16 августа 90-летие празднует Пьер Ришар — один из самых узнаваемых и обожаемых французских актеров, чьи чудаковатые, но обаятельные роли стали классикой еще при жизни их исполнителя. В театре Ришару не везло — ему постоянно давали характеры второго плана и мало платили, так что приходилось подрабатывать выступлениями в кафе, кабаре и мюзик-холлах. Импровизируя там, Ришар научился танцевать. А еще понял, что лучше всего у него получается влюблять в себя через смех. Это он и делал потом на протяжении всей карьеры. О лучших фильмах с участием юбиляра — в нашей сегодняшней подборке.
«Налево от лифта» (1988)
Действие этой классической (и во всех смыслах этого слова камерной) комедии положений происходит в двух соседних квартирах, на экране — всего четыре персонажа. Ришар, само собой, играет чудака-простофилю, попавшего в своеобразный любовный прямоугольник. Картина ни на что грандиозное не претендует, но обязательную программу сделанной по всем канонам французской комедии отрабатывает. А еще здесь блистает очаровательная проказница Эммануэль Беар.
«Укол зонтиком» (1980)
Ришар играет незадачливого актера, который хочет исполнить роль наемного убийцы в комедии, вот только вместо кастинга попадает на встречу с мафией, от которой получает задание убить торговца оружием. Случайный человек, оказавшийся в центре криминального заговора, — один из ключевых сюжетов в карьере Ришара. История раскручивается стремительно, персонажи — один ярче другого. Фильм пролетает на одном дыхании, а проступающая местами наивность всего этого действа придает ему особый — теплый и ностальгический — вкус.
«Папаши» (1983)
У этого фильма две визитные карточки — легендарный дуэт Ришара и Жерара Депардье, а также моментально узнаваемая музыка композитора Владимира Косма. Повествует картина о двух мужчинах, которые по просьбе старой знакомой разыскивают ее сбежавшего из дома сына, и каждый из них считает себя биологическим отцом мальчика. Еще одно чисто французское кино, где гэги предугадываются за километр, но все равно смешат, сюжет тривиален, но все равно удивляет, а атмосфера мягко и вкрадчиво обволакивает.
«Невезучие» (1981)
Примечательно, что изначально роли частного сыщика Кампаны и навязанного ему в партнеры неудачника Перрена, которые отправляются на поиски пропавшей в Мексике дочери миллионера, должны были исполнить Лино Вентура и Жак Вильре соответственно, но те наотрез отказались сниматься вместе. Вот так, благодаря нелепому стечению обстоятельств, и сформировался нелепый дуэт Ришара и Депардье — дуэт, которому было уготовано прослыть одним из знаменитейших во всем французском кино. Успех на родине был феноменальный: в 1981 году «Невезучие» стали лидерами французского проката, обойдя первого «Индиану Джонса» и «Профессионала» с Бельмондо.
«Беглецы» (1986)
Заключительная из трех классических комедий с дуэтом Ришара и Депардье. Грабитель банка, оказавшийся по совместительству полным неудачником, берет в заложники бывшего заключенного, но в итоге заложнику приходится нянчиться со своим похитителем и спасать его из передряг, а заодно воспитывать дочь своего нового непутевого знакомого. Грандиозный финал трилогии, в котором исполнители двух главных ролей, кажется, до дна исчерпали казавшийся неисчерпаемым запас актерской химии между ними.
«Высокий блондин в черном ботинке» (1972)
Именно в этой ленте Пьер Ришар впервые появился в ставшем потом культовом образе Франсуа Перрена — незадачливого растяпы с доброй душой и большим сердцем, постоянно попадающего в комично опасные и опасно комичные ситуации, но выходящего сухим из воды. «Высокий блондин в черном ботинке» — это фильм, который, как это почти всегда бывает с Ришаром, отличает легкость, игривость и львиные запасы чисто французского обаяния. А завернуто это все в сюжет нарочито утрированного шпионского триллера. На Берлинском фестивале 1973 года фильм получил «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру.
«Игрушка» (1976)
И снова Франсуа Перрен вляпался в историю. Правда, на этот раз он — журналист, за внушительную сумму согласившийся пойти на унижение и стать живой игрушкой и личным клоуном избалованного сына миллионера-самодура. Несмотря на кажущуюся несерьезность, «Игрушка» — кино многослойное. Это и социальная трагикомедия на грани фарса о классовом неравенстве, и трогательная притча о любви к ближнему, и просто душевная комедия положений. И в этой многослойности Ришар переключается между многими образами внутри одного персонажа, наглядно показывая, почему он — действительно великий актер.