персонажей-головоногов — и видят в этих рисунках смысл и красоту. Однако уже в детском саду дошколята отличаются по навыкам рисования. Иногда родители замечают, что у ребят из группы сына или дочери навыки живописи — поувереннее. На их рисунках линии — плавнее, головоноги — больше похожи на людей или животных. Это может огорчить и насторожить взрослых.

«Часто родители считают хорошим рисунком изображение, похожее на реальность. Это ошибка. Красивый рисунок — это картина с выстроенной композицией, правильно или оригинально подобранными цветами. Поэтому то, что вам кажется плохим рисунком, вполне может оказаться интересным видением талантливого ребёнка», — говорит Светлана Галактионова.

«До 5-5,5 лет лет беспредметное рисование — это нормально, — добавляет Александра Ковалевская. — Этап головоногов — упрощённых рисунков — важен не только для развития фантазии и творчества, но и для правильного формирования представления ребёнка о себе и своём теле. Когда дети становятся постарше, головоноги уступают место настоящим сюжетам, и вот уже по листу бумаги едет карета с принцессой, направляясь на бал».

Фото: 123RF/legion-media.ru

Форсировать сюжетное рисование не стоит, но вы можете показать, как сюжет появляется: например, на синей бумаге изобразить зимний вечер, на зелёной — летнюю полянку. Первые сюжеты должны быть очень простыми и понятными: вот пошёл снег, вот стоит ёлочка, которую надо нарядить, вот мы испекли торт и надо добавить на него свечки. В начале сюжетного рисования основные элементы рисует взрослый, а ребёнок — их дополняет. Потом он сам научится придумывать сюжеты и будет рассказывать вам, что изобразил.

«Насторожить может, например, затянувшийся период головоногов — когда ребёнок старше 5-5,5 лет продолжает их рисовать и не переходит к более правдоподобному изображению человека. Или поводом для беспокойства могут стать сюжетные картинки, когда они явно выходят за рамки возраста. Но здесь лучше не искать ответов в интернете, а обсудить волнующие вопросы со специалистом. Главное — не ругать ребёнка за рисунки и следить за своей реакцией. Дошкольники уверены в том, что они — самые лучшие и любимые, ведь родители постоянно им об этом говорят. Любая критика на этом этапе воспринимается болезненно, потому что детям ещё недоступна рефлексия и способность отделить себя от результата своей деятельности», — уточняет Александра Ковалевская.

Фото: 123RF/legion-media.ru

А что делать, если ребёнок не любит рисовать

«Если ребёнок не хочет рисовать — значит, он делится своими эмоциями с окружающими другим способом, не с помощью рисунка», — говорит Светлана Галактионова, преподаватель студии живописи при ММОМА.

Но даже если дошкольник или младший школьник привык выражать эмоции не только и не столько посредством рисунка, это не значит, что рисование не может стать частью его жизни. Вы можете предлагать альтернативные форматы — от водных раскрасок до рисовалок в телефоне или на планшете.

Возможно, освоившись в формате экрана, ребёнку будет проще перейти к рисованию красками, фломастерами и карандашами. А есть мобильные приложения, которые стимулируют детей рисовать на бумаге (да, представляете?). Например, Анимопус — здесь ребёнок может превратить свой рисунок в мультфильм. Приложение попросит сфотографировать картину, загрузить, а затем «оживит» её на экране. А ещё Анимопус даёт задания, где нужно дорабатывать рисунки. Это увлекает детей и мотивирует творить чаще.

Фото: 123RF/legion-media.ru

Светлана Галактионова обращает внимание родителей на то, что цифровизация не влияет на количество талантливых маленьких художников, но может повлиять на их дальнейшее развитие: «Я преподаю 20 лет и до сих пор удивляюсь: детей, которые хотят рисовать и умеют это делать, меньше не становится. Они видят цвет — а это врожденная способность, как слух у музыканта — и не могут этот талант не использовать».

Ребёнок может получать опыт взаимодействия с разными девайсами, но при этом — посещать музеи, создавать поделки, придумывать и изображать выдуманных героев. Любой вид творчества очень ценен в дошкольном возрасте, поэтому когда у ребёнка есть и кисточки с красками, и альбомы, и цифровые раскраски, и мелки для асфальта — он получает все возможные для себя способы развить фантазию и получить удовольствие от рисования.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
5 советов для комфортного пребывания в аэропорту с ребенком
Аэропорт — это не просто большое место с самолетами, это целый невероятный мир! Толпы людей с чемоданами, пилоты и стюардессы, объявления по громкой связи, экраны прилета и вылета, кафе, движущиеся дорожки и окна с видом на оживленные взлетно-посадочные полосы и трапы — это страна чудес!




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог