
Ни одна биография Пушкина не обходится без упоминания его женщин — поэт был, как известно, любвеобилен. Самая известная из его муз — это, разумеется, Наталья Гончарова, но было еще как минимум 36 других особ, упомянутых в «донжуанском списке» поэта. Для начала расскажем о тех, кто появился рядом с Пушкиным на большом экране.
«Поэт и царь», 1927, реж. Евгений Червяков, Владимир Гардин
Пушкин и Наталья Гончарова

Все это время мы подозревали не того. Чуть ли не в самом первом фильме про жизнь Александра Сергеевича нам ясно дают понять, с кем именно изменяла поэту Наталья Гончарова. И это совсем не Дантес, а (фанфары!) император Николай I! Пышнотелая брюнетка Ирина Володко внешне совершенно не похожа на утонченную Наталью Николаевну: она играет общий образ «роковой женщины», которая бросит к своим ногам хоть царя, хоть поэта.
«Юность поэта», 1937, реж. Александр Слонимский
Пушкин и Наташа, крепостная актриса царскосельского театра

15-летний Саша Пушкин ухлестывает за крепостной актрисой Наташей — первая любовь для него важнее и учительских розог, и скорого прибытия в Царское Село императора Александра I.
Удивительно вольнодумный сюжет, учитывая тот факт, что снимался фильм к юбилею революции и 100-летию со дня гибели поэта. Роль Пушкина сыграл 16-летний Валя Литовский (это его единственная роль), Наташу — 22-летняя красавица Валентина Ивашова.
«День полнолуния», 1998, реж. Карен Шахназаров
Пушкин и юная калмычка

По дороге на Кавказ поэт проезжает через стоянку калмыцких кочевников. Мужчин вокруг нет, в юрте одни женщины и дети. Пушкин (Евгений Стычкин) выбирает самую симпатичную девушку и сначала для приличия интересуется, что это она шьет, а потом требует поцелуй. Самый необычный эпизод из шахназаровской фантасмагории «День полнолуния» имеет под собой документальную основу: Пушкин действительно влюбился в юную калмычку по дороге в Арзурум и написал об этом в своем дневнике.
«Пушкин. Последняя дуэль», 2006, реж. Наталья Бондарчук
Пушкин и вновь Наталья Гончарова

Очень женский взгляд на жизнь и смерть Александра Пушкина — поэт стал жертвой козней, интриг и заговора иностранных «агентов влияния». Роковую женщину в его судьбе сыграла звезда сериалов Анна Снаткина — это еще больше добавило фильму сходства с латиноамериканской «мыльной оперой».
«18-14», 2007, реж. Андрес Пуустусмаа
Пушкин и Наташа, крепостная актриса. Пушкин и княгиня Волконская

Режиссер Андрес Пуустусмаа также придерживается версии, что великий поэт лишился девственности с Наташей, крепостной актрисой Царскосельского лицея. Но это еще не все: 15-летний Пушкин был настолько неутомим, что вечером того же дня поцеловал «по-взрослому» приехавшую в Лицей княгиню Волконскую и, вдохновившись, сочинил про нее эпиграмму. Вообще, «18-14» не только и не столько про Пушкина, сколько про маньяка, затаившегося в Царском Селе и жестоко убивавшего женщин. Но наш Пушкин все расследует, всех выведет на чистую воду, а заодно заведет новый роман с кем-нибудь из уцелевших.
«Пророк. История Александра Пушкина», 2025, реж. Феликс Умаров
Пушкин и Наталья Гончарова. Пушкин и все-все-все

Новый байопик Александра Сергеевича — и не байопик вовсе, а азартный рок-н-рольный мюзикл, в котором все герои слегка условны. Не исключение и Натали Гончарова (Алена Долголенко), которая, пусть и не первая поэта (о чем он сразу ей честно сообщает), но — самая сильная и уж точно последняя (и в прямом, и переносном смысле) любовь. Хотя балы-маскарады в духе «Мулен Руж» с участием великосветских княгинь в неглиже (Светлана Ходченкова) и романы с замужними графинями (Анна Чиповская) тоже никто не отменял.