Великий канадский режиссер Джеймс Кэмерон празднует 70-летие. К знаменательной дате постановщик подошел в статусе одной из самых авторитетных фигур киноиндустрии. Он прославился после выхода на экраны первого «Терминатора» в 1984 году. Затем последовали не менее хитовые и коммерчески сверхуспешные «Чужие» (1986), «Бездна» (1989), «Терминатор 2: Судный день» (1991) и «Правдивая ложь» (1994).
Имя Кэмерона — вообще синоним успеха. Его картины собрали по всему миру в общей сложности 8 миллиардов долларов. «Аватар» (2009), «Титаник» (1997) и «Аватар: Путь воды» (2022) занимают, соответственно, первое, третье и четвертое места в рейтинге самых кассовых фильмов всех времен. Также он — один из ста самых влиятельных людей планеты по версии Time, исследователь подводного мира, член Национального географического общества, в 2012 году ставший первым человеком, в одиночку спустившимся на дно Марианской впадины.
В нашей сегодняшней подборке вспоминаем занимательные факты о великих работах мэтра, которые, вне всякого сомнения, будут смотреть и пересматривать и через 100 лет.
«Аватар» из 90-х
Кэмерон всегда был поклонником компьютерной графики. И даже в начале 90-х основал студию, которая занималась исключительно эффектами. В голове режиссера уже тогда крутилась идея сделать кино, 90% которого будет нарисовано на компьютере. Но в дело вмешалась бухгалтерия. Выяснилось, что снять такой фильм обойдется в 450 миллионов долларов. В те годы инвесторы не были готовы дать Кэмерону столько денег, хотя он уже и был знаменитым режиссером. Пришлось подождать 10 лет.
Строительство «Титаника»
Перфекционизм Кэмерона общеизвестен. Один и тот же небольшой эпизод он может снимать десятки раз, чтобы добиться совершенства. В процессе работы над «Титаником» произошел примечательный момент: инженеры пришли к постановщику и предложили за 10 миллионов долларов построить точную копию печально знаменитого парохода. Но Кэмерон отказался, аргументировав свое решение с гениальной простотой: «Утопить его я смогу только один раз». В итоге декорации для съемок возвели на утесе, с которого открывался роскошный вид на океан.
Своевольный Ди Каприо
С Лео Кэмерону не всегда было просто. Придя на прослушивание для «Титаника», Ди Каприо, считавший себя уже состоявшейся большой звездой, очень удивился, когда его попросили поучаствовать в читке реплик. Актер думал, что может получить место в проекте, просто поговорив по душам с режиссером. Когда съемки начались, Лео принялся настаивать, чтобы его персонажу добавили таинственное или проблемное прошлое. Кэмерон на это ответил: «Сыграй человека без проблем. Поверь, это куда сложнее, чем кажется». Позже постановщик удивлялся тому, как быстро Ди Каприо «переключался»: только что он ходил и ворчал на условия работы, а потом вдруг по щелчку пальцев перевоплощался в Джека.
Вещий сон
Однажды вечером Кэмерон, тогда еще почти никому не известный молодой режиссер, засыпал простуженный с высокой температурой. В бреду он увидел хромированный скелет в огне. Так Джеймс придумал Терминатора. Затем он придумал, как заинтересовать продюсеров: подговорил своего знакомого актера Лэнса Хенриксена вломиться в образе Терминатора в студию рассказать большим боссам о грядущей картине. Трюк сработал. Арнольд Шварценеггер, заинтересовавшийся проектом, изначально хотел играть Кайла Риза, но Кэмерон убедил начинающего актера, что роль машины-убийцы навсегда изменит его жизнь. Не соврал.
Едва не сорвавшиеся «Чужие»
Сиквел «Чужого» Кэмерон снимать не хотел. Он рассуждал так: «Если будет успех, его припишут режиссеру оригинала Ридли Скотту, а если провал — скажут, что я угробил потенциально великую франшизу». Но желание поработать с Сигурни Уивер было столь велико, что Джеймс все же решил рискнуть. В какой-то момент проект висел на волоске: продюсеры предлагали совершенно бездумные правки сценария, а агенты Уивер запросили для актрисы неподъемный гонорар. Кэмерон, которому жаль было большого количества времени, уже потраченного на «Чужих», все же нашел компромисс как с актрисой, так и со студией. А фильм в результате стал живой классикой экшен-кино.
Заглядывая в бездну
Для съемок «Бездны» — научно-фантастического хоррора о глубинном ужасе — Кэмерон построил гигантский резервуар, куда актеры погружались с кислородными баллонами. По сюжету главный герой в финале задыхается на глубине. Режиссер решил придать сцене убедительности и велел закачать в баллон Эда Харриса меньше кислорода. Актер, не ожидавший такого подвоха, чудом успел подняться на поверхность и не погибнуть. Узнав об идее Кэмерона, Харрис набросился на постановщика, с трудом их удалось растащить. Кстати, Джеймс и по сей день считает, что благодаря натуралистичности сцена получилась просто отличной.