Моби, шпионские игры и рейв в Чернобыле: что смотреть на Beat Film Festival в 2021 году

2 июня в кинотеатрах столицы и онлайн стартует один из самых интересных отечественных киносмотров документального кино.
Анастасия Седова
|
01 Июня 2021

В программе фестиваля, как и всегда, особое место занимают ленты о музыкантах – иконах электроники, рока и поп-музыки, – режиссерах, модельерах и художниках других мастей. Герои Beat Film Festival творят искусство на глазах зрителя, задаются экзистенциальными вопросами и предпринимают тщетные попытки скрыться от спецслужб.

Фестиваль в этом году продлится почти месяц, завершившись лишь к 20-м числам июня. Что можно и нужно успеть увидеть до этого момента – в нашем материале.

«The Sparks Brothers», реж. Эдгар Райт

The Sparks Brothers, реж. Эдгар Райт, фото
The Sparks Brothers, реж. Эдгар Райт
Фото: Кадр из фильма

Режиссер постмодернистских лент, снятых в кислотно-комиксовом стиле, – «Скотт Пилигрим против всех» и «Малыш на драйве» – на Beat Film Festival в этом году стал героем дня-открытия. Именно первый в карьере Эдгара Райта док о культовой, но парадоксальным образом всеми забытой группе The Sparks откроет смотр 2 июня. Слоган картины гласит: «Любимая группа вашей любимой группы». И эта характеристика для The Sparks кажется исчерпывающей – именно ими в свое время вдохновлялись New Order, Depeche Mode и добрый десяток других коллективов мирового масштаба. Вот только массовый слушатель, кажется, подзабыл этих обаятельных поп-героев, а может и вовсе о них ничего не знал. Жгучую несправедливость Эдгар Райт восстановит в свойственной ему одному манере – с юмором, ностальгией и вниманием к каждому кадру.

«Американская утопия», реж. Спайк Ли

«Американская утопия», реж. Спайк Ли, фото
«Американская утопия», реж. Спайк Ли
Фото: Кадр из фильма

А вот обладатель «Оскара» за лучший адаптированный сценарий к фильму «Черный клановец», режиссер и сценарист Спайк Ли решил объединить усилия с родственным ему по образу мышления Дэвидом Бирном. Имя Бирна хорошо известно всем почитателям постпанка и нововолнового рока – именно он стал основателем, вокалистом и неизменным идейным вдохновителем американской группы Talking Heads. Плоды совместных усилий Бирна и Ли вылились в абсурдистский, многожанровый и изобретательный киномюзикл по мотивам всех альбомов «говорящих голов». Сквозная тема их «Американской утопии» – незаменимость межличностных отношений, без которых человеческая жизнь мрачна и тревожна.

«Вендерс», реж. Эрик Фридлер, Кампино

«Вендерс», реж. Эрик Фридлер, Кампино, фото
«Вендерс», реж. Эрик Фридлер, Кампино
Фото: Кадр из фильма

Как еще рассказать историю творческих исканий автора «Париж, Техас» и «Алисы в городах», если не через классическую голливудскую форму роуд-муви? Не зря же Вима Вендерса принято считать самым американским из всех режиссеров нового немецкого кино. Его ленты, снятые зачастую без итогового сценария, – бесконечная дорога, поток мыслей и состояний героев. Документалка «Вендерс» авторства режиссера Эрика Фридлера и музыканта Кампино перенимает творческий метод немецкого мастера, чтобы рассказать уже его собственную историю. Интервью Вернера Херцога, Копполы, Уиллема Дефо и Патти Смит, хроника со съемок и вырезанные сцены из фильмов Вендерса помогут погрузиться в мысли великого режиссера и понять причину его бесконечного движения.

«Ок, зумер», реж. Лиз Смит

«Ок, зумер», реж. Лиз Смит, фото
«Ок, зумер», реж. Лиз Смит
Фото: Кадр из фильма

Вчерашние школьники с цветными волосами оккупировали тик-ток, где ведут пустые споры о личных границах, толерантности и самовыражении – если вы представляете зумеров так, то эта картина Beat Film Festival предназначается именно вам. Режиссер Лиз Смит занимает позицию рефери, сталкивая два поколения: с одной стороны – нейробиологи, психологи и технократы, с другой – то самое поколение гаджетов и тик-тока, не упрекать которое в духовной пустоте нынче стало признаком дурного вкуса. Зумерам впервые предоставляется право прямо отвечать на упреки и вопросы, рассказывать о себе по-своему, выступить с манифестом или просто воспользоваться правом голоса. В этот раз зрителю самому предстоит разрешить конфликт отцов и детей: эта молодежь, впитавшая интернет с молоком матери, попросту избалована доступностью технологий, или все-таки именно в ее силах изменить наш мир к лучшему?

«Моби», реж. Роб Гордон Бралвер

«Моби», реж. Роб Гордон Бралвер, фото
«Моби», реж. Роб Гордон Бралвер
Фото: Кадр из фильма

Как так вышло, что один из «китов» электронной музыки нулевых в последние годы стал так незаметен? Все же помнят «Why Does My Heart Feel So Bad», «Natural Blues», «Lift Me Up», «In This World», не так уж и давно звучавшие буквально из каждого утюга? Ричард Мелвилл Холл с присущей ему ироничной меланхолией сам проведет зрителя по основным этапам своего творческого становления. Псевдоним Моби – дань уважения его легендарному родственнику, автору «Моби Дика», его электронная музыка – результат рейвовых сходок юности, а кушетка психоаналитика – итог творчества, популярности и того, что пришло после нее. Моби интеллигентен, угрюм и ставит себя в один ряд с Дэвидами – Линчем и Боуи. Он исповедально говорит с нами о смысле жизни, ее правилах и нонсенсах, не забывая при этом демонстрировать фотографии из личного архива, включая те, где у него еще присутствует шевелюра. «Моби» – одна из гала-премьер нынешнего фестиваля. И дело не только в масштабе личности, пожалуй, самого загадочного из современных музыкантов, но и в успокаивающе-терапевтическом характере картины.

«Моя психоделическая история любви», реж. Эррол Моррис

«Моя психоделическая история любви», реж. Эррол Моррис, фото
«Моя психоделическая история любви», реж. Эррол Моррис
Фото: Кадр из фильма

Документалист Эррол Моррис, обладатель «Оскара» и «Серебряного медведя» Берлинале, взял в фокус странную, почти сюрреалистическую любовную линию светской львицы Джоанны Харкот-Смит и гуру психоделической революции Тимоти Лири. Роман этой парочки с разницей в возрасте в 26 лет для любого режиссера документальных фильмов – почва благодатная. Лири долгие годы преследовался ЦРУ, и добрая часть их с Джоанной конфетно-букетного периода прошла в бегах по арабским странам, где, в конечном счете, их все же сумели перехватить. Главный вопрос, на который пытается ответить Эррол Моррис, – могла ли встреча Харкот-Смит и Лири быть срежиссирована спецслужбами с целью вербовки одного из главных хиппи-апологетов. Триллерная составляющая, загадки и подтексты вкупе с лейтмотивом невидимой руки злого рока (читай – государства), вероятно, способного контролировать даже зарождение любовных отношений между двумя настолько разными людьми, доводит картину до неистового саспенса.

«Такие моменты не длятся вечно», реж. Шерил Данн

«Такие моменты не длятся вечно», реж. Шерил Данн, фото
«Такие моменты не длятся вечно», реж. Шерил Данн
Фото: Кадр из фильма

Дэш Сноу – почетный член «клуба 27». Как и Кобейн, Моррисон и Уайнхаус, он жил ярко и умер молодым. А еще Дэш Сноу – олицетворение протестного, нонконформистского мировоззрения. Родившись в неприлично богатой нью-йоркской семье арт-коллекционеров, но отказался принимать богемный образ жизни своих родителей. Его картины, для создания которых Дэш порой использовал даже собственную сперму, стали большим событием Нью-Йорка нулевых, принеся ему славу продолжателя Уорхола и главного авангардиста современности. В 24 Сноу уже выставлялся на престижнейших биеннале, а спустя всего три года погиб от передозировки. Его подруга, фотограф и режиссер Шерил Данн вспоминает Сноу таким, каким он был, – инфантильным, открытым миру бунтарем, явно не предназначенным для этой жизни. «Он был бесстрашным и жил на краю, а еще он был самым настоящим ребенком, первым, кто знакомился с тобой на вечеринке», – написала сама Данн в некрологе Сноу. Эта же мысль, сдобренная огромным количеством шокирующих сцен из рок-н-ролльной жизни противоречивого художника, повторяется и в фильме. «Такие моменты не длятся вечно» – о выбивающихся из привычного уклада жизни новых романтиках, явно не способных взрослеть, стареть и существовать слишком долго.

«Ди Би Купер: как угнать «Боинг» и исчезнуть», реж. Джон Дауэр

«Ди Би Купер: как угнать “Боинг” и исчезнуть», реж. Джон Дауэр, фото
«Ди Би Купер: как угнать “Боинг” и исчезнуть», реж. Джон Дауэр
Фото: Кадр из фильма

В начале 1970-х история загадочного угонщика пассажирского лайнера, летевшего из Портленда в Сиэтл, потрясла общественное сознание. Человек в черных очках, без каких-либо проблем пронес на борт самолета бомбу (или же это был обычный муляж) и совершенно спокойно получил выкуп за многочисленных пассажиров в размере 200 тысяч долларов. После этого он выпрыгнул с парашютом и деньгами где-то над лесами Орегона и был таков. Ди Би Купера найти так и не сумели, а версии о том, что же с угонщиком стало в итоге, колеблются между «он погиб, неудачно приземлившись в чаще» и «он сменил пол и сам стал работать в аэропорту». Эта неразрешенная загадка прочно вошла в массовую культуру, сделав из личности неизвестного преступника что-то вроде Робин Гуда 20 века, отомстившего сильным мира сего за ограбленных правительством простых работяг.

Режиссер Джон Дауэр проводит свое расследование, не претендуя на какие-либо достоверные сведения. И хотя история эта интересна сама по себе, Дауэра больше волнует даже не сам Ди Би Купер, а способ его восприятия современниками, возведшими угонщика самолета до уровня мифологемы.

«Чиллнобыль», реж. Пабло Рохас Кастильо

«Чиллнобыль», реж. Пабло Рохас Кастильо, фото
«Чиллнобыль», реж. Пабло Рохас Кастильо
Фото: Кадр из фильма

Российское документальное кино Beat Film Festival продвигает уже не первый год. В этот раз, пожалуй, самый яркий представитель национальной программы – картина гватемальца Пабло Рохаса Кастильо, выпускника ВГИКа, ученика Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Свою работу «Чиллнобыль» он посвятил актуальной в последнее время теме переосмысления Чернобыльской катастрофы. Его герои – группа молодых парней и девушек, которые хотят побороть свои страхи перед мифом техногенного ада, устроив рейв у четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС. Однако сталкиваются они с непониманием, бюрократией и закостеневшим мировосприятием местных чиновников, которые, как и 35 лет назад, уверены, что лучшая защита – это замалчивание и незнание.

Новости партнеров