Поиски Мамонта и преступления художников: лучшие фильмы фестиваля «Докер-2021»

Рассказываем, как не потеряться среди 50 картин прошедшего кинофестиваля «Докер» и выбрать лучшее.
Анастасия Седова
|
30 Июня 2021
фото
«Портрет», Канада
Фото: Кадр из фильма "Портрет"

В минувшие выходные в Москве торжественно закрылся международный фестиваль документального кино «Докер». Как водится, церемония прошла в главном кинотеатре страны – «Октябре», – но в полупустом зале. Противокоронавирусными ограничениями, увы, уже давно никого не удивишь – это тренд, с которым необходимо считаться. Но и сам «Докер» в этом году свою связь с трендами только укрепил – большинство наград получили фильмы на общественно значимые темы: ЛГБТ, всеобщая цифровизация, абьюз и насилие. Мы же рассказываем, как не потеряться среди 50 картин минувшего кинофестиваля и увидеть лучшее вдохновляющее кино о настоящих людях со всего мира. 

«Война Раи Синицыной» (Израиль) 

фото
«Война Раи Синицыной», Израиль
Фото: Кадр из фильма

Документальная лента режиссера Ефима Грабоя о 94-летней блокаднице еще до старта «Докера» считалась одним из сильнейших игроков конкурсной программы. «Войне Раи Синицыной» действительно достался главный приз – приз зрителей, упорно голосовавших за эту трогательную и необычно смешную картину о потерянной юности. Рая Синицына – ветеран, но вовсе не такой, какими их принято представлять. Она курит, встречается с друзьями, шутит и заигрывает с режиссером, при этом вспоминая самые драматичные моменты своей военной молодости. Война пришла за Раей, когда та училась в 10 классе и без раздумий, как и миллионы советских юношей и девушек, отправилась на фронт. Те события преследуют героиню и сейчас – год от года ее покидают все больше друзей, оставляя ее наедине с воспоминаниями. В своем стремлении дотянуться до сути режиссер вежлив и деликатен, он оставляет за собеседницей право самой выбирать направление разговора и говорить о той войне не возвышенным, но человеческим языком. 

«Портрет» (Канада) 

фото
«Портрет», Канада
Фото: Кадр из фильма

Удостоенный чести открывать кинофестиваль фильм «Портрет» рассказывает историю Романа – внука советского эмигранта и талантливого, но никому не известного художника. С детства герой задается вопросом – почему его дедушка, будучи профессиональным портретистом, никогда не выставлял свои картины и до конца жизни так и не обрел ни богатства, ни признания. Расследование приводит Романа из Канады в Израиль, а затем в Европу – на встречу со знаменитым и эпатажным художником Озом Альмогом, чтобы раскрыть зрителю шокирующую правду. Саспенс и интрига, которые неотступно следуют за молодым главным героем превращают эту документальную картину в нечто похожее на художественный триллер. И именно элемент легкой постановочности на несколько секунд (а то и минут) заставляет зрителя задуматься – а не играют ли с нашим восприятием? И все же хочется верить, что все в «Портрете» подлинное – и эмоции, и расследование, и мотивы Романа, то открыто заявляющего о стремлении стать художником, как и его дедушка, то начинающего снимать собственный док – ради восстановления справедливости? 

«Мамонт» (Бельгия) 

фото
«Мамонт», Бельгия
Фото: Кадр из фильма

Мамонтовая кость – что новое золото. Во всяком случае в условиях тающей вечной мерзлоты в Сибири начинается настоящая лихорадка по добыче и продаже этих древних ископаемых. В центре сюжета «Мамонта» (если так можно назвать неспешное и поэтичное течение времени в фильме) – мужчина и мальчик, отправляющиеся на охоту за редким диким оленем. Дни и ночи они проводят в безуспешных поисках, чтобы наконец понять, что их добыча покинула эти земли. В противовес им на свою «охоту» выходит ученый – но его цель иная. Он долгие годы пытается отыскать жизнеспособную клетку мамонта, чтобы возродить этих удивительных, погубленных человеком животных. Мечты героев разнятся на корню, но это противоречие не обостряется, а скорее демонстрирует цикличность всего живого – люди уничтожают, чтобы раскаяться. В тусклых декорациях сибирской глубинки с бесцельно торчащими из-под земли костями древних вымерших видов, которые воспринимаются местными как нечто обыденное, разворачивается современный миф. А человек в нем – и охотник, и созидатель, но неотделимое звено бесконечной природной философии. 

«Дальний план» (Россия) 

фото
«Дальний план», Россия
Фото: Кадр из фильма

С 2015 года в российских городах и селах начали открываться 3D-кинотеатры. Документальная лента «Дальний план» собрана из трех историй, показывающих, как кино может изменить жизнь, спасти от пьянства, необразованности или обычной провинциальной скуки. Вот бывший киномеханик возвращается к некогда горячо любимой работе: показывает внуку хорроры и с упоением рассказывает близким о том, как за эти годы эволюционировала киношная техника. А вот уже другой герой – юноша, недавно решивший бросить пить и начать сочинять рэп, конечно же, снимая целый сериал о собственной жизни. «Больницу закрыли, а кинотеатр открыли», – сетует одна из героинь фильма. Но все показанное в ленте утверждает: кино тоже способно исцелять. 

«Прекрасное: истории космической станции» (Великобритания) 

фото
«Прекрасное: истории космической станции», Великобритания
Фото: Кадр из фильма

Воодушевляющий и невероятно красивый фильм, который хочешь – не хочешь, а спровоцирует ком в горле из-за гордости за человечество, «Докер» приберег напоследок. Фильм закрытия фестиваля «Прекрасное: истории космической станции» рассказывает о нескольких обычных людях из разных стран и городов, объединенных одним – необычной работой на МКС. Это мужчины и женщины, юные и зрелые – одни мечтали стать космонавтами с самого детства, а других в профессию занесло случайно. Они говорят на разных языках, но причастны к одному – невероятному примеру человеческой сплоченности. Фильм, скроенный из нескольких интервью, кадров хроники и завораживающих космических съемок, теперь смотрится с сожалением и меланхолией – Международная космическая станция доживает свои последние годы. А что будет после – вопрос уже нового киноисследования.

Новости партнеров