
«Настоящая богема!» — восхищается пожилая буржуазка, узнав, что перед ней художник. Несомненно, гениальный, неотразимый для женщин и без гроша в кармане. Имя этого художника — Модильяни, и через мгновение после этих слов, словно подтверждая репутацию, Моди пропадает в окне парижского кафе, прихватив с собой бутылку шампанского. «Моди: Три дня на крыльях безумия» — режиссерская работа Джонни Деппа (нет, он не играет главную роль), которую уже можно увидеть в российских кинотеатрах — еще раз повторяет все распространенные клише о художниках. Но мы, как та завороженная дама, готовы все понять и простить, а вместе с тем вспомнить другие фильмы о великих живописцах, которые стоит увидеть всякому поклоннику изобразительных искусств.
«Модильяни» (2004, реж. Майкл Дэвис)

Двадцать лет назад уже выходил байопик Модильяни — исполнитель главной роли Энди Гарсия печально танцевал в нем последний танец Моди в темной парижской подворотне под красивую музыку Гая Фарли.
Жизнь Амедео Модильяни была богата на события, но авторы сконцентрировались на ее трагическом финале: художник влюбляется в юную красавицу Жанну Эбютерн, ее родители против этой связи, Жанна беременеет, и буквально на пороге новой жизни (и успеха) он погибает, а сразу вслед за этим с жизнью сводит счеты и Жанна. Очень красиво, до крайности сентиментально, но на это и расчет. Вся богемная тусовка, естественно, в сборе — от Жана Кокто (Питер Капальди), до вечного соперника Модильяни в лице Пабло Пикассо (Омид Джалили).
«Камилла Клодель» (1988, реж. Брюно Нюиттен)

История одного абьюза — Камилла Клодель (Изабель Аджани), гениальная, без сомнения, скульпторша, попадает в зависимость от своего учителя, великого Огюста Родена. Она становится художником в то время, когда женщинам запрещается поступать в школы изящных искусств, она становится любовницей мужчины, который гораздо старше, когда что-то подобное каралось остракизмом. Связь, которую ей так и не удалось разорвать, и уверенность в том, что Роден ворует ее идеи (возможно, так оно и было), привела Клодель в психиатрическую лечебницу, и она провела там тридцать лет, не навещаемая никем.
Изабель Аджани, главная французская актриса 80-х, играет одновременно страсть и безумие — снять этот фильм было ее идеей. Родена играет Жерар Депардье.
«Девушка с жемчужной сережкой» (2003, реж. Питер Веббер)

Вольная, но очень красивая фантазия о том, как возник главный шедевр Вермеера и чего ему этот шедевр стоил. Глубоко женатый художник и отец пятнадцати(!) детей якобы увлекается 16-летней служанкой Гриет, обладательницей пухлых губ и красноречивого взгляда. Процесс создания картины напоминает интимную связь, которую Вермеер не может себе позволить. Момент прокалывания девичьего ушка жемчужной сережкой — очень выразительная метафора потери невинности.
Вермеера играет Колин Ферт, Гриет — 19-летняя Скарлетт Йоханссон. После выхода фильма «Девушка с жемчужной сережкой» стала хитом классической живописи на уровне «Мона Лизы» — вот уже двадцать лет ее загружают на экраны телефонов, ставят обоями на рабочем столе и бесконечно копируют для эффектных фотосессий.
«Ван Гог. С любовью, Винсент» (2017, реж. Дорота Кабела, Хью Уэлшман)

Самая, пожалуй, необычная биография Ван Гога на большом экране — это полнометражный анимационный фильм, полностью нарисованный масляными красками на досках. Причем авторы использовали в качестве источника вдохновения манеру живописи своего героя — из-за чего кажется, что мы буквально попали во внутренний мир художника и видим все его глазами. При этом самого Ван Гога в кадре почти что и нет — действие происходит через несколько лет после его гибели, когда сын почтмейстера Рулена («папаши Рулена» из его картин) пытается доставить неотправленное письмо, найденное в ящике стола.
«Пиросмани» (1969, реж. Георгнй Шенгелая)

Тот самый Пиросмани, про которого пела Алла Пугачева («Жил был художник один, домик имел и холсты…»). Песню «Миллион алых роз» поэт Андрей Вознесенский написал по легенде, согласно которой Пиросмани был безответно влюблен во французскую актрису Маргариту де Севр и скупил однажды все цветы в Тифлисе, пытаясь добиться ее внимания.
Ничего этого в фильме нет, зато есть реальная жизнь нищего художника, вынужденного обменивать свои картины на тарелку похлебки в тифлисском духане, но знающего при этом себе цену.
«Фрида» (2002, реж. Джули Теймор)

Бенефис Сальмы Хайек, сыгравшей, возможно, самую знаменитую художницу в мире, чья жизнь, как и жизнь Камиллы Клодель, носит на себе отпечаток трагедии. 18-летняя Фрида попадает в страшную автокатастрофу: ее позвоночник пронзает металлический стержень, она не может стать матерью. Все это перейдет в сюжеты ее картин — как и болезненная любовь к мексиканцу Диего Ривере, художнику, любителю женщин, гедонисту. «Фрида» запоминается не только монобровью Сальмы Хайек (говорят, своей, а не накладной), но и яркими красками картин и окружающих Кало мексиканских пейзажей. Эдвард Нортон, в то время бойфренд актрисы, сыграл роль эксцентричного миллиардера и покровителя художников Нельсона Рокфеллера.
«Моди: Три дня на крыльях безумия» (2024, реж. Джонни Депп)

Молодой и пылкий Модильяни (Риккардо Скаммарчо) влюблен в искусствоведа Беатрис Гастингс, рисует на заказ портреты посетительниц кафе, а все заработанное спускает на выпивку — для себя и своих друзей Утрилло и Сутина. Очень поверхностная, но не лишенная обаяния мелодрама про то, как непросто (но как же чертовски интересно!) быть художником. Буржуа ехидно комментируют, что у всех женских портретов Модильяни «мертвые рыбьи глаза», но мы-то знаем, сколько будут стоить эти глаза век спустя на мировых аукционах! Смотреть фильм Деппа стоит, впрочем, не только ради главного героя, но и ради его ближнего круга: не имея привлекательной внешности Моди и его успеха у женщин, и Утрилло, и Сутин были не менее талантливы и самодостаточны — а в степени безумства даже его превосходили.